Колизей в Риме — древний римский амфитеатр Флавиев, символ и памятник архитектуры Италии

Содержание
  1. Колизей коротко в вопросах и ответах
  2. Интересные факты о Колизее в Риме
  3. Инженерная мысль архитекторов Колизея
  4. История строительства Колизея
  5. Колизей в период Средневековья
  6. Новое время
  7. Наши дни
  8. Происхождение названия
  9. Полезные советы
  10. Архитектура Колизея
  11. Внутреннее устройство (трибуны)
  12. Колосс, Рим, и мир
  13. Окрестности
  14. Арена
  15. Путешествие сквозь время
  16. Что нужно знать туристу при посещении Колизея
  17. Колизей в наши дни
  18. Хронология событий
  19. Как он был построен
  20. Фасад
  21. Объединение и наложение ордеров
  22. Гипогей (подземные ходы)
  23. Веларий (навес)
  24. Предназначение амфитеатра Флавиев
  25. Время работы и стоимость билетов
  26. Запустение и разрушения
  27. Рядом с Колизеем
  28. Где находится Колизей
  29. Колизей в эпоху Возрождения
  30. Часы работы
  31. 9. Как купить билеты в Колизей
  32. 5. Гладиаторские бои в Колизее
  33. Юлии, Клавдии и Флавии
  34. Как добраться до Колизея
  35. Стоимость посещения

Колизей коротко в вопросах и ответах

Время на прочтение статьи — 20 минут. Лень читать — наш специальный блокнот для вас:

  1. Сколько лет Колизею? По состоянию на 2020 год Колизею 1948 лет.
  2. Когда был построен Колизей? Строительство началось в 72 г н.э.
  3. Сколько лет понадобилось, чтобы построить Колизей? В течение 8 лет велись работы по строительству.
  4. Сколько человек может вместить Колизей? Колизей вмещает от 50 000 до 80 000 зрителей (точное количество неизвестно).
  5. Кто построил Колизей? Древний амфитеатр начали строить представители императорской династии Флавиев.
  6. Как был построен Колизей? Большое строение возвели тысячи еврейских рабов.
  7. Из чего сделан Колизей? Главный каркас и фасад были выполнены из травертина, второстепенные стены — из вулканического туфа, а внутренние своды и арки — из бетона.
  8. Как выглядел Колизей? Огромное внушительное пятиуровневое здание эллиптической формы, украшенное скульптурами в нишах арочных сводов. Внутреннюю структуру здания составляли высокие трибуны, большая арена и подвалы.
  9. Что случилось с Колизеем? Здесь проходили зрелищные показательные выступления для римлян: гладиаторские бои, бои животных, морские сражения.
  10. Кто разрушил Колизей? Вторжение вестготов в Рим в VI веке разрушило и разграбило амфитеатр.
  11. Что рядом с Колизеем? Поблизости стоит посетить Римский форум и Палатинский холм.
  12. Как работает Колизей? Открыт круглый год, кроме 25 декабря и 1 января.
  13. Как купить билет? На сайте нашего официального партнера ⇒ .

Величественный памятник - фото
Величественный памятник.

Интересные факты о Колизее в Риме

Об амфитеатре Флавиев ходит много слухов, легенд и мифов. Считается, что такое древнеримское сооружение изначально не существовало и появилось еще в позднем средневековье. Возможно, такая версия имеет право на существование, но пока никому не удалось найти ей подтверждения. А работы древнеримских историков свидетельствуют в пользу строительства Колизея в первом веке.

Долгое время официальным названием достопримечательности был Амфитеатр Флавиев. Именно это обозначено на монументальной каменной плите сбоку фасада. По одной из версий, здание стало известно как Колизей из-за установленного рядом с ним огромного Колосса Нерона. Бронзовая статуя была перенесена сюда с территории разрушенного Веспасианом Золотого дома Нерона. Чтобы избавиться от ассоциаций, связанных с образом ненавистного императора-тирана, на Колосе была заменена голова и добавлена ​​солнечная корона. Таким образом, гигантская бронзовая статуя предстала перед римлянами в виде мифологического солнечного божества Гелиоса. В первой половине II века статуя была возведена на постаменте, который частично сохранился до наших дней.

Хронологические документы сообщают, что Колосс Нерона в 354 году все еще стоял на пьедестале. Историки склонны считать, что он был разрушен варварами при разграблении Рима в 410 году, хотя ученые не исключают факт землетрясения.

Другая версия названия аттракциона связана с языческим идолопоклонством. Долгое время объект служил местом сбора представителей магических сект. Всем у входа в Колизей задавали вопрос: «Colis Eum?», Что означало «Ты служишь ему (дьяволу)?».

сложно представить, чтобы такое большое каменное сооружение было возведено всего за 8 лет. Резка травертина в нескольких милях от Колизея, транспортировка огромных блоков на дальние расстояния, подъем их на огромную высоту, строительство подземных коридоров. Но все трудности были успешно преодолены, и амфитеатр Флавиев был подарен народу.

Колизей — красивейший из руин — все там дышит величием древнего Рима — Стендаля.

Инженерная мысль архитекторов Колизея

Вид на амфитеатр сверху

Инженерное мышление архитекторов Колизея было поистине потрясающим для той эпохи. Как только строительство арены было завершено, она вмещала 50 тысяч зрителей и могла принять около 20 тысяч стоя. Кроме того, здесь было продумано множество туннелей, входов и выходов. Инженеры Рима воплотили идею, что это позволило залить арену амфитеатра и организовать имитацию морского сражения.

Внешне Колизей напоминал эллипс, диаметр которого составлял более 500 метров, а высота стен — 50 метров. Поэтому современное название «Колизей» происходит от слова «colosseus», что в переводе с латыни означает «огромный». На всю постройку потребовалось около миллиона кирпичей. Для современности это не так уж и много, но для жителей Древнего Рима эти цифры были ошеломляющими.

Амфитеатр был разделен на четыре порядка. Наверху, где была крыша, строители проделали специальные ямы, в которые вставляли деревья. Они служили аксессуарами для навеса, который натягивали, чтобы защитить публику от палящего солнца или дождя. Некоторые из этих дыр сохранились до наших дней.

Система входа и выхода, использованная при строительстве Колизея, используется в наше время при строительстве стадионов. В Колизее их 80. Благодаря этому публика могла заполнить арену за 15 минут и уйти через 5. Сиденья для зрителей поддерживались специальной конструкцией, которая предотвращала обрушение здания под весом люди. Места были заняты зрителями в соответствии со своим классом. Например, с севера и юга открывался лучший вид на арену, поэтому она была занята императором и его свитой, весталками и сенаторами. Выше были рыцари, а еще выше — простые люди, также разделенные на богатых и обанкротившихся граждан.

История строительства Колизея

Первые гладиаторские бои в Риме происходили на деревянной арене марсианского поля, но она была уничтожена сильным пожаром в 64 году.

Начало строительства новой площадки для показательных соревнований относится к 72 году нашей эры при императоре Веспасиане.

Работы проводились между холмами Палатин, Эсквилин и Челио на месте залитого пруда, который находился недалеко от Casa Aurea Нерона.

Тысячи еврейских заключенных, отправленных в Рим после еврейской войны, за 8 лет возвели грандиозное сооружение.

После смерти Веспасиана его сын и преемник, император Тит, завершил масштабное строительство и открыл амфитеатр в начале 1980-х годов. В честь открытия прошли 100-дневные зрелищные игры.

Дальнейшими изменениями в амфитеатре правил император Домициан.

Публичные выступления проходили на огромной арене:

  • гладиаторские бои;
  • охота на животных;
  • морские сражения;
  • казни;
  • драмы мифологических сюжетов.

Император Траян продолжил период непрерывных 117-дневных показательных выступлений.

Судьба Колизея в следующие годы:

  1. Ущерб от пожара 217. Реставрация здания проводилась под руководством императора Александра Севера.
  2. Христианизация V века. В 404 году монах Телемах первым выступил против кровопролитных сражений, после чего его побили камнями. Позже император Гонорий Август официально запретил кровавые соревнования.
  3. Готовое вторжение на территорию Рима в шестом веке: разграбление и разрушение здания.
  4. В конце 6 века Колизей окончательно утратил свое первоначальное значение.

Бои гладиаторов - фото
Бои гладиаторов.

Колизей в период Средневековья

После нападения варваров арена амфитеатра была преобразована в кладбище, а помещения здания стали служить резиденцией римлян.

В IX-X веках в здании размещались дворянские семьи.

В 1200 году здание перешло во владение знатной семьи Франжипане, которая превратила его в крепость.

Землетрясения 847 и 1349 годов оставили свой след на центральном памятнике города, части и фрагменты стен были взяты как строительный материал для возведения дворцов.

Разграбленные драгоценные травертины и мрамор использовались для украшения знаменитых дворцов, таких как Палаццо Венеция, Палаццо Барберини и Палаццо Канчеллерия.

Средневековый период - иллюстрация
Период средневековья.

Новое время

XVI век — знаменитые места города стали принадлежать римской церкви:

  1. Папа Сикст V планировал построить завод по переработке шерсти на одном месте, но не смог построить его из-за своей внезапной смерти.
  2. В семнадцатом веке арена Колизея снова стала местом проведения представлений; Кардинал Альтиери разрешил проводить корриду.
    Быстро растущее общественное возмущение вскоре остановило подобные события.
  3. В 1750 году Папа Бенедикт XIV признал амфитеатр священным местом и освятил его, оборудовав на территории часовню и установив священный крест.

С 1991 года каждую Страстную пятницу Папа начинает крестный ход к стенам Колизея.

Во время раскопок при Наполеоне I были обнаружены подземные ходы под ареной.

Крестный ход - фото
Шествие.

Наши дни

Древний памятник прошел несколько этапов реконструкции, и в настоящее время на его территории ведутся реставрационные работы.

Глобальные изменения, при которых точка отсчета появляется сегодня, появились во времена правления Бенито Муссолини).

До наших дней сохранились три уровня дуги:

  1. Нижний ярус с дорическими полуколоннами (76 пролетов с сохранившейся нумерацией входов);
  2. Второй уровень состоит из ионных колонн;
  3. Третий венчает чердак с выступами, декорированными в коринфском стиле.

Стены здания из тарвертина покрыты водоотталкивающим веществом, чтобы предотвратить процесс разрушения.

Ежегодно Колизей посещают миллионы туристов, любуясь уникальностью исторического места.

В последние годы Колизей стал международным символом борьбы со смертной казнью, которая была отменена в Италии в 1948 году.

В 2000 году перед зданием состоялось несколько демонстраций. С тех пор в качестве жеста доброй воли местные власти в Риме изменили цвет ночного освещения Колизея с белого на золотой после отмены или уменьшения яркости смертного приговора в любом месте в мире.

(Источник — Prowalk Tours).

Происхождение названия

Структура имеет два названия:

  1. Амфитеатр Флавиев — в честь основателей, императоров династии Флавиев.
  2. Наиболее распространенное название — Колизей.

Существует 3 гипотезы происхождения названия «Колизей:

  1. Колоссальные размеры здания. Слово «Колизей» в переводе с латинского языка означает «гигантский, огромный».
  2. В честь бронзовой статуи Колосса Нерона, которая, согласно древним хроникам, располагалась в Casa Aurea di Nero.
  3. В соответствии с поговоркой «Colis eum?» («Тебе это нравится?»). Предположение связано с ритуальными обычаями сатанистских культов эпохи Возрождения.

Бронзовая статуя Нерона - гравюра
Бронзовая статуя Нерона.

Полезные советы

Несколько простых советов сделают тур по Колизею не только познавательным, но и не обременительным для вашего кошелька:

Колизей сверху

  • Настоятельно рекомендуется приобрести Roma Pass, специальный пропуск, который позволяет вам пользоваться общественным транспортом и посещать 2 музея в течение 3 дней без дополнительных затрат.
  • Обладатели Roma Pass могут пройти без очереди в Колизей. Его цена на 3 дня — 52 евро, на 2 дня — 32 евро. Купить можно на вокзалах (в Италии) или на сайте http://www.romapass.it/ (сайт на английском языке).
  • В Италии, как и в других странах ЕС, проводятся Дни европейского наследия. В эти дни вход в музеи обычно бесплатный или стоит 1 евро. Ознакомьтесь с программой Дней наследия на http://europeanheritagedays.com.
  • Лето — не лучшее время для посещения Рима и Колизея из-за жары и сезонного наплыва туристов. По возможности туда стоит отправиться поздней осенью или зимой.
  • Чтобы не мучиться в бесконечных очередях, приходить либо строго в 8.30, либо после обеда.

Архитектура Колизея

Монументальное сооружение имело форму эллипса, пятиуровневое.

Конструкция здания была разделена на три основные части:

  1. Трибуны.
  2. Арена.
  3. Гипогей (подвал).

Арочные этажи имели высокий подъем для большего количества сидячих мест для зрителей.

Арки были украшены мраморными статуями, а опоры разных стилей поддерживали и соединяли огромное сооружение, делая его более легким и воздушным.

Вокруг здания простиралась травертиновая аллея.

Параметры конструкции:

  • общий периметр — 524 метра;
  • длина по длинной оси — 188 метров;
  • длина по короткой оси — 156 метров;
  • высота — 48 метров.

Строительный материал, используемый в строительстве: облицованный травертином кирпич, туф, элементы из камня и дерева, мраморные плиты.

Стены были выложены терракотовым камнем, было использовано около 1 миллиона штук.

Основной каркас и фасад были из травертина, второстепенные стены из вулканического туфа, а боковые своды и внутренние арки были из бетона.

Для строительства памятника было использовано более 100 тысяч кубометров травертина и 300 тысяч винтовых свай.

В архитектурный дизайн здания включены элементы, разработанные для удобства:

  1. Около 80 входов из мрамора, красного кирпича и туфа. Четыре парадных входа принадлежали императору и высшей знати.
  2. Многочисленные лестницы и переходы.
  3. Сложные коридоры.
  4. Основания для подготовки представлений, соединенных канатной подъемной системой. В подземных помещениях размещались порталы для гладиаторов, комнаты с животными и комнаты с ранеными и убитыми солдатами.

Система локализации входов и переходов здания позволила за несколько минут заполнить и освободить пространство от людей.

Вспомогательные сооружения, которые располагались рядом с Колизеем:

  1. Людус Магнус — школа подготовки гладиаторов к битвам.
  2. Armamentarium: арсенал для хранения оружия;
  3. Summum Choragium — склад машин и оборудования;
  4. Санаторий — место для лечения раненых гладиаторов; А также
  5. Сполиариум — это место для мертвых гладиаторов.

Символ культуры Вечного города - фото
Символ культуры Вечного города.

Внутреннее устройство (трибуны)

Было пять основных уровней стендов, секции которых были разделены по социальному признаку.

Нижние этажи представляли собой арочные ряды с 80 арками.

Расстановка рядов с рассадкой:

  • люди с высшими званиями и элита заняли места ближе всего к арене;
  • средние уровни занимали представители среднего общества;
  • специальные места наверху были зарезервированы для бедняков, женщин и рабов;
  • отдельные площади были отведены для иностранных гостей и солдат.

Места были строго регламентированы по классу людей, такое же посещение спектаклей было бесплатным.

Общее количество посетителей, по разным данным, составило от 50 до 80 тысяч человек.

Чтобы посетить это место, римляне купили тессер (входной билет), который представлял собой небольшую квадратную доску с номерами рядов и мест.

Трибуны были отделены от арены металлическим забором, а стрелки располагались в специальных нишах для защиты зрителей от нападений животных.

Во время представлений между рядами проходили торговцы, предлагающие купить фигурки воинов или еду.

Трибуны верхнего уровня - иллюстрация
Первоклассные трибуны.

Колосс, Рим, и мир

Именно размер театра стал возможным источником общепризнанного названия Колизей. Но более вероятно, что стадион получил свое название от колоссальной позолоченной бронзовой статуи Нерона неподалеку (статуя Нерона названа в честь Колосса Родосского). Позднее эта статуя была преобразована преемниками Нерона в бога солнца Гелиоса, и к ней была добавлена ​​соответствующая солнечная корона.

Голову Нерона также несколько раз заменяли головы сменявших друг друга императоров. Несмотря на свое языческое происхождение, статуя оставалась стоять в средневековье и, как полагали, обладала магической силой. Его стали рассматривать как символ неприкосновенности Рима.

сохранилась знаменитая эпиграмма восьмого века, которую можно процитировать следующим образом: «Пока остается Колосс, будет Рим; когда падает Колосс, падает Рим; когда рушится Рим, рушится мир ». Колосс в конце концов упал, возможно, сбитый с ног, чтобы использовать бронзу. К 1000 году название Колизей было придумано для обозначения амфитеатра.

Сама статуя была практически забыта, уцелела только ее основание, расположенное между Колизеем и ближайшим храмом Венеры и Рима. Другие романские языки также используют это имя. Колизей есть в Румынии, Тунисе, Испании и Португалии. Но самый известный Колизей находится в Италии. Где находится Колизей в Италии? Очевидно в Риме. Он расположен в котловине между тремя центральными холмами столицы.

Окрестности

  • Арка Константина;
  • площадь Венеции;
  • школа гладиаторов.

Арена

Арена Колизея имеет форму эллипса, ее размеры:

  • длина — 85,5 метра;
  • ширина — 53,5 метра.

Из-за округлой формы квадрата осужденным жертвам негде было спрятаться.

Арена с латинского «Harena» означает «песок».

Площадка для соревнований была выложена деревянными досками и имела песчаный пол.

Песок на арене амфитеатра был окрашен в красный цвет, чтобы публика не боялась пролитой крови жертвами, а также были помещены специальные бочки с благовониями, чтобы избежать неприятного запаха.

Для доступа на арену оборудовано два основных портала:

  1. Триумфальные ворота (Porta del Trionfo), расположенные с западной стороны. Через них на место происшествия вышли боевики.
  2. Porta Libitinaria (похоронные ворота) — с восточной стороны. Их использовали для выноса мертвых.

Для морских сражений вся территория была затоплена водой, поэтому арена была оборудована хорошо оборудованной гидравлической системой. На сегодняшний день этот механизм полностью не раскрыт.

Безжалостная арена - иллюстрация
Безжалостная арена.

Путешествие сквозь время

14 лет Римом правил деспотичный Нерон, убивший свою мать ради власти, прославившегося своим произволом. Отношения между монархом и народом обострились из-за большого пожара в Риме, который опустошил 4 из 14 районов города и причинил огромный ущерб 7 другим. Распространилась молва о том, что пожар был заказан королем, который хотел построить дворец в центре города, занятый домами и магазинами.

Дворец — золотой дом Нерона — на склонах трех римских холмов на площади 120 гектаров был помещен императором там, где он ожидал. В окрестностях по велению Нерона было создано искусственное озеро с соленой водой. Среди садов Нерон воздвиг гигантскую бронзовую статую высотой 37 метров по образу Колосса Родосского.

Золотой дом Нерона

Правитель не стал ждать завершения строительства. Потеряв веру в императора, римляне, на стороне которых армия и сенат, подняли восстание, которое Нерон не смог остановить. В 68 году король покончил жизнь самоубийством, перерезав себе горло.

Что нужно знать туристу при посещении Колизея

Ежегодно миллионы туристов стремятся увидеть символ Рима, поэтому у входа всегда выстраиваются очереди. У Колизея, Палантина и Форума общий билет. Поэтому, купив пропуск на не очень популярный Форум, вы можете беспрепятственно посетить древнюю арену, которая находится поблизости. Цена билета начинается от 12 евро, действует он всего 2 дня с учетом посещения каждой достопримечательности не более одного раза.

Чтобы не стоять в очереди, можно заранее купить билет на официальном сайте. Пропуск также будет полным. Недостатками электронного метода являются необходимость указания точной даты визита, комиссии, обязательная печать бумажной версии. Этот пропуск необходимо обменять на месте при входе на стандартный билет. Дополнительно вы можете заказать аудио- или видеогид. Турист получит iPad с записанными видео.

Амфитеатр открыт только днем. Режим работы с 9.00 до 19.00 летом и с 9.00 до 16.00 зимой. Вы не сможете попасть в Колизей 25 декабря и 1 января. Стоимость билетов от 12 евро. Есть скидки для школьников, студентов, пенсионеров. Вы можете рассчитывать на снижение стоимости подписки при предъявлении соответствующих документов. Туристы не допускаются на все уровни. Подземные помещения также недоступны для просмотра.

Решив посетить Колизей, турист должен быть готов к длительным прогулкам по неровным склонам и крутым ступеням. Обувь должна быть максимально удобной, с устойчивой подошвой. Обзорная экскурсия может занять больше часа, поэтому стоит позаботиться о питьевой воде и еде. Туалеты и фонтаны с чистой водой находятся на противоположной стороне от входа. Нам еще нужно до них добраться.

Территорию возле арены заняли уличные торговцы. Цены на сувенирную продукцию значительно завышены, поэтому от покупок лучше воздержаться. Рядом с Колизеем можно сделать сценическое фото с гладиаторами. Выбирая время посещения, следует учитывать, что на объекте нет крыши. Дождь и палящее солнце могут помешать насладиться красотой древнего памятника.

Колизей в наши дни

Колизей сегодня, Рим
Колизей сегодня, Рим

Сегодня Колизей — самая посещаемая туристическая достопримечательность. Фасад и ступени амфитеатра заметно обветшали. Несколько секторов, в которых могут разместиться 1500 человек, остаются в хорошем состоянии. Известные музыканты иногда выступают в стенах Колизея. В частности, своих поклонников обрадовали Пол Маккартни, Элтон Джон и Билли Джоэл. Чтобы попасть в Колизей, туристам приходится стоять в очереди. Перед входом на арену установлены турникеты и металлоискатели. На верхний уровень туристы могут подняться по тем же ступеням и коридорам, по которым проходили древние римляне. Единственное нововведение — установлен современный лифт.

Хронология событий

Согласно историческим описаниям, арена Колизея долгое время использовалась для жестоких зрелищ: гладиаторских сражений, заманивания животных и казни преступников. В III веке в амфитеатре случился сильный пожар, после которого форум отреставрировали. В V веке гладиаторские бои были запрещены, но издевательства над животными продолжались долгие годы. После прихода иностранцев на римские земли Колизей утратил свое первоначальное предназначение. Здесь были ремесленные мастерские и на арене стали происходить захоронения.

В четырнадцатом веке в Риме произошло сильное землетрясение, положившее начало разрушению амфитеатра. Римские жители своими действиями утверждали, что элементы нельзя достроить, разбирая руины на строительные материалы. Колизей спас Папа Бенедикт XIV, который первым взял его под свою защиту. Именно благодаря Бенедикту величественное здание сохранилось до наших дней.

Современный Колизей рассчитан всего на полторы тысячи мест для активных зрителей, но, несмотря на это, мировые знаменитости с удовольствием выбирают место для своих концертов. Сегодня в Колизее идет реконструкция, на которую итальянское правительство выделило почти два десятка миллионов евро. Результаты работы уже видны на информативных фото. Вскоре одно из семи новых чудес света, в которое Колизей был включен в 2007 году, порадует жителей Рима и их гостей восстановленным античным видом.

Как он был построен

Колизей был возведен на месте Палаццо д’Оро Нерона, который был почти полностью разрушен после самоубийства скандального правителя.

Грандиозный амфитеатр был построен на средства, захваченные Веспасианом во время первой победоносной для римлян Иудеи войны. После падения Иерусалима 100000 рабов были доставлены в Рим, который построил Колизей.

Стены амфитеатра выполнены из травертина, добытого в карьерах Тиволи. Большие мраморные блоки были тщательно вырезаны и закреплены стальными скобами.

Внутренние части амфитеатра были построены из кирпича и туфа, а прочный фундамент, ступени и своды — из древнеримского бетона, который по прочности во много раз превосходит современный бетон.

Фасад

Нынешняя высота Колизея составляет 48,5 метра, но изначально она составляла 52 метра. Здание амфитеатра было частично разрушено за века. Даже сегодня это величественная навесная стена из травертина с тремя порядками арок по 80 арок, между которыми расположены колонны тосканского ордера в первом порядке, ионические во втором и коринфские в третьем. Четвертый порядок представляет собой своего рода чердак, сплошную стену с коринфскими пилястрами, соответствующими колоннам внизу, с окнами между двумя пилястрами.


Амфитеатр Флавиев или Колизей. 72-76 н.э. Фасад. Фрагмент со вторым и третьим уровнем

На чердаке было 40 небольших квадратных окон, так что за каждым закрытым окном было по одному пустому. Возможно, когда-то чердак был дополнительно украшен скрепками, то есть большими позолоченными бронзовыми щитами (clìpei), размещенными целыми квадратами, чередующимися с окнами. Над каждой панелью чердака, прямо над уровнем проемов, расположены три выступающие полки, всего двести сорок, которые поддерживали антенны, то есть опоры, на которых была закреплена огромная веляриевая крышка.


Амфитеатр Флавиев или Колизей, 72-76 АННО ДОМИНИ Фасад. Фрагмент 4 уровня
Карло Луканджели, модель Колизея, 1790-1812 гг. Дерево и другие материалы, Рим, Музей Колизея

Объединение и наложение ордеров

Тосканские, ионические и коринфские полуколонны являются важнейшим декоративным элементом Колизея, хотя его главной особенностью считается непрерывный ряд массивных арок. Однако в Древнем Риме голая форма арки была разрешена только в общественной архитектуре, такой как мосты и акведуки. В наиболее значимых памятниках, например, в триумфальных арках, в театрах, в амфитеатрах, размеры которых требовали использования арки и свода, необходимое эстетическое влияние создавалось за счет так называемой унификации полуавтоматов колонна, антаблемент и арка.

Другими словами, каждая арка «обрамлена» архитектурным заказом. Кроме того, когда монументальное здание имело три или более уровней арок, связанных с архитектурными орденами, как в случае Театра Марцелла и Колизея, архитекторы не выбирали какой-либо порядок, а создавали дорический, ионический и коринфский или тосканский, ионический и коринфский… Это расслоение орденов (не связанных с греческим миром) в основном включало переход от ордена, который считался более строгим и стабильным (дорический или тосканский), внизу, к более хрупкому, изящному и декоративному (коринфскому) в высокой части, проходя через ионную в середине.


Карло Лукангели, модель Колизея, 1790-1812 гг. Фрагмент с литьем и наложением орденов

Гипогей (подземные ходы)

Под ареной были проходы и подземные помещения — гипогей, включающий 2 основных уровня:

  • комнаты с кельями, комнаты для солдат;
  • движется за императора и рабочих.

Канатные конструкции — первые изобретения — лифты использовались для соединения подземных пространств и арены.

Расставленные подземные ловушки создавали эффектный вид и исчезновение предметов.

Гипогей - иллюстрация
Гипогей.

Веларий (навес)

Для защиты от палящего солнца, дождя и непогоды над трибуной установили специальный навес — велариум.

К натяжке и корректировке полотна привлекались моряки и служащие флота.

Ткань крепилась к деревянным столбам, расположенным на верхнем уровне конструкции.

Веларий - иллюстрация
Веларио.

Предназначение амфитеатра Флавиев

Спектакли в амфитеатре включали следующие шоу:

1. Бои гладиаторов (мунера). Продолжительность мероприятия — более 400 лет.

Гладиатор почитался римлянами, он вызывал восхищение и признание. И раб, и нормальный человек могли стать гладиатором. По заказу высокопоставленных лиц проводились соревнования, различающиеся формой задержания и различиями по типу оружия.

Поражение в бою обозначалось особым жестом — поднятым указательным и безымянным пальцами.

Победа поощрялась ношением короны на шее, а рабу давали свободу и именной деревянный меч.

По оценкам, на арене Колизея погибло от 300 000 до 500 000 человек.

2. Охота на животных (жилкование).

Было два типа боев:

  • животное и животное;
  • человек и животное.

Животные были отловлены с территории всей Римской империи.

На территории амфитеатра было убито более 5000 животных.

3. Морские сражения (наумачия).

Самые зрелищные и насыщенные шоу. По сохранившимся сведениям, в Колизее произошло 5 подобных событий.

Первое морское сражение упоминается в период победы Цезаря на войне в 46 году, а в 80-е годы известно, что на арене проводилось исполнение женского танца на воде.

Среди основных представлений были развлекательные шоу с участием актеров, певцов и пантомимов.

Все действия, происходившие на арене, проходили под девизом «Panem et circenses!» («Хлеба и зрелищ!»).

Морские сражения - фото
Морские сражения.

Время работы и стоимость билетов

Часы работы амфитеатра зависят от сезона. Величественные двери Колизея открыты с 9:00 до 18:00 (апрель — сентябрь) и до 16:00 (октябрь — март). Стоимость билета 12 евро.

Запустение и разрушения

После падения Римской империи Колизей начал постепенно разрушаться. Здесь открылись ремесленные мастерские и ремесленные мастерские, овощной магазин. Предприимчивые люди пытались приспособить помещение под текстильную фабрику с размещением на верхних этажах и работой на арене.

Стены амфитеатра

Колизей пережил три крупных землетрясения и разрушительный пожар. Средневековые римляне устроили здесь свалку и карьер. Травертин и мрамор, добытые из стен амфитеатра, использовались для строительства церквей, мостов, аристократических домов и даже административного здания Папы. Могущественная римская семья Франжипани превратила Колизей в укрепленный феодальный замок.

Рядом с Колизеем

Рядом с крупнейшим амфитеатром можно посетить достопримечательности:

  1. Арка Константина.
  2. Базилика Сан-Пьетро-ин-Винколи.
  3. Базилика Сан-Клементе.
  4. Палатинский холм.
  5. Римский форум.

Арка Константина - фото
Арка Константина.

Где находится Колизей

Колизей расположен недалеко от Палатинского холма, недалеко от Римского форума и Золотого дома Нерона.

Адрес: Piazza del Colosseo, 1, 00184.

Городской памятник сверху - фото
Городской памятник сверху.

Колизей в эпоху Возрождения

В разные периоды грандиозное сооружение превращалось в тканевую фабрику, затем в завод по добыче полезных ископаемых, затем в элементарный полигон, а затем в пастбище для скота. Только в 18 веке Папа Бенедикт XIV взял амфитеатр под свою защиту. Он освятил место, воздвиг несколько часовен и огромный крест, снятый после завершения Рисорджименто (национально-освободительное движение, в результате которого возникло единое итальянское королевство и было потеряно влияние папского престола).

Археологические раскопки на арене начались еще при Наполеоне I. В результате вывоза тонны мусора и земли были обнаружены подземные помещения. Долгое время Колизей перестраивали, но реставрационные работы продолжаются и по сей день. Амфитеатр стал настоящим символом Вечного города и одной из самых посещаемых достопримечательностей мира.

В 2007 году Римский Колизей был включен в список Новых чудес света.

Часы работы

Колизей открыт круглый год, кроме 25 декабря и 1 января.

Программа:

Сезонный период Начало работы Закрытие
Ноябрь — середина февраля 08:30 16:30
Конец февраля — март 08:30 17:00
Конец марта — конец августа 08:30 19:15
Сентябрь 08:30 7:00 вечера
Октябрь 08:30 18:30

9. Как купить билеты в Колизей

Стоимость билета в Колизей (на 2021 год): взрослый — 16 евро + 2 евро при бронировании билета на официальном сайте, детям до 18 лет бесплатно, но за бронирование придется заплатить 2 евро.

Внимание! Из-за пандемии коронавируса билеты можно купить только онлайн. Билеты нельзя купить в кассах.

Лайфхак: купить билет можно не в кассах Колизея, где всегда стоит очередь, а в кассах Палатина или Римского форума, где чуть больше бесплатно (во всяком случае, это лучше приходить рано утром, когда нет большого скопления людей). Вход на Палатинский холм расположен к югу от Колизея на улице Виа ди Сан Грегорио, вход на Римский форум — с улицы Виа дей Фори Империали.

Колизей изнутри

Билет дает вам право на посещение Колизея, Римского форума и Палатинского холма, по одному посещению в течение 24 часов с момента первого входа. Римский форум и Палатинский холм находятся рядом друг с другом, и вы можете свободно перемещаться между ними, хотя у них также есть отдельные входы. Но учтите, что они считаются одним целым, то есть вы не можете посетить Римский форум в первый день и Палатинский холм во второй день.

5. Гладиаторские бои в Колизее

Колизей прославился гладиаторскими боями, знаменитыми битвами, казнями и вызовом диких животных. Если в Древней Греции были популярны спортивные и театральные представления, то в Древнем Риме пальма первенства всегда оставалась за гораздо более кровавыми представлениями.

Западные ворота Колизея - ворота смерти
Западные ворота Колизея — ворота смерти

Самые первые гладиаторские бои в Колизее, состоявшиеся в 1980 году, длились 100 дней и были приурочены к военным победам императора Тита в Иудее. Некоторые из величайших игр Колизея состоялись в 107 году нашей эры по случаю военных побед императора Траяна в Дакии: в них приняли участие 11 000 животных и 10 000 гладиаторов, которые длились 123 дня.

Если гладиатор заработал хорошую репутацию, сражаясь и храбро, ревущая толпа умоляла императора освободить его. В этом случае гладиатору был вручен деревянный меч, что означает, что он свободный человек и ему больше никогда не придется сражаться.

Окончательно гладиаторские бои перестали существовать в V веке нашей эры: не только из-за распространения христианства, но и из-за дороговизны их подготовки и развала Колизея.

Древнеримская мозаика

Помимо боев между людьми, толпу развлекало зрелище сражений с различными экзотическими животными: от носорогов, львов, леопардов и слонов до крокодилов и страусов. Гладиаторов, обученных сражаться с животными, называли бестиариями. Часто преступников и военнопленных приговаривали к борьбе с дикими зверями, но без какой-либо подготовки, оружия или доспехов.

интересно, что были случаи, когда зрителей Колизея, наслаждающихся кровавыми зрелищами, бросали на арену, если их поведение чем-то не нравилось императору. И из всех римских императоров только Коммод, отличавшийся жестокостью и распутством, принимал участие в гладиаторских боях на арене. Коммоду, конечно, ничего не угрожало: бои были устроены так, чтобы император побеждал, убивая своих противников под восхищенный рев толпы.

Император Коммод в роли гладиатора
Император Коммод в роли гладиатора

Последние гладиаторские бои в Колизее произошли в 435 году нашей эры, а последняя реконструкция охоты на диких зверей произошла в 523 году нашей эры. Подсчитано, что в течение нескольких сотен лет, когда Колизей использовался как развлекательный объект, на его арене находилось 500000 человек и было убито около 1 000 000 животных. В результате были уничтожены некоторые виды животных: например, слоны полностью исчезли в Северной Африке, а бегемоты погибли в Ниле.

Колизей, где погибло так много животных и так много людей, сегодня является символом движения против смертной казни. Колизей меняет цвет освещения с белого на золотой, когда где-то в мире отменяется смертная казнь.

Юлии, Клавдии и Флавии

Колизей Рима сегодня является одним из самых узнаваемых классических зданий. Даже спустя 2000 лет после постройки, несмотря на столетия разрушений и разграблений, он сразу узнаваем. Это был первый постоянный амфитеатр, построенный в Риме, и самая впечатляющая арена, которую когда-либо видел древний мир.

Имея 60 000 мест и 10 000 стоя, каждый мог войти и выйти за считанные минуты благодаря 80 входам и выходам. Это объект, на котором могут поучиться дизайнеры современных спортивных объектов. Название Колизей, собственно, появилось не сразу. Изначально он был известен как амфитеатр Флавиев и задумывался как своего рода политический жест Рима — подарок новой династии римских императоров народу, чтобы осчастливить его не только хлебом, но и представлениями.

В 68 году нашей эры умер император Нерон, и вместе с ним умерла династия Юлианов-Клавдиев. Веспасиан был провозглашен императором и решил, что городу нужен новый культурный объект. Как дальновидный правитель он понимал, что такое нововведение обрадует население и оставит прочный памятник величию императора. Справедливости ради следует сказать, что первая небольшая каменная арена в городе была построена в 29 году до нашей эры, Калигула пытался ее достроить, и при Нероне она сгорела дотла в огне, охватившем Рим жарким летом 64 года.

Колизей внутри
Колизей внутри

Похоже, это было великолепное сооружение. Риму нужен был новый стадион, и новый правитель хотел предать забвению расточительное и жадное владение Нерона, который захватил общественные земли в центре Рима и построил дворец. Получилось очень впечатляюще: Золотой дом с парком в сто двадцать гектаров, с огромным, как море, озером. Веспасиан решил вернуть землю народу Рима.

Самые мудрые римские правители всегда понимали, что императоры не боги и в конечном итоге правят с согласия народа. Интересно, что на строительство арены ушло всего 10 лет, и на глазах современников предстал один из самых впечатляющих архитектурных памятников, которые когда-либо видел мир. Сегодня, в 21 веке, Колизей получил заслуженное признание и объявлен одним из семи новых чудес света.

Колизей представляет собой огромный эллипс со ступенчатыми сиденьями и овальной ареной внутри. Театр построен в основном из местного известняка с внутренними боковыми стенами из кирпича, бетона и вулканического камня (туфа). Своды были сделаны из более легкой пемзы. Наличие бетона в столь далекие времена может многих удивить. Этот сверхпрочный материал был изобретен древними римлянами и позволил им строить большие и устойчивые конструкции.

Для верхних этажей и свода потолка использовался открытый бетон. Характерные круглые арки, использованные строителями, также обеспечивали большую прочность и поддержку, равномерно распределяя вес верхних ступеней. Древние зодчие умело использовали смешение стилей. Римлянам, возможно, не удавалось сравниться с греками в архитектурных нововведениях, но они проявили творческое творчество в деталях.

Три порядка аркад имели фасад из трех четвертей колонн и потолков с последовательностью архитектурных порядков: дорический на первом этаже, ионический на втором, коринфский на третьем. На чердаке были коринфские пилястры и квадратные окна в чередующихся нишах. Вдоль вершины были кронштейны и розетки для поддержки навеса, обеспечивающего тень .. первая спортивная арена с выдвижной крышей.

Восемьдесят расходящихся стен поддерживали возвышающиеся ярусы для пятидесяти тысяч зрителей, а также лестницы и переходы, соединяющие огромный комплекс. За пределами внешних стен лестница, соединяющая уровни и Колизей, имела много общего с современным футбольным стадионом. Здание имело следующие параметры:

  • четыре этажа.
  • высота — 45 метров.
  • ширина -189 на 156 метров.
  • овальная арена 87,5 на 54,8 м.
  • тент в крытом брезенте.
  • вместимость — 50 000 зрителей.

Фасад возвышается на 48,5 метров, а его высота составляет около 15 современных этажей.

Как добраться до Колизея

Возможные способы добраться до древнего памятника:

  1. Метро (от вокзала Термини на линии B (синий) до станции «Колизей»).
    Поездка займет около 15 минут.
  2. Автобусом № 2, 51, 75, 85, 87.
  3. На трамвае № 3 и 8.
  4. Пешеходная дорожка — Виа Кавур и Виа дельи Аннибальди.

Дорога к городскому памятнику - фото
Дорога к городскому памятнику.

Стоимость посещения

Очереди у Колизея считаются одними из самых длинных, здесь можно провести несколько часов.

Чтобы сэкономить время и не столкнуться с проблемами языкового барьера, рекомендуем заказывать билет онлайн на сайте нашего официального партнера

Стоимость билета:

  • взрослый — 24 евро;
  • дети (до 17 лет) — 6,50 евро;
  • льготный билет — 10 евро.

В стоимость входит приоритетный вход в Колизей, Палатинский холм и Римский форум.

У входа в знаменитый памятник можно купить аудиогид за 6 евро.

Вход свободный — в первое воскресенье месяца, однако, очереди в этот день даже длиннее, чем обычно.

Часы очередей - фото
Длинные линии.

 

Оцените статью
Блог про архитектурные сооружения