- История и значение Парфенона в Древней Греции
- Покровительница Афин
- Возведение Парфенона
- 7. Раньше он был покрашен
- 8. Превращение античного храма в христианскую церковь
- Покровительница Афин
- Что сейчас
- 2. Происхождение названия Парфенон
- 4. Некоторые из ценных артефактов из Парфенона хранятся в Лондоне
- 5. Название Парфенона имеет интересное происхождение
- Скульптуры и фризы храма
- Описание достопримечательности
- 9. Практически 200 лет Парфенон выступал в роли…мечети
- Храм Парфенон в Афинах на карте
- 9. Его разрушили во время Великой Турецкой войны
- 4. Парфенон – один из лучших примеров греческой архитектуры
- Как выглядел Древнегреческий Парфенон
- Скульптуры Парфенона — мифы в камне
- Статуя Афины
- Периоды упадка и возрождения
- Возведение храма
- 8. Парфенон — один из лучших образцов греческой архитектуры
- 7. Во времена Древней Греции Парфенон был ярким и красочным
- Парфенон — великолепный образец дорического стиля
- Время работы
- 3. Парфенон расположен на священном месте
- Интересные факты
- Где находится Парфенон и как до него добраться
- Особенности архитектуры Парфенона
- Планировка
- Материал и технологии
- Скульптурный ансамбль
- История храма, кто построил Парфенон
- Парфенон – прошлое и современность
- 2. Это не первый храм в этих местах
- Цены на билеты
- Что посмотреть рядом
- 3. Какое-то время Парфенон использовался как мечеть
- 5. Парфенон не выполнял функции храма
История и значение Парфенона в Древней Греции
Парфенон (греч. Παρθενών, англ. Парфенон) — классический древнегреческий храм в Афинах, отличающийся уникальными архитектурными формами.
невозможно рассказать историю строительства этого святилища, не упомянув, в каком городе и стране находится Парфенон, а также какие обычаи и верования преобладали во время его строительства. Поэтому сначала мы совершим небольшую историческую экскурсию по древним Афинам и познакомимся с божеством, которому посвящен Парфенон по сей день.
Покровительница Афин
Зевс
В Древней Греции преобладала политеистическая религиозная система, основанная на мифах о различных богах Древней Греции. В связи с Парфеноном нас интересует главный бог — Зевс и его дочь Афина.
В мифе говорится, что Зевсу была предсказана дочь, а за ней сын, который свергнет его с престола. Поэтому, когда его жена Метида (Мудрость) забеременела от него, Верховный Бог не нашел ничего лучше, чем проглотить ее. Но сын любви не хотел сдаваться и вскоре у Зевса началась невыносимая головная боль. Не в силах вынести мучения, он приказал отсечь ему голову, и так родилась его дочь Афина. В глазах девушки отразилась мудрость, а на теле она носила военную одежду, за что ее называли Богиней справедливости, мудрости, военной тактики и стратегии.
В отличие от других божеств Афина не сидела на Олимпе, а обращала внимание на простых людей. Он дал им много знаний и ремесел, научил их составлять законы и вести государственные дела, помог восстановить справедливость в спорах и битвах. За ее заботу благодарный народ Греции очень уважал мудрую и великодушную Афину и старался воздвигнуть в ее честь лучший из греческих храмов.
Афина
После спора с Посейдоном, мудро разрешенного королем Кекропом, Афина стала покровительницей важнейшего культурного и политического центра Древней Греции: города Афины. Поэтому было решено, что именно Афинский Акрополь разместит Парфенон на своих землях.
И если углубиться в историю, стоит вспомнить, что у дошедшего до нас архитектурного комплекса был предшественник. Первым храмом, построенным на этом месте, был Гекатомпедон, также посвященный Афине. К сожалению, после нападения персов сооружение не сохранилось. Когда афиняне выиграли войну, они начали восстанавливать старый Гекатомпедон с еще большим энтузиазмом и построили новый, более крупный и роскошный храм Парфенона в завоеванных Афинах.
Возведение Парфенона
Строительство нового святилища началось в 447 году. Место для храма было выбрано сразу. Он располагался в верхнем городе: величественный Парфенон и священный Акрополь в представлении греков должны были стать одним целым.
Решение о строительстве храма принял афинский правитель Перикл, несмотря на то, что строительство Парфенона требовало больших финансовых вложений. В бюджет строительства входило 450 талантов, цифра беспрецедентная для греков, ведь в те времена на 1 талант строили целый корабль! Возмущение и ропот возникли в народе, но Периклу удалось убедить людей в необходимости Парфенона украсить Акрополь невиданной красотой и мощью в честь Афины.
Архитектором здания был Калликрат, а дизайн будущего святилища разработал Иктин. Именно этот мастер получил уникальное оптическое восприятие храма невооруженным глазом, придумав сделать колонны Парфенона не идеально однородными и наклонными. Знаменитый скульптор Фидий (автор статуи Зевса в Олимпии) отвечал за внешнее и внутреннее убранство святилища, а также за скульптуры, украшающие фронтоны Парфенона).
Архитектурная типология храма выдержана в классическом греческом стиле и представляет собой дорический периметр, окруженный колоннами. Всего со всех сторон Парфенона 50 колонн: 8 для центральных фасадов и 17 для боковых. В отличие от Колизея, колоннада классического Парфенона позволяет увидеть фасад с трех сторон здания с одной точки. Высота возведенного храма составила 14 м, ширину 31 м и длину 70 м.
Окончательно Парфенон был построен в 438 году, и в том же году, по случаю праздника Панафея, храм был освящен. Однако еще 6 лет после официального открытия Фидий украшал фронтоны и фризы возведенного Парфенона. Он также изобрел и создал скульптуру Афины Парфенос (Девы, Девы), от которой святилище и получило свое название.
7. Раньше он был покрашен
Как и большая часть греческой архитектуры и скульптуры, Парфенон изначально был расписан. Хотя историки долго спорили, какая часть здания была окрашена, археологи обнаружили пигменты в краске с помощью ультрафиолетового света.
8. Превращение античного храма в христианскую церковь
Рисунок неизвестного венецианского художника 1672–1676 гг. (Парфенон, Греция).
Парфенон служил сокровищницей и был храмом богини Афины на протяжении тысячелетий. Но когда Афины утратили свою древнюю мощь и славу, превратившись в полуразрушенный провинциальный город Римской империи, они не смогли защитить свое святилище от алчности императора, который захватил все сокровища и увез их в Константинополь.
Фронтон Парфенона (рисунки Жака Керри).
После всех этих печальных событий около V века нашей эры Константинопольский патриарх Павел III приказал восстановить церковь Святой Софии. Почти 1000 лет это было религиозным сооружением для христиан, пока Османская империя не пришла на эти земли.
Покровительница Афин
Древние греки почитали богов, живших на священной горе Олимп. Древнегреческий миф гласит, что могущественный Зевс погиб от руки своего сына. Опасаясь предсказания, гром поглотил Метис, его беременную жену.
Вскоре у Зевса заболела невыносимая головная боль, и небесный правитель приказал ее резать. Из головы грозного Зевса появилась дочь Афина в военной одежде. Мудрость и доброта светились в глазах богини, в честь которой она была названа Богиней справедливости, мудрости и военной стратегии.
Афина сошла с Олимпа и дала людям ремесла, научила женщин ткать, развивала науки, показала искусство составления законов и ведения государственных дел. Афина — покровительница войн, подавляющая несправедливость в спорах и битвах. Благодарный народ Греции почтил мудрую и щедрую Афину и воздвиг в ее честь храм.
Что сейчас
В наши дни Парфенон — главная достопримечательность Афин, одна из национальных святынь Греции и достояние всего человечества. Идеальный внешний вид храма, хотя и не полностью сохранившийся до наших дней, не только дает представление о культурных и технических достижениях Древней Греции, но и является символом возможностей человеческого гения. Парфенон ежегодно привлекает в Афины миллионы туристов, а с 1987 года вместе со всей территорией Афинского Акрополя включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Где Парфенон
Парфенон расположен на территории Афинского Акрополя в центре греческой столицы. Чтобы попасть на холм Верхнего города, нужно добраться до центра Афин. Если вы путешествуете по Афинскому BTS, вы должны выйти на станции Akropolis красной линии афинского метро. Кроме того, большая пешеходная улица Дионисиу Ареопагиту ведет к холму с расположенным на нем храмом.
2. Происхождение названия Парфенон
Статуи Парфенона до сих пор считаются каноном изящных искусств (Афины, Греция).
Название Парфенон происходит от греческого слова παρθενών, которое переводится как «апартаменты для незамужних женщин». Считается, что это слово относится конкретно к комнате в Парфеноне, хотя историки до сих пор спорят, что это за комната. На данный момент существует несколько теорий, возможно, что название храма указывает на девственниц (партеноев), участвовавших в жертвоприношениях богине Афине, именно это действие гарантировало безопасность города.
4. Некоторые из ценных артефактов из Парфенона хранятся в Лондоне
В 1800–1803 годах, когда Греция находилась под властью Османской империи, шотландский аристократ Томас Брюс перевез около половины сохранившихся скульптур Парфенона в Великобританию, заявив, что получил разрешение от османов. Скульптуры сейчас находятся в Британском музее. По этому поводу ведутся жаркие споры: греческое правительство уже много лет призывает вернуть в Парфенон драгоценные скульптуры.
5. Название Парфенона имеет интересное происхождение
Название Парфенон происходит от греческого слова παρθενών, что переводится как «место незамужних женщин». Считается, что это название связано с комнатой внутри Парфенона, хотя историки спорят, что это за комната. Не исключено, что название придумала Дева, участвовавшая в жертвоприношениях богине Афине.
Скульптуры и фризы храма
Внутри храма над колоннадой он окружен 160-метровым барельефным фризом, изображающим торжественное шествие в честь рождения богини Афины. Ежегодно в течение 5 дней с 24 по 29 июля люди восхваляли Афину. В начале праздника были прочитаны стихи, проведены театрализованные представления и спортивные соревнования.
Затем люди выстроились в колонну, и процессия торжественно и неторопливо двинулась к Акрополю, чтобы принести Афине пеплос — торжественный подарок — шерстяное пальто для женщин без рукавов.
На мраморном фризе Парфенона изображены молодые люди с лошадьми, которые продемонстрировали способность доблестно выступать на голых лошадях. Девушки в длинных одеждах гонятся за рогатыми быками, выбранными для жертвоприношения. Важный марш спокойных и благородных старейшин. Музыканты, рыцари, колесницы, женщины с пальмовыми ветвями отправляются поклоняться богине.
В процессии участвуют 378 афинян и богов и 200 животных. Все переходят в храм, где над входом есть барельеф — праздник 12 главных божеств, которым поклонялись в Древней Греции. Над фризом — рельефное изображение: битва богов с великанами, битва эллинов с амазонками, битва лапифонов с кентаврами, рассказы о Троянской войне.
Обойдя Парфенон, процессия подошла к фронтону, где торжественно восседал Зевс. Рядом с Громовержцем стоит кузнец Гефест, только что вскрывший череп Повелителя Богов. Из него явилась богиня Афина в доспехах и шлеме с атрибутом мудрости — змеей.
По углам фронтона изображены головы храпящих лошадей, запряженные колесницами бога солнца Гелиоса и богини луны Селены. Лица богов спокойны и трезвы. На западном фронтоне расположен барельеф — «Спор Афины и Посейдона за владение Аттикой».
Описание достопримечательности
Размер и планировка храма уникальны. Для своего времени это вообще была революция в строительстве.
На схеме вы можете подробно рассмотреть строение храма, мы приведем лишь несколько цифр:
- Парфенон — классический периметр: прямоугольное здание, со всех сторон обрамленное колоннадой. Всего 50 колонн, в каждой по 20 канавок).
- Фундамент сооружения трехступенчатый, высотой 1,5 м.
- Главный вход находится на противоположной стороне от главного входа в Акрополь. Поэтому, чтобы попасть в храм, необходимо пройти через все здание. Его длина 59 метров.
- В восточной части находилось святилище Афины и ее знаменитой скульптуры Фидия.
- Казначейство и архив хранились в западном крыле.
- Все здание выполнено из мрамора Pentelikon, который со временем меняет цвет с белоснежного на желтоватый.
Уникальность проекта Iktin заключается в том, что он добился восприятия всех линий Парфенона идеально прямыми и параллельными с помощью оптического эффекта, создаваемого человеческим глазом. Мы воспринимаем мир немного искаженным, поэтому архитектор изначально выпучил колонны Парфенона в центре и слегка наклонил угловые, чтобы визуально они выглядели идеально однородными.
К сожалению, скульптуры Парфенона сохранились лишь частично, а многие были полностью разрушены. Только по фотографиям можно представить, как полностью выглядел памятник. На фронтоне были увековечены мифические войны и сцена рождения богини Афины из головы Зевса. На западной стороне вы можете увидеть спор между Афиной и Посейдоном за господство над Аттикой, решенный оливковой ветвью, подаренной богиней. По периметру располагался еще один фриз со сценами из Панафин — одного из главных праздников Древней Греции, посвященного дню рождения Афины.
Основная скульптура храма Промахоса была сделана из золота и слоновой кости высотой 13 м, из которых сегодня можно увидеть только копию. Для более полного погружения в мир Древней Греции и более глубокого понимания шедевров Парфенона закажите тур по Акрополю на официальном сайте Sputnik. Уточняйте программу и стоимость тура у наших менеджеров.
9. Практически 200 лет Парфенон выступал в роли…мечети
Греческий Парфенон служил Великой мечетью с 1458 по 1687 год (Афины, Греция).
Неудивительно, что Парфенон за свою долгую историю претерпел несколько трансформаций, поскольку он довольно обычен для многих древних построек. В 1460 году, когда Греция находилась под властью Османской империи, храм был преобразован в мечеть и выполнял свои функции почти 200 лет. Как известно нашим авторам, минарет состоял из башни, которая раньше использовалась как колокольня, потому что до этого здесь был построен католический храм.
Храм Парфенон в Афинах на карте
9. Его разрушили во время Великой Турецкой войны
Война между Османской империей и союзом европейских христианских государств в 1683–1699 годах разрушила Парфенон. Затем он использовался как мечеть, а во время войны османы превратили его в склад боеприпасов. После бомбардировки венецианцами боеприпасы взорвались и серьезно повредили Парфенон и его скульптуры.
4. Парфенон – один из лучших примеров греческой архитектуры
Так выглядел Парфенон 2,5 тысячи лет назад (Афины, Греция).
Парфенон стал одним из знаковых образцов архитектуры древних греков, которые создали его в виде периптеро, храма, окруженного колоннами в дорическом порядке. Конструкция здания размером 30,9 на 69,5 метра состоит из двух внутренних камер (камеры). В восточной келье установили 12-метровую статую богини Афины. В западной палате находилась главная казна Союза греческих городов-государств (Делосская лига), в которой могли находиться только священники, ответственные за безопасность казны.
В древности Парфенон был богато украшен статуями и резьбой (Афины, Греция).
Учитывая, что Парфенон построен в лучших традициях архитектурных канонов дорического ордена, это означает, что его колонны имеют скульптурные бастионы и простые капители. Внушительные фронтоны, венчающие каждый угол здания, были украшены скульптурами, а сплошной фриз проходил вокруг каждой внутренней комнаты и перемычек колонн.
Как выглядел Древнегреческий Парфенон
Древнегреческий Парфенон представлял собой поистине великолепное зрелище.
Поперечный разрез Парфенона
Основание храма — сохранившийся до наших дней стилобат: трехступенчатый подъем, ведущий к храму. Сам храм представляет собой прямоугольное здание, с каждой из четырех сторон которого расположены колоннады. Размеры базового прямоугольника 69,5 × 30,9 метра.
На фасадах храма было 8 колонн, еще 17 по бокам, что в сумме дает 48 опор (угловые колонны одновременно являются элементами фасада и стороны).
примечательно, что колонны были не перпендикулярными, а наклонными, наклонными внутрь. К тому же угол наклона угловых колонн намного меньше, чем у остальных. Сами колонны были классическими образцами дорического ордера, хотя и были необычайно большими.
Один из уцелевших фризов Парфенона
Внутри храма были сделаны две дополнительные ступеньки, ведущие на центральную площадку, окруженную 12 другими колоннами фасадов.
Платформа была разделена на три нефа: большой центральный и два малых боковых. Центральный неф был окружен с трех сторон 21 колонной. В его центре была та же, позже исчезнувшая статуя Афины Парфенос.
Внутренний фриз храма выполнен в ионическом стиле и изображает праздничное шествие в последний день Панафинея.
Сохранилось 96 пластин этого фриза, большая часть которых находится в Британском музее. Многие десятилетия правительство Греции тщетно стремилось вернуть мраморные фрагменты украшения Парфенона на их историческое место.
Что касается экстерьера, мало что известно. Фронтоны Парфенона были разрушены в средние века, поэтому восстанавливаются в основном по предположениям.
Восточный фронтон мог изображать рождение Афины, но детали скульптур практически исчезли. Вестерн, скорее всего, показывает спор Афины и Посейдона за владение Аттикой. Всего с фронтонов сохранилось 30 статуй, но состояние их весьма плачевное, особенно те, что были найдены в Британском музее в конце ХХ века — они подверглись довольно варварской очистке.
Внешние фризы Парфенона сохранились немного лучше — по крайней мере, мы точно знаем, что на них изображено.
На восточной стороне храма запечатлен сюжет о войне кентавров и лапифов, на западе — Троянская война, на севере — гигантомахия и на юге — сцены битвы греков и амазонок.
Большинство сохранившихся горельефов находится в Афинском музее, а их точные копии постепенно появляются в отреставрированном Парфеноне.
Скульптуры Парфенона — мифы в камне
Дорический фриз фасада был украшен барельефами, изображающими сцены боевых искусств: битвы лапифов и кентавров на востоке, греков и амазонок на юге, богов и великанов на севере и участников Троянской войны на западе. Скульптурная композиция на восточном фронтоне посвящена мифу о рождении Афины. Как и положено богиням, Афина родилась необычным образом, а именно из головы Зевса. Легенда гласит: Зевс проглотил свою беременную жену, чтобы предотвратить рождение сына, который сверг бы его. Вскоре бог грома почувствовал сильную боль, затем кузнец Гефест ударил его по голове и Афина выскочила оттуда.
Восточный фасад храма
На западном фронтоне спор между Афиной и Посейдоном за владение Аттикой увековечен в камне, когда оливковое дерево, подаренное Афиной, было признано более ценным подарком, чем источник с морской водой, высеченный в скале трезубцем Посейдона. По периметру внешних стен храма, на высоте 11 метров от пола, протянулся сплошной лентой еще один фриз, ионический. Его рельефы иллюстрируют сцены из традиционной церемонии празднования «Дня рождения богини Афины» — Панафинеи. Здесь изображены рыцари, колесницы, музыканты, люди с жертвенными животными и дарами и т.д. Конец процессии показан в восточном конце: священник получает пеплос от афинской женщины — новую одежду, сотканную для Афины. В древности в Парфеноне находилась сокровищница, в которой хранились сокровища Афинского морского союза.
Фрагмент восточного фасада храма
А в центре храма стояла 13-метровая статуя Афины Парфенос, сделанная из золота и слоновой кости. К сожалению, оригинальная статуя не сохранилась до наших дней. В музеях мира можно увидеть только копии шедевра Фидия, воссозданные по описаниям.
Статуя Афины
Самая удачная копия знаменитой статуи Фидия
Статуя Афины описывается как одна из величайших работ Фидия. Статуя богини была деревянной, покрытой золотом (около тонны) и украшенной слоновой костью.
Вместо того чтобы подчеркивать недоступность и отчужденность божественности (как он это сделал с Зевсом Олимпийским), Фидий изобразил Афину простой и близкой своему народу.
Статуя была относительно низкой (13 метров) и изображала гордо стоящую Афину, держащую копье в одной руке и двухметровую фигуру богини победы Ники в другой.
Голову богини украшал трехгорный шлем, а у ее ног находился щит с изображением батальных сцен.
Увы, но статуя стоила архитектору Парфенона жизни — в стремлении увековечить не только божественную Афину, но и самого себя, мастер запечатлел в одной из сцен, украшавших щит богини, лысого старика с молотком в качестве оружия скульптор.
Фидий на щите скульптуры Афины Богородицы
Афиняне не ценили юмор и осуждали его за богохульство. Фидий умер в тюрьме.
Знаменитая статуя, вероятно, погибла при пожаре, предположительно в 5 веке до н.э., но есть несколько копий разной степени точности.
Самая аутентичная, называемая «Афина Варварикон», находится в Национальном археологическом музее.
Периоды упадка и возрождения
Парфенонский храм Афины, расположенный в центре города на Акрополе, за годы своего существования претерпел многое. Краткое описание истории Парфенона выглядит следующим образом.
После постройки храм почитался около 100 лет. Последним его покровителем был Александр Македонский, подаривший святилищу 14 щитов для восточного фронтона и доспехи побежденных воинов. После его смерти Парфенон ждали черные дни.
Государи позволили себе разграбить драгоценные украшения храма и превратить святилище почти в публичный дом. А в третьем веке до нашей эры в здании вспыхнул большой пожар, уничтоживший часть крыши, потолка и дверей святилища. Это также привело к бесследному исчезновению скульптуры Афины Парфенос. После пожара храм восстановили, но Парфенон имел немного другой вид.
Спустя 800 лет древнему святилищу суждено было превратить его в христианский собор. Все древние богатства были привезены в Константинополь, а сам храм был снова немного перестроен по-новому. Прошли века и в 15 веке Парфенон стал мусульманской мечетью, т.к. Афины были захвачены турками. Они рисовали на всех фактурах, которые противоречат их убеждениям, однако внутреннее убранство ни на что не повлияло.
Впоследствии, в 1687 году, во время войны здесь хранились боеприпасы. Бомбардировка с вершины Акрополя и прямое попадание в ящики с порохом буквально превратили Парфенон в руины. Вот уже двести лет эти фрагменты хранились на холме как напоминание о славном прошлом. В 1840 году к древнему святилищу снова привлекли внимание, и его решили восстановить. С переменным успехом этот процесс продолжается и по сей день.
Возведение храма
Строительство Парфенона началось в эпоху Перикла, величайшего политического деятеля Древней Греции. В 447 году правитель выделил 450 талантов на строительство храма. Люди ворчали: тогда эти деньги нужны были для постройки кораблей. Перикл убедил людей, что Парфенон в честь Афины прославит Акрополь силой и красотой.
Архитектором здания стал Калликрат, проект разработал архитектор Иктин. Украшение — работа великого скульптора Фидия. Храм построили известные мастера Греции, постройкой руководил сам Перикл. Правитель оставил империю без флота, но подарил миру Парфенон.
Храм построен из мрамора с золотыми краями. Камень был добыт на горе Пентеликон, в 20 км от Афин. Белый мрамор Pentelikon в лучах солнца приобретает желтоватый оттенок, поэтому Парфенон имеет золотистый оттенок. Мраморные блоки скреплялись железными штырями, наполненными свинцом. Храм был освящен в 438 году по случаю ежегодных Панафинейских игр.
8. Парфенон — один из лучших образцов греческой архитектуры
Как одно из самых знаковых зданий в мире, Парфенон стал символом греческой архитектуры. Он продуман до мелочей, совершенно незаметен для постороннего наблюдателя. Например, историки даже ввели понятие «кривизны Парфенона», особой кривизны, которая вносила оптические корректировки при просмотре здания. Снаружи храм кажется идеально прямым, но на самом деле строго прямых линий в его очертаниях почти нет.
7. Во времена Древней Греции Парфенон был ярким и красочным
Реконструкция окраски фронтона и метопов Парфенона (Афины, Греция).
Бытует мнение, что архитектурные сооружения древности имели естественный цвет нетронутого камня или мрамора, но это иллюзия. Парфенон — как и большая часть греческой архитектуры, и даже скульптуры были изначально расписаны. В то время как историки спорят, какая часть структуры была покрыта цветом, археологи с помощью ультрафиолетового излучения обнаружили пигменты, которые со временем просто выгорели и полностью потеряли свой цвет. Исследования показали, что все скульптуры и резьба на фронтоне, фризе и крыше были окрашены в оттенки синего, красного и золотого.
Парфенон — великолепный образец дорического стиля
Парфенон — классический древнегреческий храм, прямоугольное здание, обрамленное колоннадой. По меркам древнегреческой архитектуры количество колонн на боковом фасаде на 1 единицу больше, чем в два раза больше количества колонн на фасаде здания (по отношению к Парфенону — 8 и 17). Древние архитекторы внесли элегантность во впечатляющий храм, разработав систему оптической коррекции. Издалека прямые линии кажутся слегка вогнутыми, и для устранения этого «недоработки» архитекторы сделали центральную часть колонн немного утолщенной, а угловые колонны были слегка наклонены к центру, получив таким образом видимость прямолинейности.
Южный фасад храма
Время работы
7 дней в неделю с 08.00 до 19.30.
Зимний период — до 17.00 часов.
Акрополь закрыт в пасхальное воскресенье, Рождество, 1 января, 1 мая.
3. Парфенон расположен на священном месте
Парфенон был построен на месте ранее разрушенного храма богини Афины (Афины, Греция).
История Акрополя уходит корнями гораздо глубже, чем сам Парфенон. Фактически, храм находится на месте гораздо более старого храма, посвященного Афине, который теперь называется Префеноном или Старым Парфеноном. Этот древний храм был разрушен во время Персидской войны в 480 г до н.э и был разрушен на этапе строительства, поэтому даже древние греки не могли увидеть святилище в его законченном виде. Только 30 лет спустя, после разрушительной войны, греки решили снова возродить это место и построить еще одно великолепное сооружение, руины которого мы можем видеть даже спустя более чем тысячелетие.
Интересные факты
- Для обработки камня, необходимого для строительства Парфенона, была построена лаборатория, где работали с мрамором. Тяжелую работу выполняли свободные люди, а рабов использовали для тяжелой тяжелой работы.
- Главная заслуга в реставрации Парфенона принадлежит Николосу Баланосу. За сорок лет архитектор добился больших успехов в своем творчестве. Парфенон стал напоминать храм, возведенный более 2000 лет назад. Но у Баланоса были и критики. Его ругали за то, что блоки крепились металлическими прутьями, со временем они покрылись ржавчиной, из-за чего мрамор испортился. Крепления пришлось заменить на титановые стержни.
- Во время строительства Парфенона разразился, как мы сейчас сказали бы, коррупционный скандал. Фидия обвинили в хищении средств, выделенных на статую Афины. Что с ним произошло, точно не известно, по одним источникам он был признан невиновным, по другим — наоборот: скульптор попал в тюрьму.
- В средние века, когда Парфенон был христианской церковью, метопы северного фасада были разрушены из-за языческих изображений. Почему в данном случае не трогали остальных, непонятно.
- Сегодня, глядя на Парфенон, сложно представить, что он изначально был цветным. Самым ярким элементом стал фриз: фон из красного метопа, синих триглифов. Скульптурные композиции были белыми как на фронтоне, так и на фризе.
- В 19 веке греки боролись за свою независимость. Сражения с османами тоже произошли в Афинах, турки укрылись в Акрополе, кончились боеприпасы, начали вскрывать древние колонны Парфенона для извлечения свинцовых скоб. Их разрезали на пули. Греки узнали об этом и дали указания туркам остановить разрушение храма.
- Чтобы туристы не забирали древние камни в качестве сувениров, администрация Акрополя наняла людей, которые ночью разбрасывают куски мрамора.
Где находится Парфенон и как до него добраться
В сознании многих путешественников, прежде всего, Греция — это Афины и Парфенон.
Туристам не придется долго бродить по улицам Афин в поисках места, где находится древний Парфенон. Найти его очень легко, ведь главный храм Афин, как и римский Пантеон, находится в историческом центре столицы.
Ориентиром является Акрополь, главное святилище Греции, расположенный на возвышенности. Чтобы добраться туда, вам нужно сесть на красную ветку местного метро и доехать до одноименной станции Akropolis. Вы выйдете на пешеходную улицу Дионисиу Ареопагиту, которая, плавно поднимаясь на гору, приведет вас прямо к Храму Афины.
Улица Дионисиу Ареопагиту
Особенности архитектуры Парфенона
К сожалению, Парфенон, древнегреческий храм богини Афины и памятник античной архитектуры, не сохранился до наших дней во всей красе. Согласно сохранившимся описаниям архитектурного ансамбля, это было новшество и прорыв в греческой архитектуре того времени.
Окруженный дорическими колоннами, Храм Богини Мудрости Афины станет самым великолепным и роскошным сооружением в Греции. Но из-за последующих действий христианских и мусульманских захватчиков храм потерял большую часть своей античной мебели.
Восточный фронтон здания был украшен скульптурной композицией «Рождение Афины», а западная часть была посвящена спору Афины и Посейдона за покровительство греческой столице. Исторические сцены содержали фризы и метопы Парфенона. В частности, на них изображены битвы богов с великанами, а также битвы с амазонками, эпизоды Троянской войны и торжественные шествия.
Особого внимания заслуживает статуя Афины, сделанная из дерева и украшенная золотом и слоновой костью. Фидий не сожалел о великолепии и величии своей скульптуры из целой тонны золота, и его потомки разграбили ее через столетие после постройки храма.
Но отличительные особенности архитектурного решения скрыты не в мебели, а в основании храма.
Планировка
Возведение Акрополя обеспечивает естественную защиту во время осады, поэтому во время строительства храма не задумывались об оборонительной функции.
В основе сооружения — трехуровневый фасад, на котором стоит прямоугольное здание, окруженное колоннадой. Колонны — практически центральная часть Парфенона, так как благодаря им воплощена идея идеального оптического восприятия форм.
Внутренняя часть святилища отделялась от колонн еще двумя ступенями. Длина храма изнутри составляла 60 м, ширина — 22 м. В здании размещалась большая площадь со статуей Афины, также окруженная колоннами по периметру. По обе стороны были еще две маленькие комнаты. На внутренних фризах Парфенона изображено праздничное шествие девственниц к Акрополю с подарками мудрой Афине, покровительнице города, как это описано в рельефе на западном фронтоне.
Материал и технологии
Большая часть святилища была построена из камня.
В качестве строительного материала для постройки были выбраны блоки из пентелийского мрамора. В этом случае блоки укладывались «всухую», то есть без добавления цемента или другого раствора. Для этого каждый камень был тщательно повернут и адаптирован к определенному размеру. Крыша храма также была мраморной, но полы были деревянными.
интересно, что свойства материала создали еще одну уникальность Парфенона. Этот вид мрамора хорошо поглощает солнечные лучи, меняя цвет на золотистый. Поэтому на южной стороне, где жарко, храм окрашен в желто-золотой цвет, а на северной стороне здание имеет пепельно-серый оттенок.
Скульптурный ансамбль
Что касается украшения, Иктин и Калликрат передали свои полномочия Великому Фидию.
Главной скульптурой, несомненно, была статуя Афины Парфенос, расположенная в центре храма. На метопах, фризах и фронтонах размещено множество рельефов исторической и мифологической тематики. В Парфеноне также было много исторических личностей.
Но, к сожалению, небольшая часть скульптур сохранилась до наших дней. Грекам удалось сохранить 30 статуй, 96 частей фриза и 57 метопов.
История храма, кто построил Парфенон
Парфенон во время реставрации
Строительство Парфенона началось в 447 году до нашей эры. Его приписывают архитектору Иктену, а за строительством руководил Калликрат, который был практически придворным хозяином правителя Перикла.
Помимо Парфенона, Калликрат построил множество других храмов на Акрополе, а также активно участвовал в светской жизни города, вспоминая и завершая проект Длинных стен, который позже очень неприятно удивил спартанскую армию во время Пеллопоннесских войн.
правда, обиженные спартанцы продолжали сносить стены до основания тридцать лет спустя, но, увы (а может быть, и наоборот, к счастью), Калликрат больше его не видел. Кроме того, жители города восстановили стены и еще триста лет служили символом независимости Афин.
Парфенон — главный шедевр мастера. Храм еще не был тем, чего хотел Калликрат. Строительство длилось более девяти лет, и все эти годы афинское правительство регулярно отчитывалось перед своим народом о каждой потраченной на строительство монете (археологам удалось найти мраморные таблички с отчетами).
Праздник Панафинеона
В праздник Панафинея 438 г до н. Э. Храм был торжественно открыт для посетителей, но декоративные работы продолжались еще шесть лет под руководством скульптора Фидия, преемника Калликрата и создателя одного из семи чудес света: статуя Зевса в Олимпии. Для Парфенона Фидий создал не менее красивую статую Афины Парфенос, которая стала главным украшением храма.
К сожалению, славная история святилища не длилась и двухсот лет: последним правителем, по-настоящему почитавшим Афину, был Александр Македонский. После его посещения храма в 323 г до н. Э. Афины постепенно погрузились в тиранию и позже неоднократно попадали в плен, сначала варварскими племенами, а затем римлянами. Примерно в то же время в храме вспыхнул сильный пожар и статуя Афины Парфенос была утеряна (правда, на момент пожара она была практически бесполезна — все золотые элементы были заранее вырваны, так что тогдашний правитель Афин могли заплатить солдатам).
Византийская эпоха Парфенона
После пожара храм был восстановлен и служил последним прибежищем богини почти 800 лет, пока при патриархе Павле III он не был преобразован в собор Святой Софии.
Все сокровища были привезены в Константинополь, правда, на тот момент их осталось немного. Храм был значительно перестроен, но в целом сохранил свой характерный вид.
Но в 1458 году Афины снова изменили свой статус, став частью Османской империи.
Турки разместили военный гарнизон в Акрополе, и Парфенон был преобразован в мечеть, заново отстроив его и серьезно повредив росписи внутри храма. Интересно, что кроме закрашивания всех фактур, противоречащих мусульманской культуре, никаких других изменений во внутреннем убранстве храма не было.
В 1687 году, во время войны между османами и Священной лигой, Парфенон, служивший складом и убежищем для турок, подвергся бомбардировке с доминирующей высоты: холма Филопаппу. Прямое попадание в отложение пыли буквально разрушило храм, похоронив под ним более 300 турок.
Парфенон в 1840 году
Следующие двести лет руины Парфенона служили историческим памятником, пока в 1840 году не началась их реставрация.
Процесс восстановления древнего главного храма все еще продолжается с переменным успехом, но трудно отрицать тот факт, что было сделано много археологических открытий.
правда, в последние годы проект реставрации был заморожен: после вступления в ЕС у Греции просто не осталось денег на реставрацию памятников.
Парфенон – прошлое и современность
Перикл говорил своим современникам, что строительство Парфенона станет для потомков поводом гордиться своими предшественниками. И он был прав. Сегодня Акрополь и Парфенон составляют одно целое, потому что храм является центральным элементом древнего святилища. И хотя статуя богини Афины Парфенос была утеряна, а фризы и фронтоны Парфенона были разрушены, современные греки гордятся своим историческим прошлым.
Они стремятся восстановить святилище в первозданном виде: таким, каким оно было в лучшие времена античности. И хотя начало строительства отреставрированного храма началось почти 2 века назад, к сожалению, оно еще не завершено, потому что на все работы не хватает средств. В современном мире необходимо иметь дело с политическими и экономическими трудностями, чтобы памятники прошлого отошли на второй план. Но греки верят, что обязательно наступит день, когда Парфенон засияет своим древним величием.
2. Это не первый храм в этих местах
История Акрополя уходит корнями гораздо глубже, чем сам Парфенон. Храм расположен на месте более старого здания, посвященного Афине, которое сейчас называется старым Парфеноном. Этот древний храм был разрушен во время Персидской войны в 480 г до н. Э., Во время строительства. Пробыв в руинах более 30 лет, греки решили возродить это место и построить нынешний Парфенон.
Цены на билеты
- Входной билет 20 евро.
- Студенты — 10 евро.
- Детям до 18 лет — бесплатно.
С 01.11 по 31.03 — для всех посетителей 10 евро.
Входной билет позволяет увидеть все древние постройки Акрополя.
Дни, в которые каждый может посетить Акрополь бесплатно: первое воскресенье ноября, декабрь, январь, февраль, март; последняя суббота и воскресенье сентября; 06 марта; 18 мая; 29 октября.
Что посмотреть рядом
В Акрополе, помимо Парфенона, есть много других памятников старины.
- Эрехтейм — остатки храмов Афины и Посейдона. Здание было построено примерно в то же время, что и Парфенон. Особый интерес у туристов вызывают кариатиды, их 6, высотой 2 м и 10 см.
- Храм Ники расположен в юго-западной части Акрополя. Интересен храм с колоннами и фризом с барельефами. Дважды храму грозило полное разрушение, но каждый раз его восстанавливали.
- Пропилеи — это остатки входа, построенного в V веке до нашей эры. Сохранились колонны, часть горизонтальных перекрытий. Вход напоминает храм, выглядит величественно.
- Одеон Геродота — амфитеатр, построенный во 2 веке до н.э. Одеон хорошо сохранился; во время реставрации были отреставрированы сцена и места для публики.
Для современников Парфенон был символом могущества и славы Афин. Сегодня этот старинный храм считается величайшим образцом античной архитектуры, шедевром мирового искусства и архитектуры.
3. Какое-то время Парфенон использовался как мечеть
За свою долгую историю Парфенон претерпел несколько преобразований. В 1460 году, когда Греция находилась под властью Османской империи, храм использовался как мечеть почти 200 лет. Минарет (башня, с которой верующие призываются на молитву) был получен из обычной башни, которая была частью здания. До этого Парфенон использовался как католическая церковь.
5. Парфенон не выполнял функции храма
Фидий и его знаменитая статуя Афины, сделанная для Парфенона (Афины, Греция).
Хотя мы привыкли говорить о Парфеноне как о храме — и он выглядит как религиозное сооружение, но в древности главный культовый образ Афины Паллады располагался в другом районе Акрополя. В то время как внутри Парфенона находилась величественная статуя Афины, которая была сделана известным скульптором Фидием, но не была связана с каким-либо особым культом и поэтому не почиталась.