- История строительства, архитектурный стиль, фото
- На что обратить внимание при посещение собора
- Архитектура
- Фасад
- Интерьер: самые известные шедевры
- Строительство и задумки мастеров
- Описание достопримечательности
- Куда сходить и что посмотреть в Риме
- Практическая информация
- Что нужно знать туристу при посещении Собора Святого Петра
- Часы работы, стоимость билетов
- Как выглядит храм изнутри
- Интерьер и внутреннее обустройство
- Центральный неф
- Правый неф
- Левый неф
- Впечатляющие факты
- Архитекторы Собора Святого Петра
- Правила поведения
- Чем на самом деле является собор Св. Петра в Риме?
- Площадь Святого Петра (Piazza San Pietro)
- Что было раньше на месте базилики?
- История, воплощённая в камне
- Экскурсии по Ватикану
История строительства, архитектурный стиль, фото
На том месте, где сегодня стоит базилика Святого Петра, во времена Древнего Рима находился Цирк Нерона, место жестокого и кровавого веселья. Властный император жаждал зрелищ. На арене цирка происходили ожесточенные гладиаторские бои, а во время гонений на христиан император иногда натравливал гладиатора на бой.
Такие битвы длились недолго, и христиане умирали мучениками, растерзанные мечом гладиатора или когтями животных… Апостол Петр однажды был приведен в одну из таких битв. После конкурса Нерон приказал распять его, но Петр просил единственное: не сравнивать его с казнью Христа. Император согласился, но исполнил эту просьбу своеобразным образом: Петра все же распяли, но — вверх ногами.
Долгое время сведений о месте захоронения не было, пока однажды в документах адвоката 160 г не нашли упоминание о памятнике над могилой Петра. Петра похоронили здесь, на «цирковом» кладбище, где похоронены безымянные жертвы гладиаторских сражений.
Гонения на христиан прекратились только спустя почти полтора века при императоре Константине. Император издал указ построить на месте захоронения Петра базилику в честь первых пострадавших за веру христиан и назвать ее именем апостола. Первый алтарь базилики был возведен в 313 году прямо на месте захоронения Петра. После завершения строительства (в 326 г.) базилика Святого Петра стала местом паломничества всех христиан, которые отправились туда, чтобы почтить память мучеников.
До 800 г здесь проходила коронация на папский престол всех новых пап, пока в 846 г., после нашествия сарацинов, базилика не была разграблена. До сарацинов дошли слухи, что в любом из храмов Рима можно нажиться на очень ценных предметах, поэтому почти все храмы были разграблены.
После разграбления базилики Петр претерпел несколько реконструкций, но еще в пятнадцатом веке его внешний вид был уже весьма плачевным. Поэтому папа Николай приказал значительно расширить и укрепить базилику, что было начато в 1452 году. Однако из-за смерти папы работы были приостановлены.
Папа Юлий II подошел к этому вопросу более глобально: он приказал снести базилику и построить на ее месте величественный собор, который был бы самым великолепным из всех известных в то время.
Практически все известные архитекторы того времени принимали участие в проектировании базилики Святого Петра. Проект Донато Браманте был одобрен, и в 1506 году работы закипели. Поскольку после смерти Браманте Рафаэлло Санти стал курировать строительство базилики Святого Петра в Риме, форма и план здания несколько изменились: вместо греческого креста с равными сторонами он вернулся к традиционным формам латыни — с четвертая удлиненная сторона.
Архитекторы, работавшие над проектом после Рафаэля, стремились к различным формам храма — как к базилике, так и к центрической конструкции. Несоответствие форм сохранялось, пока за работу не взялся Микеланджело Буонаротти (1546).
Он укрепил фундамент здания, сделав его очень прочным, и сделал идею центрального купола главной темой. На краю Микеланджело возвел многоколонный портик и основание центрального купола базилики Святого Петра в Риме, но Джакомо делла Порта завершал его строительство.
Кстати, Микеланджело долгое время отказывался от работы над проектом патриархальной базилики и утверждал, что он художник, а не архитектор, но именно при участии Буонаротти он работал на строительстве собора Святого Петра. Базилика Рима намного превзошла всех своих предшественников. Стены и крышу возводили практически с нуля, и начались работы над куполом.
В начале 17 века центральная часть была расширена, что позволило сохранить идею латинского креста. Пристройка части базилики и фасада с западной стороны — работа архитектора Карло Мадерно. К сожалению, после последних пристроек купол хорошо виден только с одной стороны — с Виа делла Кончильяционе.
Чтобы все желающие могли участвовать в праздничных мероприятиях или службах, требовалась большая территория.
Эту идею блестяще воплотил Джованни Бернини, спроектировавший главную площадь Ватикана перед базиликой Святого Петра в Риме, а также знаменитую округлую колоннаду по бокам площади. Обелиск был установлен на площади в 1562 году, привезен в Рим из Египта римским императором Калигулой в I веке.
Окончание строительства относится к ноябрю 1626 года, когда Папа Урбан VIII официально открыл собор и начал свою службу.
На страницах нашего сайта вы узнаете еще об одной достопримечательности Рима: Термах Каракаллы! Чем славятся старинные бани и почему они так привлекают туристов?
А в следующей статье вы найдете фото знаменитой Испанской лестницы в Риме и узнаете много интересных фактов об этой достопримечательности.
На что обратить внимание при посещение собора
При посещении базилики Святого Петра необходимо ознакомиться с правилами посещения храма:
- У входа в собор ведется обыск. Запрещается ввозить большие сумки, подозрительные и острые предметы, взрывчатые вещества.
- Вы должны соблюдать дресс-код. Не носите яркую и легкомысленную одежду.
- Фотосъемка и видеосъемка в храме разрешены без вспышки.
После посещения храма проявите уважение и уважение к окружающим его людям и работникам. Не говорите громко и не привлекайте внимания. Соблюдайте правила безопасности и поведения.
(Источник — Prowalk Tours).
Архитектура
Глядя на базилику Святого Петра, прежде всего, впечатляют ее масштабы. Здание вместе с куполом достигает высоты около 132 метров, а общая площадь составляет 23 тысячи квадратных метров. Высота фасада в стиле барокко составляет 48 метров, ширина — 118 метров.
Фасад
Фасад собора украшают классические колонны, за которыми открываются пять порталов. Это Врата Добра и Зла (Врата Добра и Зла), Врата Смерти (Ворота Смерти), Врата Филарета (Porta del Filarete), Святые врата (Holy Gate) и Врата тайн (Door Таинств).
Порта делла Морте имеет очень интересный аспект: он был построен в двадцатом веке мастером Джакомо Манцу).
Над колоннами находится чердак со скульптурами: статуя Христа, 11 апостолов и Иоанна Крестителя. Длина главной статуи 5 метров.
Центральный портал храма обрамлен конными статуями императора Константина, созданными в 1670 году Бернини, и Карла Великого, созданными в восемнадцатом веке Агостино Корначчини.
Кроме того, на фасаде здания можно полюбоваться великолепными часами восемнадцатого века работы Джузеппе Веледье, а также фреской XIII века Navicella degli Apostoli Джотто ди Бондоне).
Интерьер: самые известные шедевры
Базилику Святого Петра в Риме можно определить как хранилище самых ценных произведений искусства от пола до креста на куполе. Паломники, входящие в базилику, находятся под наблюдением церковных чиновников и швейцарской гвардии. Внутреннее убранство базилики представляет собой латинский крест. Удлиненный неф окружен большими проходами, через которые можно попасть в несколько часовен. Среди них часовни:
- Преподобная Дева,
- Клементина,
- Колонны Мадонны,
- Григорианский,
- Пьетас (Оплакивание Христа) e
- несколько других алтарей.
Кроме того, в центре базилики находится Часовня Исповеди.
Интерьер Сан-Пьетро содержит бесценные сокровища из мрамора и бронзы величайших скульпторов эпохи Возрождения.
Одна из них — Пьета Микеланджело (1500 г.
От итальянского Pietà — сострадание, боль, жалость, сочувствие. Подробнее об этой Мадонне можно узнать на канале Zen Architecture в статьях
Скульптура Микеланджело: вы должны знать
Пьета Микеланджело: новости о знаменитой электронной
Разрушение Пьеты.
Скульптуры в стиле барокко, такие как балдахин (цивориум) или церемониальный навес над главным алтарем и кафедра Петри, спроектированные Бернини. Архитектор поместил его в композицию из позолоченной бронзы.
Неоклассические скульптуры (например, мраморная статуя Папы Пия VI) некоторых из величайших мастеров Европы, таких как итальянский гений Антонио Канова (1757-1822).
Он также содержит многочисленные папские гробницы, украшенные
- мраморные статуи и барельефы (гробница Папы Льва XI (1634-44) Алессандро Альгарди (1598-1654)),
- а также мозаику и драгоценные металлы.
Строительство и задумки мастеров
Новая базилика Святого Петра была спроектирована архитектором Д. Браманте, благодаря которому было построено центральное крестообразное здание (равные стороны).
А где купол? .. Не все знают, что фасад собора не имеет идеальных пропорций
После него работы продолжил Р. Санти, применивший традиционный латинский крест. В соответствии с разработкой Рафаэля, центр собора был немного смещен и сдвинут. Другой мастер Б. Перуцци, тяготеющий к центризму, вернулся к идее Браманте. Затем над собором работал да Сангалло, предпочитая форму базилики. Завершение работы приписывают Микеланджело, который был сторонником купола храма в центре. На этом основывалась вся остальная конструкция и внутреннее убранство собора. Вход выполнен в виде портика с колоннами. Это было на востоке, а не на западе. Микеланджело создал массивные несущие конструкции и начал строительство тамбура для главного купола собора Святого Петра.
Завершение строительства остается за другими архитекторами — Д делла Порта, Виньола, К. Мадерно. В соборе появилось только 2 небольших купола из четырех запланированных, а центром стала трехнефная базилика. Был построен еще один фасад, полностью закрывавший купол собора Сан-Пьетро. Теперь это видно со стороны квадрата.
Интересные факты о соборе Сан-Пьетро
- Обелиск площади Святого Петра — высокая каменная стела XIII века до н.э. — был привезен из Египта в самом начале нашей эры. Лоренцо Бернини сделал эту стелу центром овального квадрата;
- На гербе Ватикана изображены тиара и ключи. Это ключи Царства Небесного, которые, согласно христианской традиции, Симон (Святой Петр) получил от Иисуса;
- Папы похоронены в застенках базилики Святого Петра. 8 апреля 2005 г здесь был похоронен Иоанн Павел II;
- В Константиновской базилике, на том месте, где был построен собор Святого Петра, было 120 алтарей. Свет проникал в храм через 72 окна. В базилике были коронованы 23 императора Священной Римской империи.
Описание достопримечательности
По замыслу архитекторов, базилика Святого Петра в Риме представляет собой крест, увенчанный огромным куполом; его высота составляет 138 метров, и он считается самым большим куполом в мире. Риму не разрешалось строить храмы выше базилики Святого Петра. Его высота достигала 136 метров, а ширина — 211,5 метра. До 1990 года собор носил титул самого высокого храмового комплекса в мире, пока не была построена базилика в Ямусукро (Кот-д’Ивуар).
Внутри купол украшен фигурами четырех евангелистов с животными, которые окружали престол Бога: Марка и льва, Иоанна и орла, Луки и быка. И только Матфей изображен с ангелом. По внутреннему кругу купола надпись на латыни: «Ты Петр, и на этом камне Я построю Церковь Мою» (Евангелие от Матфея; 16:18).
В базилику Святого Петра пять входов: дверь смерти, дверь Филарета, дверь тайн, дверь добра и зла и святая дверь. Через Врата Смерти Ватикан встречает умерших пап в их последний путь.
Святые врата открываются только в Юбилейный (Святой) год, который происходит каждые 25 лет. В юбилейный год, в день Рождества, Папа разбивает бетонную стену двери, где установлен крест и ящик с ключом от двери Собора. Эти врата еще называют Вратами индульгенции: если вы пройдете через них в юбилейный год, грехи будут изглажены, и человек станет безгрешным.
Перед центральным входом в собор расположены скульптурные фигуры святых апостолов Петра и Павла.
Внутреннее убранство храма, над которым также работал Бернини, поражает богатством и элегантностью убранства.
Справа от главного нефа находится скульптура Петра (13 век), считающаяся среди прихожан чудотворной, и все стараются хоть на мгновение прикоснуться к ней. В соборе хранится еще одна легендарная реликвия: острие центуриона Лонгина.
Справа от центрального нефа находится скульптурная композиция Микеланджело «Пьета» (Compianto di Cristo). От центрального нефа есть еще два прохода, отделенные от главного нефа круглыми арками.
Еще один шедевр Бернини — балдахин (цивориум), декоративный навес на столбах — находится чуть ниже купола собора. Навес представляет собой очень впечатляющую бронзовую конструкцию, покоящуюся на четырех столбах с ангелами. Бронза для украшения была взята из Пантеона, для чего были разобраны бронзовые детали портика.
Алтарь возвышается на месте предыдущего, только перестраивается и укрепляется. В полу создано специальное «окно», через которое прихожане могут видеть могилу святого Петра.
На нижнем уровне храма находятся пещеры Ватикана, гробницы некоторых пап, древних исповедников, сохранившиеся мозаики 15 века, а также место исповеди Петра — часовня с мраморной отделкой.
Куда сходить и что посмотреть в Риме
Туристические достопримечательности (124) Храмы, соборы, мечети (39) Мосты (4) Площади (16) Курорты (5) Фонтаны (6) Замки, дворцы (17) Музеи и галереи Галереи (5) Музеи (13) Где поесть и напитки Рестораны и кафе (39) Развлекательные театры (1) Парки развлечений (2) Клубы, концертные залы (5) Фестивали, праздники, шоу (3) Парки и зоопарки (1) Транспортные вокзалы (3) Аэропорты (2) Магазины и рынки Рынки (4) Магазины и торговые центры (23)
Практическая информация
- Адрес: Piazza San Pietro
- Режим работы: летний период (с 1 апреля по 30 сентября) — с 07:00 до 19:00, зимний период (с 1 октября по 31 марта) — с 07:00 до 18:30.
- Посещение купола: летний период (с 1 апреля по 30 сентября) — с 08:00 до 18:00, зимний (с 1 октября по 31 марта) — с 07:00 до 18:00.
- Стоимость билетов: весь треккинг (551 ступенька) — 8 евро, подъемник + треккинг (320 ступенек) — 10 евро, дети до 12 лет — бесплатно.
- Индивидуальные экскурсии: gid.italy4.me
- Посещение гробницы Святого Петра и некрополя под собором: разрешено при бронировании мест по электронной почте: scavi@fsp.va или по телефону: +39 06 69873017. Стоимость разового билета 13 евро. Часы работы: пн-пт: 09: 00-18: 00, сб — 09: 00-17: 00.
- Официальный сайт Ватикана: www.vatican.va
Чтобы посетить собор, купол и место археологических раскопок, необходимо соблюдать дресс-код: длинные юбки и брюки, закрытые плечи, головные уборы, удобная обувь.
Что нужно знать туристу при посещении Собора Святого Петра
Достигнув площади Святого Петра, в первую очередь необходимо определиться с дальнейшим маршрутом. Вариантов много, поэтому лучше всего отправиться в поход в составе группы. Если у вас нет входного билета, чтобы увидеть купол, вам придется пройти всю территорию по правой стороне вдоль стен и встать в очередь.
Чтобы избежать очередей, вы можете прибыть за час до открытия собора или записаться на экскурсию. Летом заповедник открыт для туристов с 7:00 до 19:00, зимой с 7:00 до 18:30. Планировать посещение аттракциона на среду не стоит. Утром храм будет закрыт из-за папской аудиенции. Цена билета зависит от того, как вы подниметесь на купол. Это может быть пешком или на лифте. Дети до 12 лет не платят за билет.
Все посетители собора обязаны проходить проверку безопасности при входе. Проверяют сумки туристов, исследуют их личные вещи с помощью металлоискателя. Запрещено носить с собой большие рюкзаки, колющие предметы, химикаты. Пыль или шампунь тоже могут вызвать подозрение. Поэтому лучше размещать такие предметы в отеле. Все гаджеты должны быть выключены. Всем туристам напоминают об общепринятых правилах поведения.
Не разрешается посещать святое место в коротких шортах, коротких юбочках. У топа должны быть достаточно длинные рукава, чтобы хорошо прикрывать плечи. Правила одинаковы для мужчин, женщин и детей.
внутри собора разрешены фото- и видеосъемка, но только в определенных местах. Фотографии можно делать только без вспышки. Внутри храма нельзя громко разговаривать, беспокоить других посетителей или играть в игры на мобильном устройстве. Звук телефона должен быть отключен. Даже при малейшем нарушении туриста могут попросить покинуть территорию заповедника. Кормление и пеленание маленьких детей происходит в специальной комнате.
Часы работы, стоимость билетов
Режим работы базилики Святого Петра в Риме ежедневно с 9 до 19 (с октября по март — с 9 до 18.30). Исключение составляет утро среды: каждую среду утром собор закрыт из-за проводимых там папских приемов.
Вход в базилику Святого Петра в Риме бесплатный.
Единственная платная услуга в соборе — подняться на купол, откуда открывается вид на Ватикан с высоты птичьего полета. На вершину ведут 537 ступенек, но это расстояние можно преодолеть на лифте (правда, самый высокий уровень все равно придется преодолевать пешком).
Стоимость подъема составляет 10 евро за лифт и 8 евро за лестницу. Самые стойкие будут вознаграждены отличными панорамными фотографиями Ватикана.
Вы когда-нибудь слышали о самой известной достопримечательности Болоньи: Болонском университете? На нашем сайте вы узнаете, чем славилось великолепное здание в средние века.
Вы знаете, где хранится знаменитая скрипка Паганини — подарок мастера своему родному городу Генуе? Подробнее см. В этой статье.
Как выглядит храм изнутри
Внутри собор Сан-Пьетро в Риме удивляет невероятными размерами и необычайно богатым оформлением: здесь огромное количество статуй, колонн, алтарей, гробниц, выполненных самыми выдающимися мастерами своего времени.
Одним из этих шедевров является «Оплакивание Христа» (Пьета), мраморная скульптурная композиция Микеланджело, единственная скульптура мастера, подписанная им.
Композиция Микеланджело представляет собой статую Марии, которую скульптор изобразил в образе молодой женщины, на коленях которой лежит умерший Спаситель. На все вопросы современников, почему мать Иисуса так молода, Микеланджело отвечал, что Богородица не стареет.
Внутри церкви находится алтарь с не погашенными светильниками, с которого только Святой Отец имеет право совершать мессу. Этот жертвенник воздвигнут на том же месте, что и предыдущий, который когда-то был установлен над могилой Петра (интересный факт: несмотря на принятые каноны, он смотрит не на восток, а на запад). В соседнем этаже сделано небольшое «окошко», через которое можно увидеть могилу святого Петра (то, что она действительно находится там, показали раскопки, проведенные в 1940-х годах).
Под куполом храма над центральным алтарем находится еще один шедевр Бернини (в центре собора много его скульптур): бронзовый балдахин (civorium) высотой 29 м — стоит на четырех колоннах, на которых расположены фигуры ангелов установлены.
Собор Святого Петра — это кресло апостола, которое поддерживают скульптуры четырех святых отцов, над их головами витает Святой Дух.
Рядом с алтарем находится бронзовая скульптура святого Петра, восседающего на папском престоле, в руках которого ключи от неба. Каждый католик считает своим долгом прикоснуться к их ногам — многие считают, что если искренне попросить, чтобы ваше желание сбылось, оно обязательно сбудется.
Величественная статуя Зевса в Олимпии 66624.433
Интерьер и внутреннее обустройство
Интерьер собора, в котором естественно и естественно сочетаются изящные детали, поражает своей красотой и изысканностью. Изображения, представленные в соборе, выполнены в мозаике, росписи нет.
Скульптуры и фрески, иконы и картины из драгоценного золота, стены, украшенные лепниной, серебром, полихромным мрамором, алтари и надгробия создают неповторимый колорит храма. Интерьер был создан итальянским архитектором Лоренцо Бернини, мастер потратил 50 лет своей жизни на украшение храма.
В центре собора — символ Святого Петра, перевернутый крест, двухметровое деревянное распятие. Арочные своды высотой 23 метра и шириной 13 метров, отдельные 3 нефа — удлиненные внутренние пространства, разделенные колоннами. Между входом и алтарем находится галерея длиной 90 метров с ценнейшими произведениями искусства выдающихся мастеров.
Центральный неф
Длина центрального нефа — 211 м, пол вымощен полихромным порфиром и мрамором. Над входом в неф — фреска о спасении Петра, тонущего Иисусом, сзади — серебряная статуя апостола Петра работы Арнольфо ди Камбио.
Паломники утверждают, что статуя чудотворна. Прикоснувшись рукой к стопе святого, вы можете просить об исполнении своего желания. Если желание хорошее, то оно обязательно сбудется. Ноги статуи обожгло прикосновение верующих.
Здесь, в нише колонны, поддерживающей купол собора, установлена 5-метровая статуя святого Лонгина, римского сотника, пронзившего Христа копьем, чтобы обеспечить смерть сына Божьего. Кровь Христа брызнул на глаза легионеру, который был очень слаб для зрения, и получил зрение.
Лонгин вскоре обратился в христианство, проповедовал учение Христа и почитается как христианский святой. Создатель статуи Лоренцо Бернини работал над скульптурой на протяжении полувека.
Главный алтарь, окруженный 44 неугасающими лампадами, сделан из цельного куска мрамора. Уникальное произведение Бернини — балдахин над центральным алтарем. Великолепный 30-метровый бронзовый балдахин покоится на 4 столбах с фигурами ангелов.
Верхнюю часть алтаря венчает бронзовый шар с крестом, а под балдахином — золотой голубь, символ Святого Духа. Перед алтарем есть лестница, ведущая к гробнице Святого Петра, которая также видна через «окно» в полу алтаря.
Сквозь навес можно увидеть кафедру Святого Петра — кресло Святого Петра, поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви. Отцы церкви — это почетное звание выдающихся церковных деятелей, имеющих авторитет в жизни церкви: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Афанасия Великого.
Правый неф
- Скульптурная группа «Пьета» или «Оплакивание Христа» высотой 1,74 м, изготовлена из мрамора. Дева Мария держит на руках мертвого сына, страдающего и страдающего. После нападения злоумышленника скульптура хранится в пуленепробиваемом стеклянном ящике.
- Деревянное распятие Иисуса Христа.
- Часовня Сан-Себастьяно.
- Скиния из позолоченной бронзы.
- Надгробие Григория XIII, который ввел новый григорианский календарь.
- Памятник Папе Льву XII.
- Могила маркграфа Матильды Каносской.
- Часовня Святого Причастия.
Левый неф
- Скульптурный ансамбль гробницы Александра VII, преклонившего колени, понтифик окружен статуями Милосердия, Истины, Справедливости, Благоразумия.
- Часовня Богоявления, украшенная мозаикой.
- Могила Марии-Клементины Собески.
- Мемориал шотландской королевской семье.
- Надгробие Папы Иннокентия VIII, в левой руке Папа держит острие копья, которым сотник Лонгин пронзил распятого Христа.
- Алтарь Преображения Господня Рафаэля.
В базилике хранятся христианские реликвии:
- Частицы распятия креста.
- Тарелка Вероники, на которой изображен лик Иисуса Христа.
- Мощи Сан Лонгина — легионера, пронзившего тело Иисуса Христа копьем.
- Мощи святого Андрея, брата святого Петра.
В нишах — статуи:
- Святой Елены с Истинным Крестом.
- Сан-Лонгино с копьем.
- Санта-Вероника с шарфом.
- Сант-Андреа с крестом Сант-Андреа. Андреевский крест в форме буквы X, на этом кресте был распят апостол Андрей, брат святого Петра.
На нижнем уровне собора находится некрополь Ватикана со 100 гробницами, 91 — гробницами римских пап.
Впечатляющие факты
Базилика Святого Петра поражает своим величием и величием. Ниже приведены интересные факты об этом великом храме, которые могут произвести впечатление как на верующего, так и на закоренелого атеиста:
- В соборе хранится одна из важнейших христианских реликвий: острие Лонгина, которым он пронзил распятого Иисуса Христа.
- По высоте базилика занимает десятое место среди католических и православных построек мира (достигает 137 м).
- Храм считается местом предполагаемой гробницы библейского апостола Петра, впервые названного Папой Римским (ранее алтарь располагался над местом захоронения этого святого).
- В здании могут разместиться при необходимости не менее 60 000 человек.
- Знаменитая площадь Святого Петра, расположенная на территории святилища, оформлена в виде замочной скважины.
- Чтобы подняться на вершину купола христианской святыни, вам нужно будет подняться по 871 ступенькам (есть лифт для посетителей с проблемами со здоровьем).
- Знаменитая мемориальная доска «Пьета» («Оплакивание Христа»), принадлежавшая руке Микеланджело, в начале 70-х годов прошлого века поочередно подвергалась двум покушениям. Чтобы уберечь шедевр от возможных захватов, он был защищен пуленепробиваемым прозрачным кубом.
- По повелению российского императора Павла I собор Святого Петра стал прообразом для строительства Казанской церкви, расположенной в Санкт-Петербурге. Несмотря на то, что отечественный вариант конструкции имеет свои особенности, сходство многих деталей очевидно.
Несмотря на удаленность соборной постройки, собор Святого Петра по-прежнему сохраняет звание важнейшего католического храма, ежегодно привлекающего прихожан со всей планеты.
Архитекторы Собора Святого Петра
В начале 16 века Папа Юлий II решил снести старую церковь, чтобы уступить место новому грандиозному зданию. Его строительство началось 18 апреля 1506 года по проекту Донато Браманте (Donato Angelo di Pascuccio, 1444-1514) и закончилось более чем через полтора века спустя. По мнению итальянского архитектора, это должно было быть величественное сооружение, способное не только вместить большое количество прихожан, но и подчеркивать мощь церкви. За гигантизм представленного проекта, разрушение и разрушение почтенного раннехристианского храма, Браманте получил издевательское прозвище «Мастер Руинанте». Мастер разрушения. Более того, в 1507 году разразился грандиозный скандал по поводу раздачи индульгенций папой Юлием II тем, кто жертвовал деньги на новостройки.
В своем проекте Браманте взял за основу греческий крест в плане, в центральной части которого предполагалось возведение купола, поддерживаемого четырьмя гигантскими колоннами. Строительство стен началось вскоре после утверждения проекта, но через несколько лет работы были приостановлены из-за смерти Папы Юлия II, а через год — по инициативе самого архитектора.
С 1514 года проектом строительства базилики руководили Рафаэль Санти вместе с Джулиано да Сангалло и Джованни Монсиньори, более известным как фра Джокондо. Рафаэль предложил удлинить одну из сторон конструкции, приблизив ее форму к более традиционной форме латинского креста. Впоследствии, после смерти Рафаэля в 1520 году, Антонио да Сангалло-младший занял должность главного архитектора, а руководство работами было поручено Бальдассаре Перуцци. Однако, несмотря на большое количество именитых скульпторов и архитекторов, принимавших участие в разработке проекта новой базилики, работы не сдвинулись с места — каждый из них предлагал свое, считая его лучшим. Строительство возобновилось только в 1538 году, которое продолжалось до смерти Антонио да Сангалло в 1546 году.
С 1546 года семидесятилетний Микеланджело Буонарроти стал главным архитектором. Он решил вернуться к проекту Браманте с большим центральным куполом. Руководствуясь опытом Филиппо Брунеллески, который построил невероятную структуру купола Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, Микеланджело смог спроектировать еще более впечатляющую структуру. В отличие от восьмигранного купола Брунеллески, рисунок Микеланджело имел более изящную форму, так как он был основан на шестнадцати гранях. К сожалению, Микеланджело так и не смог увидеть результат своей работы. В 1564 году, после смерти мастера, продолжение строительства было поручено архитектору Джакомо делла Порта (1533–1602), который завершил строительство купола Микеланджело.
В 1603 году, после смерти Джакомо делла Порта, Папа Климент VIII назначил Карло Мадерно (1556-1629) новым руководителем строительства базилики. Он был внуком известного архитектора Доменико Фонтана и с тех пор зарекомендовал себя как многообещающий динамичный мастер. Мадерно по предварительным эскизам Микеланджело спроектировал фасад большого здания. Однако его творчество всегда подвергалось резкой критике. Дело в том, что вытянутый неф базилики и, как следствие, ее гигантский фасад высотой более 45 метров, вынесенный вперед, скрывал великолепный купол, и всю красоту нового храма можно было увидеть только издалека.
Строительство новой базилики Святого Петра было завершено в 1626 году — 18 ноября папа Урбан VIII (Maffeo Vincenzo Barberini, 1568-1644) освятил самую большую католическую церковь в мире, размеры которой до сих пор впечатляют — ее длина составляет 220 метров. Его высота вместе с куполом составляет более 136 метров, а во время богослужения он может вместить более 20 тысяч верующих.
Правила поведения
На входе вас встретит мужчина с металлоискателем и проверит ваш багаж. Здесь очень строгий дресс-код, у всех без исключения руки и ноги должны быть прикрыты, у женщин — головные уборы, у мужчин — их отсутствие.
Чем на самом деле является собор Св. Петра в Риме?
Примечание: церковь является папской базиликой (Papale di San Pietro), а не собором. Базилика — это почетное название храма, данное Папой. Папа означает, что храм подчиняется только Папе. Но это слово имеет другое значение, которое определяет древнее или средневековое прямоугольное здание с двумя продольными рядами колонн внутри (обычно храм).
Кафедральный собор — это церковь, в которой находится кафедра или престол (кресло) епископа, на котором он сидит во время службы. Римский собор — Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано Арчи. Последний функционирует как главная церковь для верующих в Риме.
Папскую базилику называют собором, видимо, потому, что в ней находится трон Святого Петра.
Площадь Святого Петра (Piazza San Pietro)
Грандиозный собор, построенный в 16 веке, нуждался в соответствующей обстановке. Ватикан постановил, что плохо спроектированный прямоугольник столичной земли у подножия храма должен принять изящную форму. Кроме того, необходимо было оборудовать дорогу от Апостольского дворца (Palazzi Apostolici) к базилике.
Джан Лоренцо Бернини создал площадь Святого Петра за 11 лет, начав строительство в 1656 году.
Архитектурный проект Бернини включал в себя два основных элемента: овальный план самой площади, окруженный полумесяцами туннелей и трапециевидные переулки, ведущие к площади и собору.
Сверху площадь, аллея и собор кажутся ключом, за что и названы «ключом Святого Петра». Овал площади упирается в чашу двух галерей, оборудованных колоннами. Колоннаду из 284 дорических колонн и 80 травертиновых столбов венчает чердак, на котором выставлены 140 скульптур святых и десяток церковных гербов. В дни главных католических праздников площадь Святого Петра принимает около 400 000 посетителей!
29 сентября 2019 года Папа Франциск на левой колоннаде открыл памятник, посвященный всем мигрантам и беженцам, чтобы подтвердить необходимость исключения из общества никого, будь то постоянный гражданин или новичок.
Бессознательные ангелы — скульптура канадского художника Тимоти Шмальца, в творчестве которого преобладают религиозные и социальные темы. Эта бронзово-глиняная скульптура изображает группу переселенцев из разных культур и разных исторических периодов.
Что было раньше на месте базилики?
Святой Петр, один из двенадцати учеников Иисуса, свидетель его воскресения и первый епископ Рима, принял мученическую смерть в 64 г н.э и похоронен на этом месте. Гробница Святого Петра стала культовой около 160 года. После признания религиозной воли христиан император Константин построил здесь базилику. Это произошло около 320 г до н.э.
эта гробница является центром и сущностью всех зданий в городе-государстве Ватикан.
История, воплощённая в камне
Возведенная по приказу Константина, базилика имела довольно скромный вид, долгое время ничем особенным не отличалась и простояла одиннадцать веков. До тех пор, пока в 1506 году Папа не приказал построить собор Сан-Пьетро на месте древней церкви, которой было более одиннадцати веков и которая сейчас находится в руинах.
Статуя Христа-Искупителя 66624.751
Постройка затмила бы не только все языческие храмы, но и существующие христианские церкви, став одновременно центром католицизма и символом власти понтифика. Тот факт, что апостол Петр застал свое мученичество именно в этом месте, сыграл важную роль в выборе первосвященника.
Для строительства храма были приглашены лучшие скульпторы, архитекторы и художники со всей Италии. Учитывая, что время постройки собора восходит к эпохе Возрождения, когда жили и работали такие художники, как Микеланджело, Джованни Лоренцо Бернини и другие известные люди, неудивительно, что проект имел стопроцентный успех.
Во время строительства (а всего оно длилось более века) за работы отвечали несколько человек, которые постоянно вносили кардинальные изменения в планировку храма, что оказало серьезное влияние на архитектуру этого храма:
- Первым архитектором собора был Донато Браманте — он предложил построить храм, по форме напоминающий греческий крест с такими же сторонами (работы начались в 1506 году.)
- После его смерти архитектором был назначен Рафаэль Санти, который изменил план, придав храму форму римского креста (с четвертой длинной стороной).
- Следующий архитектор, Балдассаре Перуцци, отдал предпочтение оригинальному проекту.
- Но Антонио да Сангалло поддержал идею второго архитектора.
- Микеланджело начал работу над собором в Италии в 1546 году. Он вернулся к первоначальному проекту Браманте, но все равно изменил проект: он предусмотрел наличие портика с большим количеством колонн в восточной части здания, сделал несущие конструкции более массивный и он определил центральное пространство (поскольку базилику Микеланджело можно увидеть с западной стороны храма) ему удалось построить барабан главного купола, строительство которого должен был быть завершен следующим архитектором, Джакомо делла Порта (который придал куполу более вытянутую форму). Микеланджело планировал окружить главный купол четырьмя меньшими, но архитектор Виньола решил построить только два, разместив их по бокам от центрального.
- Карло Мадерна в начале 17 века по приказу Папы Павла V, вернувшись к римскому варианту, увеличил длину креста с восточной стороны. Также у него был возведен фасад высотой 48 м (без скульптур) и шириной около 120 м, полностью скрывавший потерявший свое доминирующее положение купол. В верхней части фасада установлены шестиметровые скульптуры Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и почти всех апостолов, кроме Петра.
- Вскоре из-за огромного наплыва верующих стало очевидно, что перед собором необходимо построить площадь. Строительные работы доверили Джованни Лоренцо Бернини.
Экскурсии по Ватикану
Чтобы не потеряться среди множества шедевров Ватикана, возьмите специальную экскурсию с опытным гидом: он будет сопровождать вас по небольшой государственной дороге, он покажет вам базилику Святого Петра и знаменитые музеи. Так что вы не пропустите ничего важного и услышите увлекательные рассказы своего гида об истории и искусстве Ватикана.