Зимний дворец: архитектура, история и интерьеры залов и гостиных

Содержание
  1. Зимний дворец в Санкт-Петербурге
  2. Зарождение Эрмитажа
  3. Зимний дворец во время блокады
  4. Экскурс в прошлое
  5. Великолепный и восхитительный музей
  6. Первый этаж
  7. Второй этаж
  8. Архитектурные особенности Зимнего дворца
  9. Большой тронный зал
  10. Интересные факты
  11. Исторические события
  12. Сообщество
  13. Особенности архитектуры, чем примечателен Зимний дворец
  14. Использование построек дворца
  15. Зимний дворец в цифрах
  16. Невская анфилада
  17. Основные залы Зимнего Дворца (кратко)
  18. Иорданская лестница
  19. Николаевский зал
  20. Концертный зал
  21. Малахитовый зал
  22. Белая столовая
  23. Готическая библиотека
  24. Белая гостиная
  25. Золотая гостиная
  26. Малиновый кабинет
  27. Гербовый зал
  28. Военная галерея
  29. Петровский зал
  30. Фельдмаршальский зал
  31. Георгиевский зал
  32. Аполлонов зал
  33. Особенности дворцовых помещений
  34. Значимые помещения
  35. Описание и назначение залов
  36. Где находится и как добраться
  37. Символ российского самодержавия

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Зима — главный императорский дворец России, парадная резиденция дома Романовых, жилой небоскреб в Санкт-Петербурге. Адрес: Дворцовая набережная, 38.

Зарождение Эрмитажа

В 1764 году Екатерина II получила 317 ценнейших картин из частной коллекции картин Иоганна Эрнста Гоцковского из Берлина по долгу перед князем Владимиром Сергеевичем Долгоруковым. Хотя почему-то принято считать, что картин было всего 225.

Как бы то ни было, но именно они заложили основу коллекций Эрмитажа. «Эрмитаж» в переводе с французского означает «место уединения». Это логично, ведь художественные шедевры нашли пристанище в укромных квартирах дома. В 1775 году было построено отдельное здание для собрания полотен.

Зимний дворец во время блокады

С начала войны во дворце велась самоотверженная работа по сохранению художественных ценностей. Уже 22 июня 1941 г было издано распоряжение директора Эрмитажа И. А. Орбели об эвакуации музейных ценностей.

образовались 2 эшелона с бесценными произведениями искусства. Их благополучно отправили на Урал в город Свердловск. Началось формирование третьего эшелона, но замковое кольцо замкнулось и осталось стоять на путях станции.

Зимний дворец в годы Великой Отечественной войны

Самым сложным было сохранить шедевры и разместить их в подвалах Эрмитажа. В Зимнем дворце построено 12 бомбоубежищ для сотрудников и членов их семей. Здание было перекрашено в серый цвет и тщательно затемнено.

Однако в результате авиаудара и бомбардировок объекту был нанесен некоторый ущерб. Он получил около 20 пуль и 2 бомбы. Благодаря усилиям реставраторов повреждение было устранено в кратчайшие сроки.

В 1944 году открылась постоянная экспозиция, а осенью 1945 года почти все эвакуированные ценности вернулись в музей, а его залы открылись для ценителей прекрасного.

Экскурс в прошлое

Дворец был построен в середине 18 века (1754-1762 гг.). Императрица Елизавета Петровна, любительница роскоши, приказала русскому архитектору итальянского происхождения Бартоломео Франческо Растрелли построить в центре Петербурга дворец, который мог бы порадовать европейских монархов изяществом и богатством.

Во время правления Елизаветы дворец достроили не удалось, поэтому Екатерина II чувствовала себя полновластной хозяйкой величественного здания.

Старое фото зимы

Отголоски событий в Зимнем дворце:

  • 8 апреля 1762 года, на Пасху, во дворце было проведено мероприятие по освещению здания, и в него вошел императорский двор.
  • 5 февраля 1880 года в Зимнем дворце член Народной воли С. Халтурин совершил теракт, решив убить Александра II. Царская семья не пострадала, в результате нападения 11 солдат личной гвардии короля были убиты, 56 ранены.
  • 9 января 1905 г перед Зимним дворцом снималась мирная демонстрация рабочих, положившая начало революции 1905–1907 гг.
  • В октябре 1915 года здесь размещался военный госпиталь.
  • В феврале 1917 года дворец заняли войска, перешедшие на сторону восставших.
  • В июле 1917 года Зимний дворец был резиденцией Временного правительства, объявившего о национализации королевских дворцов.
  • В ночь с 25 на 26 октября (7-8 ноября) 1917 года солдаты и матросы штурмом взяли дворец и арестовали временное правительство.
  • 30 октября (12 ноября) нарком Луначарский объявил Зимний музей и государственные музеи Эрмитажа.
  • В 1919 году открылась выставка картин.
  • 22 июня 1941 года в подвалах устроили 12 зенитных укрытий, в которых постоянно прятались 2 тысячи человек.
  • В годы Великой Отечественной войны по зданиям дворца попало 12 артиллерийских снарядов и 2 авиабомбы.

Возьмите Зимний дворец 1917 года

Великолепный и восхитительный музей

Сейчас Зимний дворец — это главное здание музейного комплекса: Государственный Эрмитаж. Весь комплекс представляет собой величайшее произведение искусства и настоящий центр эстетического совершенства.

На знакомство со всеми шедеврами уйдет время… долгое время. Все три этажа открыты для посетителей и есть на что посмотреть.

Первый этаж

Здесь есть много интересного для любителей археологии. Самые интересные находки собраны со всех регионов постсоветского пространства. Архитектурную ценность представляют комнаты дочерей Никколо I. Они расположены во флигеле здания, окна которого выходят на набережную Невы. Они содержат археологические «сокровища». Выставка очень разнообразна: это оружие, предметы быта, керамика и старинные ремесленные изделия.

Сибирь. Если пройти по Кутузовскому коридору до вестибюля Салтыковского подъезда, можно попасть в помещение бывшей сторожки. Сейчас она занимается образцами народных промыслов народов Алтая и различных регионов Сибири.

Интересно! Здесь, в этих экспонатах, самый старый в мире ворсовый ковер, сотканный в IV-III веках до нашей эры.

Зал ведет в залы, где выставлены изделия древних тувинцев и кочевников. Продолжая движение по Кутузовскому коридору, вы попадете в юго-западную часть здания.

Центральная Азия. В этом крыле представлены образцы изделий народов Центральной Азии доисламской эпохи. Здесь есть буддийские святыни, элементы старинной настенной росписи, предметы согдианского быта и хорезмское серебро.

Кавказ. По другую сторону флигеля выставлены экспонаты, демонстрирующие произведения кавказской культуры. Здесь выставлены невероятно ценные артефакты, принадлежащие древнему государству Урарту. Есть павильоны из Дагестана и выставки из Волжской Булгарии. Они наполнены редчайшими артефактами: средневековыми золотыми и серебряными предметами, керамикой и старинным оружием.

Восток и Африка. В северо-западном крыле расположены залы с экспонатами, представляющими культуру Ближнего Востока и Северной Африки. В зале представлены произведения искусства древней Пальмиры, знаменитого сирийского города. В зале Месопотамии есть возможность прочитать клинопись Ассирии и Вавилона. Ну те, кто обучается древнему ассирийскому алфавиту, конечно… Остальные могут просто посмотреть. В египетском павильоне с большими сводами можно увидеть каменную статую короля Аменехмета III, возрастом около 4000 лет.

Количество интересных и удивительных вещей в холлах первого этажа настолько велико, что в этот день вы можете не попасть на следующий этаж. Тем не менее, он существует.

Второй этаж

Вместе с Большой и Невской струнами на втором этаже для посетителей доступна Романовская галерея, где представлены портреты каждого государя и его семьи. Любопытных ждет и чудесная Ротонда — балочный павильон с великолепными колоннами, приподнятым потолком и круглым балконом. Среднего размера номера с дверями, ведущими в Дом Темного коридора, выставку искусства XVIII века.

Апартаменты Николая I и Алессандры Федоровны

Каждая комната квартиры — настоящее произведение творческого творчества. The Malachite Lounge — чистый изумруд. Элегантные цветочные горшки, колоннада и впечатляющий камин созданы с невероятным вкусом. Инкрустированный пол и резьба на потолке завершают великолепие.

Небольшая столовая оформлена в стиле рококо. В кабинете императрицы находится мебель известного мастера Гамбса, выполненная по эскизам Карла Росси. Впечатляет императорская курительная, оформленная в восточном великолепии — своеобразная и красочная.

Интерьеры русских домов

На втором этаже заслуживает внимания выставка, демонстрирующая интерьеры богатых домов конца 18 — начала 20 века. Неорусский стиль впечатляет мебелью тех лет и фольклорной тематикой. Например, на Аджутантской — настоящий ясень, оформленный в современном стиле. Помпейская столовая — это вообще выставка мебели Хамбса, самой престижной и качественной в те годы. Также есть мебель в средневековом стиле времен европейской кавалерии. Выставлена ​​в Готической мастерской и привезена из усадьбы Голицыных-Строгановых. Гостиная усадьбы оформлена в строгом классическом стиле, воссоздана с большим вниманием и аутентичностью.

Апартаменты Александра II и его жены

Когда Александр II еще был наследником и собирался жениться, ему выделили квартиру на втором этаже. Очень интересны комнаты его будущей жены Марии Александровны.

Это Зеленая столовая с элегантным дизайном в стиле рококо и Белый павильон с многочисленными барельефами и скульптурами. Великолепный Golden Lounge с замысловатой лепниной, художественным паркетом и камином из яшмы впечатляет.

Тканевые обои премиум-класса в малиновом офисе и золотые колонны в синей спальне — произведения искусства. Все интерьеры представляют собой настоящую эстетическую и художественную ценность.

Коллекции западноевропейского искусства

Эти коллекции хранятся в комнатах наследника. Здесь выставлены картины известных художников и мастеров из Англии и Франции. В Александровском зале работает выставка невероятных предметов из серебра. Все эти прекрасные коллекции можно изучать бесконечно. Но есть и следующий план.

Архитектурные особенности Зимнего дворца

Здание Зимнего дворца построено в форме квадрата: четыре крыла образуют квадрат, двор — прямоугольный. Фасад выходит на Неву и Дворцовую площадь. Убранство дворца поражает своим великолепием и великолепием.

Главный фасад прорезан аркой главного проезда. Торжественность и великолепие внешнего вида создают меняющийся облик колонн. Архитектор Растрелли собирает колонны в жгуты, затем обнажает плоскость стены, создавая впечатление беспокойства и движения.

Фасад

Скульптуры и вазы над рамой по периметру подчеркивают элегантность и воздушность. Входные ворота украшены резной решеткой. Яркость, жизнерадостность, праздничная торжественность и эйфория, характерная для стиля барокко, чувствуется во внешнем облике здания. С момента постройки здание было бежевым, желтым, терракотовым и зеленым.

Большой тронный зал

С герба через Военную галерею можно попасть в праздничный зал: Георгиевский или Большой Тронный зал. Изначально здесь хотели разместить Мраморную галерею, которая соединит Зимний дворец и Малый Эрмитаж. По этой причине в конце восьмидесятых годов восемнадцатого века Джакомо Кваренги достроил особенное здание, которого не было в планах Бартоломео Растрелли. Однако вскоре планы королевской семьи изменились, и они решили оборудовать здесь тронный зал. Он открылся в 1795 году на площади Святого Георгия, поэтому комната получила название Георгиевской. В отделке использовался каррарский мрамор, итальянские резчики заказали даже мраморные элементы. Потолок разделен на кессонные — прямоугольные ниши, стены которых украшены искусной лепниной. Здесь был установлен императорский трон, завершенный мастером Николаем Клаузерном в Лондоне по заказу Анны Иоанновны.
Георгиевский зал (Большой трон). Зимний дворец. Фото Санкт-Петербурга: фотобанк Валерии Поповой / Лори Великий императорский престол. Георгиевский зал (Большой трон). Зимний дворец. Фотографии Санкт-Петербурга: фотобанк Пухова К. / Лори Левый Правый Зал Георгия Победоносца (Великого Престола). Зимний дворец. Фото Санкт-Петербурга: фотобанк Валерии Поповой / Лори Великий императорский престол. Георгиевский зал (Большой трон). Зимний дворец. Санкт-Петербург фото: Пухов К / Фотобанк «Лори» Из окон Георгиевского зала во внутреннем дворе виднеется небольшое здание кирпичного цвета (дореволюционного цвета стен Зимнего дворца) . Это гараж для автомобилей императора Николая II. Была автомойка, и вся комната отапливалась, так что машины короля заводились в морозную погоду.

Интересные факты

Здание и его интерьеры неоднократно становились декорациями для съемок художественных фильмов и сериалов. Между ними:

  • «Бедная Настя»
  • «Русский ковчег»
  • «Распутин»
  • «Октябрь»
  • «красные колокольчики»

Во дворце сложилась отдельная популяция домашних кошек. Их предками были голландский кот, привезенный в Россию Петром I, и несколько кошек из Казани, привезенные в Санкт-Петербург по приказу Елизаветы. Во время блокады кошачья «дворцовая стража» полностью исчезла и была вновь восстановлена. Кошки полностью довольны. В их прямые обязанности входит уничтожение грызунов в здании.

Исторические события

Зимний дворец, Санкт-Петербург
Зимний дворец, Санкт-Петербург

Новый Зимний дворец был освящен и начал использоваться по прямому назначению с апреля 1762 года. Резиденция петербургских императоров неоднократно становилась местом важных исторических событий, происходивших в жизни страны:

  • покушение на Александра II со стороны С. Халтурина, народной воли (1880 г.)
  • кадры мирной демонстрации (1905 г.)
  • превращение в резиденцию Временного правительства (февраль-октябрь 1917 г.)
  • бомбардировки и штурм дворца, положившие начало Октябрьской революции (1917 г.)
  • преобразование во Дворец искусств (1918-19 гг.)
  • объявление Государственным музеем собрания Эрмитажа
  • создание Музея Революции (1920г.)

Сообщество

В сообществе публикуем интересные события, новые аудиогиды и статьи.

  • Подпишитесь на наш Telegram
  • Подпишитесь на наш Instagram
  • Присоединяйтесь к группе ВКонтакте
  • Партнер
  • Реклама на портале

Особенности архитектуры, чем примечателен Зимний дворец

1084 номера, 117 ступенек, длина фасада 210 метров со стороны Невы и 175 метров от достопримечательностей Адмиралтейства — это вся зима. Долгое время он оставался самым высоким зданием Санкт-Петербурга: по указу Николая I в тогдашней столице нельзя было строить дома выше 23,5 метра, то есть это высота Дворца «Зима от фундамента до крыши).

Фасад Зимнего дворца

Фасад музея

это огромный пышный дворец с четырьмя крыльями. Роскошное убранство помещений и характерный ландшафтный дизайн прилегающих садов и парков, многочисленные каналы и фонтаны — все это великолепие теперь доступно для посещения.

Фонтан на территории Зимнего дворца

Фонтан

Вот несколько интересных фактов об архитектуре Зимнего дворца, о которых вы, вероятно, не знали:

  • после пожара 1812 года во дворце пришлось полностью восстановить крышу, для чего впервые в строительстве массово использовались железные конструкции. Железные фермы и балки на Александровском заводе изготавливались только методом ковки и литья;
  • большая часть дворцовых стен сохранилась со времен Растрелли;
  • в 19 ​​веке здание отапливалось по уникальной системе: печи располагались в подвалах, а в жилые комнаты поступал только чистый и нагретый воздух (прототип современной системы кондиционирования);
  • в Зимнем дворце была канализация — Растрелли устроил коллектор, который перенаправлял сточные воды в Неву. Это решение было очень необычным для того времени;
  • нынешняя цветовая гамма здания не оригинальна. Сначала стены Эрмитажа были окрашены в теплый оттенок охры, затем он стал красным, затем терракотовым. Известный нам цвет был создан в 1945-1947 годах. Помимо прочего, историки настаивают на возвращении фасаду первоначального цвета, который будет полностью соответствовать проекту архитектора;
  • металлические горшки под карнизом здания изначально были каменными.

Использование построек дворца

Трехэтажное здание имеет подвал и антресоль. В северном и южном крыльях — освещенные дворы с жилыми рядами. На первом этаже расположены служебные и служебные помещения.

Парадная лестница

Второй этаж занимают парадные залы и личные покои императорской семьи. Третий этаж занимали подружки невесты, врачи и близкие слуги семьи. В Зимнем дворце службы проходили в двух церквях: Большой и Малой.

Зимний дворец в цифрах

В здании дворца 1084 жилых комнаты, 1476 окон, 117 лестниц, даже потайных. Длина фасада 210 метров, высота 23,5 метра. Площадь 60 000 кв.м. В 1844 году Николай I своим царским указом установил высоту частных построек города не более 11 саженей (23,47 метра).

Так получилось, что строить гражданские дома выше Зимнего дворца было запрещено. С тех пор появилось понятие «Небесная линия Санкт-Петербурга», предполагающая сохранение центра Санкт-Петербурга как единого целого. Дома, улицы, площади, вода и небо гармонично дополняют друг друга.

Невская анфилада

Состоит из трех залов: Advanceal, Николаевский и Концертный. Они первыми были оборудованы итальянским архитектором Джакомо Кваренги, а после пожара 1837 года были отреставрированы Василием Стасовым.
В отличие от парадной лестницы, комнаты оформлены лаконично. Стены первой комнаты, Аванзала, украшены искусственным золотым мрамором и лепниной. На полу сохранился мотив паркета Quarenghi: он покрыт досками из дуба, самшита и красного дерева. В центре малахитовая ротонда.
«Храм Малахита» в центре Аванзала. Зимний дворец. Санкт-Петербург Фото: Фотобанк Романа Сибирякова / Лори Серебряная гробница Александра Невского. Концертный зал. Зимний дворец. Фото Санкт-Петербурга: Фотобанк Натальи Румянцевой / Lori LeftRight Храм Малахита в центре Аванзала. Зимний дворец. Санкт-Петербург Фото: Фотобанк Романа Сибирякова / Лори Серебряная гробница Александра Невского. Концертный зал. Зимний дворец. Санкт-Петербург Фото: Румянцева Наталья / Фотобанк «Лори» Из атриума гости попали в главный зал дворца — Большой. В 1855 году, когда умер Николай I, здесь разместили его портрет, и с тех пор зал носит название Николаевский. По периметру расположены полуколонны коринфского ордера — лепной декор в верхней части. Эти полуколонны поддерживают массивный карниз — антаблемент. Не забудьте обратить внимание на потолок — он расписан в технике гризайль, имитирующей рельеф. В Николаевском зале проходили официальные приемы и балы, а во время Первой мировой войны королевская семья принимала здесь тяжело раненых солдат. Затем в Зимнем дворце открыли тысячный хирургический госпиталь, оснащенный лучшим оборудованием того времени.
Завершает «Невскую сюиту» Концертный зал, он похож на Кваренги. После пожара 1837 г статуи антаблемента были отреставрированы скульптором Йозефом Германом. По коридорам проходит Большая галерея, сегодня здесь выставлены портреты представителей династии Романовых.

Основные залы Зимнего Дворца (кратко)

Основные помещения дворца, в том числе парадные, занимают второй этаж Зимнего дворца.

Иорданская лестница

Знакомство с залами Зимнего дворца начинается с великолепной парадной лестницы, первоначально называемой Посольской, а затем Иорданской. Эта лестница сохранила стиль граблей барокко, восстановленный более поздними архитекторами, которые, однако, внесли значительные изменения в интерьер.

Передняя шкала Jordan

Здесь поражает великолепие белой мраморной лестницы со скульптурной балюстрадой и гранитными колоннами, и отраженный свет зеркал, статуи богов и муз, замысловатые позолоченные орнаменты и, конечно же, ни с чем не сравнимый потолок с изображениями олимпийцев.

Плафон потолка над Иорданской лестницей Зимнего дворца

Парадная лестница на второй этаж расходится в двух направлениях — по северу — вдоль Невы и по востоку — внутрь здания. В любом случае вы сможете обойти все помещения второго этажа по периметру, благодаря их устройству сквозной заправки.

Николаевский зал

Если пройти по северной анфиладе, то через Николаевский вестибюль с малахитовой ротондой можно пройти в Николаевский зал, который считается самым большим залом Зимнего дворца. Он получил свое название от портрета покойного Николая I, помещенного здесь, и считался главным залом дворца для проведения приемов и балов, где собиралось до 3000 гостей.

Николаевский зал Зимнего дворца

Интерьер этого зала в послепожарный период В. Стасов украсил иначе, чем он существовал до пожара: строгую и однообразную мебель украшают коринфские колонны. Из Николаевского зала попадаем в Концертный зал, осмотрев какой, по пути переходим в северо-западное крыло.

Концертный зал

Первоначально предназначенный для концертов, зал несколько раз перестраивался. Он украшен старинными скульптурами, изображающими различные виды искусства, в том числе всевозможных богинь и муз. Сегодня в зале представлена ​​выставка русских серебряных изделий, а также уникальная рака Александра Невского из серебра, перенесенная сюда из Александро-Невской лавры.

Серебряный Рак Александра Невского в Концертном зале

В период восстановления после пожара северо-западное крыло было спроектировано для семьи Николая II, и в начале 19 века здесь располагались покои Александра I. В 1917 году это же крыло занимало Временное правительство, которое также был арестован здесь.

В этом крыле для осмотра доступны Арабский и Малахитовый залы, Белая столовая и Готическая библиотека Николая II.

Малахитовый зал

Это известный и уникальный зал, обрамленный малахитовыми колоннами и каминами в ярко-зеленых тонах. Зал был создан архитектором А. Брюлловым после пожара в новом интерьерном решении. Стена перед окнами украшена декоративной росписью с фигурами «День», «Ночь» и «Поэзия.

Малахитовый зал Зимнего дворца (Эрмитаж)

Именно в этом зале заседало Временное правительство, свергнутое в октябре 1917 г. Сегодня здесь можно узнать о чудесных изделиях из малахита, изготовленных русскими мастерами.

Белая столовая

Этот обеденный зал был переработан в сочетании классического стиля и стиля рококо в конце 19 века к свадьбе Николая II. Столовая обставлена ​​элегантной мебелью.

В белой столовой Зимнего дворца

Бронзовые каминные часы показывают время ареста временного правительства, которое было арестовано именно здесь.

Готическая библиотека

Помещения библиотеки выполнены в духе средневековья (архитектор А. Красовский). В отделке использованы ореховое дерево и тисненая золотистая кожа. Высокие окна с ажурными переплетами, высокие хоры книжных полок с внушительной лестницей, монументальный камин — все создает атмосферу силы и неприкосновенности.

В готической библиотеке Зимнего дворца

Также через Ротонду переходим в западную галерею, где выставлены образцы произведений, относящихся к русскому искусству 18 века. Мы движемся по галерее в юго-западном крыле дворца, где находятся бывшие комнаты Марии Александровны — жены Александра II, в том числе Золотая гостиная и Синяя спальня, Багровый кабинет и Будуар, Белый Комната и зеленая столовая.

Белая гостиная

Этот зал Марии Александровны появился в то же время, что и Малахитовый зал, и был изготовлен таким же образом А. Брюловым. Белая комната — самая удачная работа архитектора, объединившего три жилые комнаты в единое архитектурное решение, оформленное в стиле древнеримских вилл. Этот стиль определяет как наличие коринфских колонн, так и изображение олимпийцев.

В Белом зале Зимнего дворца

Белый зал готовился к свадьбе Александра II с Марией Александровной и, как часть других комнат в этом крыле, являлся покоями новой императорской семьи.

В период заселения Зимним Временным правительством в этих квартирах размещался охранявший его гарнизон воинов. Солдаты без особых церемоний вытирали мокрую одежду на римских статуях.

Золотая гостиная

В этой гостиной нас очаровывает россыпь золотых украшений на стенах из искусственного белого мрамора. Интерьер, выполненный А. Брюловым для императрицы Марии Александровны, впоследствии был усовершенствован А. Штакеншнейдером. Здесь можно долго любоваться необыкновенным мраморным камином. Колонны из яшмы, живописные панно и барельефы гармонично сочетаются с позолоченными дверями и красивым паркетным полом.

В Золотом зале Зимнего дворца

Именно в этом зале после трагической гибели отца Александр III вместе с Государственным советом обсуждал дальнейшее развитие России.

Малиновый кабинет

Это помещение Марии Александровны, мы также видим его в преобразованном А. Штакеншнейдером виде. Эта гостиная иногда служила столовой, а иногда и концертным залом. Отсюда в детские комнаты вела скрытая занавесками лестница.

По оформлению комнаты можно судить о личных предпочтениях императрицы, увлеченной музыкой и живописью. Зал украшен медальонами с изображениями музыкальных знаков и музыкальных инструментов. Также мы видим уникальный резной рояль 19 века. Здесь тоже можно увидеть прикладное искусство, Китай и многое другое.

В Багровом зале Зимнего дворца

Далее, пройдя Октябрьскую лестницу, мы проходим по струнам южной стороны дворца, по набережной дворца, где представлено французское искусство 18 века, и попадаем в Александровский парадный зал, построенный А Брюллов увековечил память Александра Македонского.

В зале Алессандро Зимнего дворца

Из Александровского зала через Дворцовый храм можно попасть в Большую церковь Спасителя, построенную не руками Дворца, которая после реставрации открыта для посещения. Помещения церкви сохранили великолепие барокко Ф. Растрелли. В бывшей церкви императорской семьи сейчас хранятся предметы, связанные с русским церковным искусством.

В Палаццо Гранде церковь Спаса Зимнего дворца сделана не руками

А через соседний Пикетный зал, где в XIX веке дежурили гвардейцы и разграбили дворцовую стражу, попадаем в Военную галерею и Оружейную комнату.

Гербовый зал

При реставрации Зимнего дворца после пожара это помещение площадью около тысячи квадратных метров получило иную смысловую направленность, чем раньше. В период, предшествовавший пожару, на этом месте дворца располагалась Белая галерея, в зале которой проходили великолепные дворцовые балы.

Архитектор В. Стасов создает зал с интерьером совершенно иного тематического содержания, в соответствии со своим новым назначением — теперь здесь планировались торжественные приемы, а оформление зала в классическом стиле должно было показать мощь России и мира необъятность его владений. Поэтому здесь установлены скульптуры воинов древней Руси, наделенные провинциальными гербами. Такие же гербы присутствуют и в дизайне люстр.

В Зале Оружия Зимнего дворца

Колоннада с балюстрадным балконом, окружающая зал, придает ему монументальность и торжественность. А необычная чаша из авантюрина, расположенная в центре, вызывает восхищение мастерством русских каменщиков.

Военная галерея

Галерея, посвященная участникам героической победы над наполеоновскими войсками (архитектор К. Росси), — одна из самых известных галерей дворца. Он был образован в 1826 году путем объединения в здании нескольких не очень больших помещений.

Военная галерея создана для портретов генералов русско-французской роты 1812-1814 годов. Каждому портрету специально созданной комиссией было отведено определенное место, где они были установлены во время написания. Почти все из более чем трехсот портретов созданы Дж. Доу. Некоторые из них были написаны из первоисточника, другие — из ранее написанных портретов. 13 изображений погибших генералов найти не удалось, поэтому их имена просто натянуты зеленым шелком. Отдельную стену занимает парадный портрет императора Александра I.

В Военной галерее Зимнего дворца

Также по прямой следует осмотреть залы Петровского и фельдмаршала. Эти залы, а также Геральдический зал 1930-х гг. XIX век был спроектирован знаменитым О. Монферраном. Однако его работа погибла в результате печально известного пожара 1837 года. Перед нами талантливая реконструкция, выполненная В. Стасовым, А. Брюловым и Э. Штаубертом.

Петровский зал

Из пепла 1937 года Малый тронный зал, посвященный Петру Великому, отреставрирован в первоначальном стиле Монферрана. Триумфальная арка, обрамленная колоннами. Серебряный и золотой трон. Полотно за троном, изображающее Петра Великого и богиню Минерву (автор Дж. Амикони).

В Малом Петровском тронном зале Зимнего дворца

На других полотнах в зале изображены сцены из знаменитых сражений Северной войны. Внутренний декор содержит вензель первого русского императора, изображения двуглавых орлов и императорской короны.

Фельдмаршальский зал

Зал получил свое название от размещения в своих нишах портретов выдающихся фельдмаршалов России. Румянцев-Задунайский, Потемкин-Таврический, Суворов, Кутузов и другие смотрят на нас со стен этого зала. В оформлении зала использована военная тематика: и лавровые венки победителей, и военные трофеи. Также в убранстве зала — полотна, изображающие военные победы русской армии.

Зал фельдмаршала Зимнего дворца в 19 веке

Сегодня в зале также хранятся картины зарубежных и отечественных мастеров, а также знаменитый императорский фарфор.

Если повернуть направо от Военной галереи, мы окажемся в Георгиевском зале (Большой тронный зал).

Георгиевский зал

Как самый величественный и торжественный, Большой тронный зал появился ближе к концу 18 века в лучших образцах классического стиля. Здесь проводились императорские церемонии и приемы. В день Георгия Победоносца зал был освящен, поэтому его стали называть Георгиевским. Этот зал полностью сгорел в 1837 году, и то великолепие, которое мы видим вместе с вами, — это снова гениальная реконструкция, созданная В. Стасовым.

В зале Сан-Джорджо Зимнего дворца

Георгий Победоносец присутствует в убранстве зала в виде барельефа над королевским троном Лондонской оперы. Этот трон, в том числе и первой половины XVIII века, был изготовлен специально для Анны Иоанновны. Орнамент на потолке аналогичен орнаменту на паркетном полу, состоящем из деревянных кусков 16 пород.

Отсюда, через Зал Аполлона, вы попадаете в Залы Пикколо Эремо, где расположены художественные галереи.

Аполлонов зал

В конце XVIII века Зал Аполлона возник как связующее звено между залами Зимнего дворца и павильонами Малого Эрмитажа. Покои Екатерины II занимали юго-восточное крыло и выходили на Александровский зал. Южный павильон Малого Эрмитажа занимал граф Г. Орлов. Их комнаты соединяла галерея, построенная между дворцом и павильоном.

Когда Екатерина начала собирать картины, для которых был построен Северный павильон, посетители площади Эрмитажа проходили мимо покоев императрицы, чем вызывали у нее разочарование. Тогда были построены и зал Аполлона, и новый тронный зал Джорджо (архитектор Кваренги).

Кроме того, начинается сам Эрмитаж, который также постоянно расширялся, завершая строительство и, как следствие, объединяя несколько построек.

Особенности дворцовых помещений

В планировке интерьера главная роль принадлежит Екатерине II. В счет погашения долга от Германии императрица получила 300 дорогих художественных полотен. Эти картины являются источником находящейся во дворце эрмитажной коллекции.

Роскошный интерьер

Значимые помещения

Иорданская галерея оформлена в стиле барокко и расположена на первом этаже. Он назван так потому, что в Крещение Господне из Большой церкви Зимнего дворца через нее совершился крестный ход на Неву аль Иордан (прорубь) для освящения воды.

Иорданская лестница, по которой крестный ход спускался к Неве, где Иордан врезался в лед. Колонны лестницы облицованы розовым мрамором. Кованые перила украшены золотом.

На полках вдоль стены установлены алебастровые статуи Мудрости и Справедливости, Величия и Изобилия, Верности и Справедливости. На потолке плафон, декорированный плетением на тему «Олимп».

Атриум использовался как церемониальный буфет, когда в соседнем Николаевском зале проводился бал. Главное украшение — ротонда — ажурная беседка из уральских самоцветов.

Интерьер Зимнего дворца

Описание и назначение залов

Николаевский зал предназначался для придворных танцев, церемоний и банкетов. Поверхность 1103 кв. М была украшена колоннами и изящными люстрами. Стены, облицованные цветным мрамором, по вечерам освещались голубыми стеклянными фонарями. Зимний сад отделяли стеклянные двери. Солнечный свет, преломляясь в алых шторах, подчеркивал воздушность и загадочность комнаты.

Николаев Холл

Концертный зал, украшенный статуями древних богинь, — это место встречи искусства. Здесь проходили концерты. Коллекция «Русское серебро» поражала своим блеском и изысканностью. Уникальность зала придает серебряная святыня (гробница) Александра Невского, на которую потрачено полторы тонны серебра, добытого на Алтайских рудниках. На потолках и стенах — аллегорические фигуры древних богов и муз.

Малахитовая гостиная — личные покои жены Николая I Александры Федоровны отделаны малахитом в серо-пурпурных тонах. Отсюда императорская чета отправлялась на танцы, церемонии, банкеты. Здесь отмечали семейные праздники. В июле 1917 года малахитовая гостиная была комнатой заседаний временного правительства.

Белая столовая, украшенная белым мраморным камином с бронзовыми часами, — излюбленное место семьи Николая I.

La Chiesetta — это гостеприимное место в этом здании. Потолок украшен плафоном, изображающим сошествие Святого Духа. В ризнице серебряный крест с позолотой и мощи Трех Святителей, принесенные Афоном. По обе стороны от входа — портреты императора и императрицы в золоченых рамах.

Комнату фельдмаршалов украшают портреты русских фельдмаршалов.

Петровский зал посвящен памяти Петра I. Верхнюю часть стен украшают изображения сражений «Полтавская битва», «Лесная битва», двуглавый орел, короны с монограммой Петра I. Стены обиты бархатом, расшиты серебром. В глубине комнаты между двумя колоннами, покрытыми яшмой, находится портрет самодержца.

Петровский зал

Зал гербов предназначен для торжественных церемоний. У входа — скульптурная группа старых русских солдат со знаменами. Гербы российских губерний украшают люстры из позолоченной бронзы. Великолепие помещения подчеркивают золотые колонны.

Пикет — за развод военного караула дворцовых гренадеров (пикет). Зал украшен барельефами с изображением шлемов, копий, доспехов, медальонов с батальными сценами.

Военная галерея посвящена победе русского оружия, открыта в годовщину изгнания Наполеона из России. На стенах — портреты 332 генералов, участвовавших в войне 1812 года, а также конные портреты императора Александра I и короля Пруссии Вильгельма III.

Георгиевский зал (Большой тронный зал) отделан белым мрамором. Над престолом престола расположен барельеф «Святой Георгий Победоносец, убивающий дракона».

Александровский зал отличается торжественностью убранства. Центральная часть перекрыта куполами, покоящимися на сводах. Созданный в память об императоре Александре I, он хранит портрет царя на позолоченных подрамниках. Малиновая парчовая драпировка с вышитым золотой нитью двуглавым орлом подчеркивает великолепие блестящей фигуры Александра I.

Большой Белый зал украшен колоннами, скульптурами и барельефами. Создан для пышных вечеринок.

Стены золоченой гостиной покрыты ажурным орнаментом с позолотой. Мозаичный камин украшает гостиную. Мебельный гарнитур обит малиновой бротеллой, плотной шелковой тканью, вышитой золотом.

Гостиная

Где находится и как добраться

Зимний дворец, Санкт-Петербург
Зимний дворец, Санкт-Петербург

Точное местонахождение здания: Дворцовая площадь, 2 и Дворцовая набережная, 38. Добраться до него можно пешком от станций метро:

  • Адмиралтейская (Фрунзенско-Приморская линия);
  • «Невский проспект» (линия Москва-Петроградская).

Символ российского самодержавия

По замыслу архитектора, новый дворец должен был превзойти по роскоши лучшие шедевры Европы и стать символом величия русского самодержавия. Проект оказался полностью успешным, и на протяжении 150 лет Зимний дворец был главной резиденцией правителей России.

Возникший при Елизавете, дворец был заказан Петром III в апреле 1762 года. Его первой хозяйкой была Екатерина II. Под ней продолжился дизайн интерьера.

Узнав о результатах строительства, он уволил Растрелли и Фельтена, и Ринальди приступил к завершению проекта.

Инициированные ими модификации были продолжены в 1780-90 гг. Д. Кваренги и И.Е. Старов. Многие комнаты были отремонтированы и построена новая линейка квартир.

Джакомо Кваренги создал Sala di San Giorgio или Великий трон. Для этого на восточной стороне дворца даже построили отдельное здание.

Царь Николай I воплотил идею своего старшего брата Александра I и разместил в Зимней галерее портреты выдающихся офицеров — героев Отечественной войны 1812 года.

Он пригласил известного портретиста Джорджа Доу и поручил ему написать портреты ведущих российских генералов. Начиная с 1819 года англичане в сотрудничестве с русскими художниками создали 332 портрета героев-победителей Бонапарта. 25 декабря 1826 года состоялось торжественное открытие Военной галереи 1812 года.

По приказу Николая I архитектор Огюст Монферран создает два новых павильона, призванных подчеркнуть имперское значение государства. Это Фельдмаршальский зал и Петровский зал, созданные в честь великого императора Петра I и получившие название Малый тронный зал. Современники восприняли эти комнаты с восхищением.

Интересный факт! Первоначальный цвет стен Зимнего дворца был желто-песочным, позже они были окрашены в более концентрированные оттенки желтого и коричневого, и только позже они приобрели современный бирюзовый цвет.

Дворец пережил разные времена. Во время правления Николая I из-за неисправности камина дворец сгорел почти дотла.

 

Оцените статью
Блог про архитектурные сооружения