- История возникновения
- Другие необычные мечети на планете
- Внутреннее убранство
- Этикет посещения мечети
- Развитие арабской архитектуры
- Особенности
- Элементы
- Отличительные признаки
- Сооружения средневековой архитектуры
- Мечеть для молитвы
- Мечеть Юч Шерефели
- Мечеть Ибн Тулуна
- Мечеть Султанахмет
- Мечеть шейха Зайда
- Мечеть Сиди Укба
- Минареты как символ ислама
- Дворцовые комплексы
- Мавзолеи умерших
- Городские постройки
- Интерьер
- Цветовая гамма
- Материалы
- Полы и стены
- Окна
- Декор и аксессуары
История возникновения
Восточное направление имеет два названия:
- Исламский (мусульманский). Вавилон — Висячие сады Вавилона, настоящий рай на фоне пустыни. В Индии (VII век) был создан Тадж-Махал, самый известный ансамбль, выполненный в мусульманском стиле.
- Мавританский. Он возник в 14-15 веках в Индии на основе исламского стиля. Наиболее яркими примерами этой тенденции являются сады Хенералифе и Альгамбри. Их отличительной чертой было появление открытых комнат и «патио» (композиция из дворов и окружающих стен).
Стиль возник в странах, у которых не было достаточного доступа к воде. Поэтому уважение к этому природному элементу стало его характерной чертой.
Другие необычные мечети на планете
Самые красивые мечети находятся и в других странах мусульманского мира.
Титул «самой красивой мечети в мире» можно получить от зеркальной мечети Шах-Чирах. Это просто великолепно выглядит.
Информация о них находится в таблице:
Имя | Позиция | Дата постройки | Архитектура | Дизайн интерьера |
Зеркальная мечеть Шах-Чирах | Расположен в городе Шираз, Иран | 14 век. Инициатор строительства — правитель Таши Хатун. Возведен в честь братьев Ахмеда и Мухаммеда. Они бежали от преследований, но были убиты изменой | Не зря здание получило название «Зеркальная мечеть». Он полностью украшен бесчисленными кусочками стекла и драгоценных камней. Поверхность купола покрыта стеклом и эмалью. Есть 2 минарета. Вход через тяжелую золотую дверь. | Интерьер комнаты также облицован зеленым стеклом. Это касается и внутренней поверхности купола. Свет от люстр преломляется и создается красивое свечение. Здесь мраморные колонны. Могила братьев установлена в нише здания |
Мечеть Аль-Акса. | Находится в Иерусалиме. Находится на Храмовой горе в старой части города. Доехать можно на рейсовых автобусах, которых очень много | Первая постройка датируется 636 годом. В дальнейшем была проведена серия реконструкций. В окончательной версии он существует с 11 века | Стены здания облицованы мрамором, а сверху выложена мозаика. Купол возвышается на 17 м и покрыт серыми свинцовыми пластинами. Установлено 4 двери для входа | Внутри помещения галереи и нефы. Конструкция опирается на арочные потолки и мраморные колонны |
Голубая мечеть | Находится в Стамбуле. Это происходит на главной площади | Построен в 17 веке. В работе приняли участие 1500 человек | Монументальное сооружение может вместить 10 тысяч человек. Высота здания 43 м. Всего 6 минаретов, высота 63 м. Вход через 6 ворот. | Внутри купол опирается на 6 колонн диаметром 5 метров, все стены украшены росписями. Есть комнаты для мужчин и женщин. Все туристы могут войти первыми. Вход в женские салоны запрещен |
Сердце Чечни | Находится в городе Грозный. Чтобы добраться туда, нужно сесть на рейсовый автобус и сесть на остановку «Проспект Хусейна Исаева» | Строительство началось в 2006 году и закончилось в 2008 году | Главный купол имеет высоту 32 м и со всех сторон окружен четырьмя половинными куполами. По углам расположены 4 минарета высотой 63 м. | Интерьер секции выполнен из белого мрамора. Колонны, поддерживающие крышу, выполнены из того же материала. Освещение обеспечивают 36 люстр. На полу коврики ручной работы |
Мечеть Калян | Построен в Бухаре. Установлен на площади Регитан, до него легко добраться на такси или рейсовом автобусе | Дата постройки XII-XVI вв | Он включает в себя 2 строения: минарет, мечеть и медресе. Высота минарета 46,5 м, внешний диаметр в основании 9 м, конической формы. | Внутри главного корпуса построены 2 зала. Первый — большой зал, а второй — гробница. |
Мечеть Аль-Фатиха | Построен в Манаме. Расположен рядом с Королевским дворцом Бахрейна | Время постройки относится к 1987 году. Тогда здесь правил шейх Иса ибн Салман аль-Халифа. Он назван в честь другого шейха Ахмеда Аль Фатиха, освободившего Бахрейн | Общая площадь мечети 6500 м2. Он может вместить до 7000 верующих. Сверху установлен большой купол из стеклопластика. Его масса 60 т | Стены изнутри выполнены из итальянского мрамора, а двери — из индийского. С потолка свисает люстра, привезенная из Австрии. Здесь находится Национальная библиотека |
Мечеть Султана Кабуса. | Расположен в столице Омана Маскате. Чтобы добраться до мечети, вам нужно ехать по главной автомагистрали, соединяющей аэропорт и Маскат | Строительство длилось 6 лет и завершилось в 2001 году. Инициатором строительства мечети был султан Кабус бин Саид Альбусаид. В настоящее время он продолжает править страной | Занимаемая площадь составляет 416 000 м2. Главный зал — квадратный. Высота купола и главного минарета — 90 м. Также по углам расположены 4 минарета. Их высота 45,5 м | Внутри купол покрыт золотой мозаикой. Зал облицован серым и белым мрамором. Люстры — отличительная черта. Всего их 36. Особо стоит самый большой. Привезен из Австрии. Его диаметр составляет 14 метров, а вес — 8 тонн. На полу коврики ручной работы |
Мазар Имама Резы. | Находится в городе Мешхед в Иране. Расположен в Зиргозар-э-Харам | Комплекс строился долгое время с 1370 по 1773 год. Окончательно закрыли купол в 13 веке | Площадь комплекса 331 м2. Здесь одновременно могут молиться около 100 тысяч человек. В комплекс входят могилы имамов, библиотека, музей | Внутренняя отделка покрыта плиткой, надписями, зеркальными покрытиями |
Мечеть Азан | Построен в Сызрани. Чтобы попасть туда, нужно пройти на Образцовую площадь и найти улицу Жуковского | Строительство длилось долго. Он начался в 2001 году и закончился в 2006 году. Основные средства вложили местные промышленные компании | Высота минарета — 27 м. Вместимость здания — 400 человек | Внутри, помимо общей молитвенной комнаты, есть молитвенная комната для женщин и учебный класс |
Самые красивые мечети в мире находятся во многих местах. Одни отличаются масштабом, другие — украшением. В целом комплексы — это великолепное зрелище, строительство которого требует больших вложений.
Внутреннее убранство
В разных частях мусульманского мира сложились разные архитектурные типы мечетей. Основные черты мечетей были определены в конце 7 века. В большинстве мечетей есть один или несколько минаретов — башен, с которых провозглашается призыв к молитве (азан). В молитвенном зале есть михраб — ниша, указывающая направление в сторону Мекки, к которому верующие должны повернуться лицом. Рядом с михрабом установлена кафедра проповедника — минбар. Пол мечети и ее двор обычно покрыты коврами. В каждой мечети должен быть естественный или искусственный резервуар для ритуальных омовений. Женщины молятся в специально отгороженной части общей комнаты или в галереях. Книжные хранилища находятся во многих мечетях. Некоторые мечети совмещены с гробницами.
Этикет посещения мечети
- Если одежда посетителя не соответствует исламским заповедям, мужчину могут попросить надеть халат, а женщине — хиджаб.
- Перед входом в молельный зал снимают обувь.
- Перед молитвой обязательно совершить ритуальное омовение.
- Перед тем, как сесть, мусульманам рекомендуется совершить молитву-приветствие в мечети (тахият аль-масджид) или любую другую молитву.
Развитие арабской архитектуры
Если арабо-испанская цивилизация получила мировую известность благодаря научным достижениям, то не меньше она обязана своей славой архитектуре и прикладному искусству.
Арабский архитектурный стиль изначально отличался от испано-арабского. Основные архитектурные формы арабов сформировались исторически в глубокой древности, частично они были заимствованы у иранцев, вавилонян и ассирийцев. К ним, вероятно, относятся гипсовые своды, украшенные кельями и пирамидальными рельефами, похожими на сталактиты, а также уникальной штукатуркой с лепным орнаментом, покрывающей стены изнутри.
Первоначальное влияние на арабскую архитектуру также оказала византийская культура, у которой мусульманская цивилизация многое заимствовала (например, некоторые конструкции и украшения). Примечательно, что испанские мусульмане обогатили эти элементы особыми оттенками, которые отличают их архитектуру от оригинальной, арабского происхождения.
Надо сказать, что в развитии испано-арабской архитектуры есть несколько периодов, разных по стилю. Эти различия не противоречат общей концепции развития испано-арабского искусства на Западе.
Особенности
Храм состоял из одного или нескольких нефов и михраба, покрытого глазурованной плиткой (в мечети Кордовы, например, в исключительных случаях он был покрыт стеклянной мозаикой).
В целом архитектурные элементы арабской архитектуры имели форму подковы. Часто при строительстве храмов использовались колонны, взятые из древнеримских или вестготских построек. Капители колонн в арабской архитектуре были первоначально заимствованы из коринфского ордера.
Впоследствии характерные элементы коринфских капителей усложнились, и возникла особая форма коринфских капителей. Эта модель была общепринятой в испано-мусульманской архитектуре до тех пор, пока не был создан гранадский или насридский стиль.
Арабы избегали однообразных орнаментов и гладких поверхностей конструкций. В связи с этим стены обычно украшали плитами из тисненого мрамора или штукатурки небольшой глубины. Поверхности украшали растительные орнаменты схематической или геометрической формы. Такие украшения называют арабесками.
Рельефность декора подчеркивалась цветами: места углублений рисунков окрашивались в пурпурные или синие тона, а выпуклости покрывались позолотой. Такой цветовой контраст давал необычайный декоративный эффект, придавал рисунку живости и яркости.
Следует отметить, что арабская мечеть была не просто храмом в прямом смысле этого слова. Как правило, мечети служили местом массовых собраний людей. Здесь читались указы халифа, проводились тренировки. Интересно, что такие учреждения, как школы, обычно располагались при мечетях.
Что касается гражданских построек, их планировка и дизайн были аналогичны мечетям, за исключением некоторых изменений, связанных с различным использованием зданий. Жилой дом имел центральный двор и был окружен арками. Практически всегда такое сооружение было одноэтажным и не имело окон на фасаде, выходящем на улицу. В доме обычно был сад, а центральный двор иногда украшал фонтан.
В планировке дорог также прослеживаются характерные тенденции. Улицы были узкими, чтобы прохожие могли укрыться от жары в тени, создаваемой домами.
Элементы
Исламская архитектура определяется следующими элементами:
- Минареты или башни (изначально предназначены для фонарей стражников, наблюдавших с башни)
- Планировка с 4 айванами, с тремя залами и основным залом с видом на Мекку
- Михраб или молитвенная ниша, на внутренней стене которой есть указатель направления в сторону Мекки
- Купола
- Айваны для соединения разных павильонов
- Использование геометрических форм и повторяющихся мотивов (арабески)
- Использование мукарнов для украшения куполов, минаретов и порталов.
- Использование каллиграфии вместо рисунков, что было запрещено в архитектуре мечетей. В светской архитектуре разрешены изображения людей и животных.
- Фонтаны для омовений
- Используйте яркие цвета, если это персидский стиль или стиль Великих Моголов; бледный песчаник и серый камень в арабской архитектуре.
По большей части арабы использовали жженый кирпич в строительстве, несколько реже — песчаник и известняк. В отделке использовались различные материалы: дерево, терракота, гипс, майолика, тростник. Мрамор использовался для поддержки свода колонн. Примеры таких архитектурных сооружений встречаются в африканских и западных регионах арабо-мусульманских территорий.
Эмалевые плитки использовались для облицовки михраба и проходов храма, а в мечети Кордовы, в исключительных случаях, они были покрыты стеклянной мозаикой.
Арабы старались не изображать людей. В их архитектуре очень популярен орнамент с неоднозначными символами, имеющими глубокий смысл. Они формируют особое понимание мира, которое кажется посланием потомкам, выраженным в архитектурных изысках древнего Востока.
Отличительные признаки
Восточная архитектура, прежде всего, отличается некоторой орнаментальностью, то есть асимметрией форм и пропорций, тяготением к роскоши и всевозможным декоративным элементам. Одной из наиболее характерных черт восточного стиля в архитектуре являются арки, а также изогнутые края крыш и куполов. Фасады часто украшены лепными изображениями и лепниной с живописным орнаментом, восходящим к верованиям той или иной культуры.
Мозаика широко распространена. В общем, если вы настоящий ценитель восточного стиля, то оформление фасада с использованием базовых стилевых элементов поможет вам по-настоящему погрузиться в восточную атмосферу.
Сооружения средневековой архитектуры
С развитием строительства стало появляться множество религиозных и светских построек. К первым относятся:
- мечети;
- мавзолеи;
- медресе.
И среди последних — дворцы правителей, городские стены, в том числе ворота, мосты, башни и т.д., цитадели и крытые рынки. Величие арабской архитектуры средневековья завораживает и поражает, она удивительно гармонична.
Мечеть для молитвы
Мечети — одно из самых значительных древних культовых сооружений. Они были созданы по примеру дома Мухаммеда (570-632), особенностью которого был навес, стоящий на стволах пальм и расположенный с южной стороны огороженного двора. Сам двор мог иметь прямоугольную или квадратную форму, а окруженная глухими стенами мечеть внешне напоминала крепость. Эти стены служили хорошей защитой для города, через них проходили, хотя ни одна из них не выделялась как главная.
Особое значение имел двор. На одной из его сторон — той, которая направлялась в сторону Мекки, — была более глубокая аркада, которая образовывала ряды молитвенного зала. Столбы и колонны служили опорами для арок. Венчает мечеть купол, покоящийся на основании с четырех сторон квадрата, в угловых частях которого отлиты небольшие арки. Кстати, по проекту арки делали разной формы: наиболее распространенными были подковообразные арки или заостренные арки с одной или тремя лопастями.
В прямой стене в сторону Мекки была богато украшенная ниша (михраб). В мечети, в отличие от христианских храмов, отсутствует центральная ось, по которой верующие направляются к святилищу. Для проповедника в молитвенном зале организовано специальное возвышение — минбар. Он находился недалеко от михраба. Часто минбар выглядел как очень высокий стул, поставленный на постамент с крутыми ступеньками и отделанный резными деревянными панелями. Для массивных Коранов делали деревянные подставки, красиво украшали.
Мечеть Юч Шерефели
Небольшой турецкий городок Эдирне, расположенный недалеко от современной границы с Болгарией, почти на столетие стал столицей Османской империи в середине 14 века. В 1437–1447 годах при Мураде II рядом с уже существующей Великой Старой мечетью было построено огромное новое здание, получившее прозвище Юч Шерефели-джами — «Мечеть трех балконов».
До этого времени османским архитекторам, привлеченным под влиянием византийских построек с куполообразными потолками, не грозила опасность создания куполов диаметром более 12 метров, а большие залы городских мечетей состояли из идентичных купольных келий. В мечети Эдирне мастер возвел огромный купол диаметром 24 метра, превративший его творение в самое грандиозное османское сооружение 15 века, положившее начало классической фазе турецкой культуры.
Разделение доминирующего пространства подкупола внутри потребовало более сложной конструкции здания: купол опирается не на четыре, а на шесть точек, две из которых представляют собой шестиугольные столбы, расположенные на поперечной оси зала. Эти столбы предопределяют внешний вид угловых ячеек, образующих своеобразные боковые крылья интерьера, а наложение этих ячеек с куполами создавало необычную для исламской архитектуры пятиглавую композицию здания.
Сочетание в плане куполообразного шестиугольника и угловых квадратов привело к образованию между ними треугольных ячеек. Над ними архитектор установил светящиеся фонари, обеспечивающие равномерное освещение молельного зала и предвосхищающие залитые светом мечети «великолепного века» Великого века — периода расцвета Османской империи, 16-17 веков..
Новшеством мечети «Три балкона» стало возвращение к планировке большого внутреннего двора, типичной для арабских мечетей: до этого в османских мечетях использовались парадные арки. Именно в Эдирне была сформирована композиция (центральный зал с куполом и внутренний двор, окруженный галереями с куполом), которая впоследствии станет обязательной для великих мечетей султана в Стамбуле. Впервые в углах двора Юч Шерефели-джами возведены четыре минарета, что задает не только новый стандарт закрепления территории мечети башнями, но и создает пространственное доминирование культового сооружения в городской среде площадь развитие. Более века 67-метровый минарет с «тремя балконами» оставался самым высоким в османской архитектуре, а конструкция его трех винтовых лестниц, каждая из которых ведет на собственный балкон, оставалась уникальной.
Мечеть Ибн Тулуна
В 860-х годах полководец Ахмад ибн Тулун, посланный в Египет для усиления власти халифов Аббасидов, подавил восстания и покорил местных эмиров, затем взял власть и даже основал новую династию египетских правителей: Тулунидов. Он выбрал своей резиденцией город Катай (ныне один из районов Каира), где в 876-879 годах он построил дворец, больницу и большую мечеть.
Образцом для строительства Ибн Тулуна была мечеть в иракской Самарре, столице халифата Аббасидов, и это выражало политические претензии нового правителя, который перенес культовый памятник своих правителей в свою столицу. Прежде всего, следуя образцу, вы можете увидеть башню (минарет), которая находится за пределами молитвенного двора на стороне, противоположной кибле. Как и его прототип в Самарре, минарет окружен внешней винтовой лестницей. Кирпич использовался как строительный материал, обычный для архитектуры Ирака, но редкий для средневековой архитектуры в Египте, где не было недостатка в камне.
Здесь арабские мастера практически отказались от использования элементов старинных и византийских построек. Внутренние поверхности арок покрыты резным орнаментом, не повторяющимся внутри здания; все убранство мечети Ибн Тулуна было предметом изучения мусульманских художников на протяжении веков.
Впоследствии, в 13 веке, в центре двора был сооружен фонтан для омовений в виде купольного павильона, который стал композиционным центром двора и новой вертикальной доминантой.
Особенностью дизайна мечети Ибн Тулуна является внешняя стена, огораживающая периметр культового сооружения со стороны жилого и базарного кварталов: между этой стеной и мечетью образовалась особая П-образная открытая площадка (зияд), расширяющая пространство для праздничная молитва и обмен потоками молящихся. Этот элемент также заимствован из мусульманской архитектуры Ирака.
Мечеть Султанахмет
Гигантская стамбульская мечеть, основанная в 1609 году Ахмедом I прямо в центре османской столицы, знаменовала собой конец «великолепного века». Здание возведено в историческом центре Константинополя на месте византийского ипподрома и Большого императорского дворца, напротив собора Святой Софии. Свое прозвище Голубая мечеть получила из-за внутренней облицовки кафельной плиткой, в росписи которой преобладают синий и зеленый цвета.
Хотя мечеть Султанахмет уступает собору Святой Софии по всем параметрам, благодаря своему расположению на холме, высокому основанию и архитектурным пропорциям, она, кажется, превосходит византийский памятник, который был ориентиром для османских мастеров и своего рода объектом «конкуренция возможностей». Снаружи центральный купол мечети, полукупола, ракушки и угловатые куполообразные барабаны создают впечатление пузырящейся массы, которая растет вверх и образует пирамидальный объем, доминирующий в исторической части города.
Композиция купольного зала мечети представляет собой храм эпохи Возрождения-тетраконх Тетраконх — (от греч. Тетра — «четверка» и «конха» — пол в форме полукупола) — в раннехристианской и средневековой архитектуре, тип центрического храма с четырехлепестковым растением. Применяется к исламской архитектуре, измененной в середине 16 века великим турецким архитектором Синаном, учеником которого также был строитель Голубой мечети Мехмед Ага. Купол диаметром 23,5 метра опирается на полукупола со всех четырех сторон, образуя внутри четырехлистный клевер и создавая ощущение идеальной симметрии и баланса пространства. Световые люки в основании купола и сводах обеспечивают равномерное освещение по всему периметру огромного зала.
У мечети шесть минаретов — по углам как молельного зала, так и двора. Согласно легенде, такое рекордное для того времени количество башен возникло из-за ошибки — кто-то перепутал турецкие слова altyn («золото») и alty («шесть»). В то время только в Защищенной мечети Мекки было шесть минаретов, и, чтобы избежать обвинений в святотатстве, Ахмеду I пришлось сохранить приоритет главной святыни ислама и пристроить седьмой минарет к мечети Мекки.
Мечеть шейха Зайда
Мечеть, расположенная на острове Абу-Даби, названа в честь Зайда ибн Султана ан-Нахайяна, основателя Объединенных Арабских Эмиратов. Ее строительство было завершено в 2007 году, и мечеть быстро стала одной из главных достопримечательностей ближневосточной страны.
Поскольку говорить о конкретных традициях национальной религиозной архитектуры не приходилось, проект, основанный на мавританском стиле, изначально выигрывал международный конкурс, но позже было решено превратить строящуюся мечеть в своеобразную энциклопедию исламской архитектуры и элементов архитектуры. К проекту добавились арабский, персидский, могольский, османская архитектура. В результате здание стало отражать некоторые обобщенные представления о «типичном мусульманском здании», к тому же сделанное со всей доступной роскошью, соответствующей финансовым возможностям ОАЭ, и превратилось в учебный пример так называемой ночи 1001 стиль. Основным мотивом архитектуры мечети стала мавританская арка, которая у многих европейцев ассоциируется с мусульманской культурой.
Мечеть Зайда повторяет планировку внутреннего двора с поперечным залом и входным порталом, развитым по центральной оси. Зал имеет плоский потолок, над которым на высоких светящихся барабанах возвышаются три необычных широких купола в форме яйца. Небольшие купола такой же формы возвышаются над лучами звездных оснований барабанов, боковых комнат, галерей, напоминая зрителю османские мечети «великолепного века». По углам двора расположены четыре минарета, высота которых немногим превышает 100 метров.
Хотя само здание построено из бетона с использованием современных технологий, оно полностью облицовано белоснежным мрамором, который представляет собой образ миража в Аравийской пустыне. Все элементы декора контрастируют с белизной панелей: капители колонн, выполненные в виде кроны пальм, покрыты золотом; Граненые стволы колонн и арки входных павильонов инкрустированы цветочным орнаментом из цветного камня (по образцу религиозных построек Великих Моголов), огромные цветы также вырезаны на мраморной облицовке внутреннего двора. Специально проложенные каналы по периметру мечети не только поддерживают микроклимат, но и создают отражения здания с расчетных точек обзора.
Интерьер молельного зала также поражает роскошью отделки: граненые куполообразные конструкции покрыты имитацией чеканного орнамента, характерного для мавританской архитектуры; четверные столбы с позолоченными капителями напоминают сирийские памятники; Вдоль стен тянется инкрустированный орнамент из полудрагоценных камней. Пол мечети покрыт самым большим ковром в мире.
Особое внимание уделяется освещению мечети: помимо семи огромных золотых люстр, в столбы, карнизы и стену киблы интегрированы источники света. Освещение здания дополняют цветные светофильтры, меняющие цвет в зависимости от фазы луны.
Мечеть Абу-Даби стала прекрасным примером сочетания традиционных форм и современных технологий, продемонстрировав один из вариантов «современной мечети», но он находится за пределами стилистического развития национальных школ исламской архитектуры. Это оказалось, прежде всего, витриной ОАЭ, ослепляющей туристов роскошью, а не новым словом в развитии мусульманской архитектуры.
Мечеть Сиди Укба
После присоединения Египта к арабскому халифату в 658 году полководец Сиди Укба ибн Нафи устремился дальше на запад Африки и основал в Тунисе оплот последующих африканских завоеваний: город Кайруан (переводится как «караван»). В 670 году здесь была основана большая мечеть, которую до IX века несколько раз расширяли и перестраивали. Основным материалом для постройки был выбран кирпич, что заставило архитекторов использовать внешние контрфорсы, придававшие зданию вид неприступной крепости.
Мечеть Кайруан ознаменовала формирование своей собственной магрибской (арабо-североафриканской) архитектурной традиции, Магриба — исторически это земля между горными хребтами Алжира и Марокко, а также побережьями Атлантического и Средиземного морей. В переводе с арабского эль-Магреб означает «страна, где садится солнце» или «запад». Мечети в Сирии и Египте и продольные. Только неф, который проходит вдоль стены киблы (в сторону Мекки), остался поперечным, и в сочетании с приподнятым и более широким центральным нефом на плане мечети хорошо читается буква T (которая образует две смысловые оси внутренней части). На пересечении осей над михрабом устанавливается купол; еще один купол возвышается над входом в молельный зал, благодаря чему центральная ось мечети, ведущая к михрабу, стала отчетливо выразительной. Этот метод планирования позже стал обычным явлением для мечетей на мусульманском Западе.
Михраб, украшенный резными мраморными панелями и инкрустациями из перламутра, и резная деревянная кафедра (минбар) мечети Сиди Укба считаются одними из самых ранних образцов мусульманского прикладного искусства.
Семнадцать нефов интерьера образованы арками, поддерживающими плоский деревянный потолок. Кирпичные арки опираются на мраморные колонны, взятые из римских и византийских построек разного размера и с разными капителями — видимо, архитектурное единство мало интересовало магрибских архитекторов. Над сводами центрального нефа сохранились рельефные фризы с растительным орнаментом, выполненные по византийскому образцу. Во дворе сохранилась гидротехническая система, которая позволяла быстро осушать мощеный пол после дождей.
В мечети Кайруан впервые в мусульманской архитектуре были использованы подковообразные арки, ширина которых больше расстояния между пятками (основаниями). Такие арки, названные мавританскими, стали ассоциироваться с исламской культурой, и в целом вся архитектура мечети повлияла на более поздние исламские постройки в Мавритании и Испании.
Мечеть Сиди Укба, где в средние века функционировал Исламский университет, является не только самой большой мечетью в Северной Африке, но и самой почитаемой мечетью на мусульманском Западе и объектом паломничества.
Минареты как символ ислама
Рядом с мечетью всегда строили минареты. Это были высокие тонкие башни с балконами. Типы минаретов, их пропорции, размеры и состав могут различаться в зависимости от района и исторического периода. С минарета служитель мечети — муэдзин — призвал верующих к молитве. На вершину башни поднималась внутренняя лестница.
Мечети, наряду с минаретами, являются ярким символом не только арабской архитектуры, но и стран всего мусульманского мира. Их орнаменты и мозаичные мотивы завораживают, своей красотой соперничают с дворцами правителя.
Дворцовые комплексы
Дворец Альгамбра, построенный между серединой 13 и концом 14 веков, считается одним из чудес средневековой арабской архитектуры. Сам дворцовый комплекс состоял не только из дворцовых построек, но и включал:
- жилые дома;
- крепость;
- мечети;
- магазины;
- ванные комнаты;
- сады;
- кладбище.
Самая старая часть комплекса, Алькасаба, расположена на западной стороне холма и является частью оборонительной системы. Самые большие укрепления можно увидеть в северной части, где расположены дворцовые постройки. Такое ощущение, что башни «растут» на краю крутого ущелья. Главная башня — могучий Комарес, квадратной формы и высотой 45 метров.
Зелень и вода органично вписались в архитектуру здания. Интерьеры украшали керамика, мозаика и расписной алебастр. Во дворец подавалась свежая чистая вода, которая проходила по подземным водопроводам. Он наполнял бассейны и фонтаны, стекал в специальные желоба на мраморном полу, бежал через сад в город.
В архитектуре тех лет были очень популярны красочные декоративные орнаменты — арабески на арках и карнизах. Игра света и тени на сталактитах, колоннах и полуколоннах создавала фантастическое впечатление от здания. Альгамбра считается одним из сокровищ мировой культуры.
Все это великолепие можно увидеть на картинках в учебниках по современному и древнему искусству арабской архитектуры и истории. Узнать о памятниках мусульманского искусства и о том, какое влияние они оказали на мировую культуру, можно из аннотаций и отчетов, где все о них описано кратко, но емко.
Мавзолеи умерших
На могилах почитаемых людей было принято возводить мавзолеи, увенчанные куполом. Одним из ярких примеров подобных архитектурных сооружений является мавзолей Гур-Эмир. Он был построен в Самарканде в начале 15 века. Здесь возвышается гигантский ребристый купол, который возвышается над большим цилиндрическим барабаном.
Нижняя часть напоминает многогранник. Из-за особенностей пропорций здания тамбур и купол занимают большую часть высоты сооружения. Купол отделан синей и голубой плиткой. Барабан оформлен в том же стиле. Архитектура мавзолеев Халифата отличается гармоничными пропорциями, оригинальными формами и совершенством дизайна.
Городские постройки
В зависимости от территориального положения арабских городов различались их внешний вид и внутреннее устройство. Следовательно, для юга более характерны высокие дома, так как упор делался на более компактные постройки. Например, в городе Фустат строились дома высотой в 5, 7 и даже 8 этажей. Первые этажи в основном были нежилыми. Количество жителей в таких домах достигало 200 человек.
Обязательными составляющими иранских городов были цитадель (официальная часть города, имевшая четыре ворот) и торговый район, где располагались базары. Дома построены по определенному плану. И хотя, как правило, они были одноэтажными, количество комнат в каждой из них достигало 50. Окна были не везде, но все же встречались. Внутри них было вставлено круглое цветное стекло диаметром 20-50 см. В богатой отделке был использован декор, сочетающий мозаику и мраморные покрытия.
Поэтому гражданские постройки по своему плану и конструкции также строились в основном по аналогии с мечетями, отличаясь лишь назначением построек. Дороги всегда были довольно узкими. По разным версиям это происходило как для укрытия прохожих от жары, так и для объединения домов большей площади для обустройства сада и двора. Между блоками возводились стены с воротами, что позволяло при необходимости изолировать любую часть города от других.
Интерьер
Значительная популярность восточного стиля в странах Европы приходится на начало XVIII века, и по сей день он не утратил своей популярности.
Экзотические узоры, невероятное разнообразие ярких цветов, уникальные украшения и орнаменты, а также шикарные ткани — все это привлекло внимание европейцев к новому интерьерному тренду.
Дальневосточный бамбук используют в мебельной промышленности, а ассортимент штор пополнился легкими и плотными тканями из-за рубежа. Это как-то внесло в викторианский стиль в интерьер свои элементы.
Для более детальной проработки этого направления рассмотрим интерьер каждой комнаты отдельно:
- Для спальни в восточном стиле характерны низкие и широкие кровати, накрытые яркими пледами или покрывалами. Рядом с кроватью устанавливаются прикроватные тумбы кубической формы, на которые можно установить светильники типа бумажных фонариков. На фото современная спальня, где, помимо перечисленных деталей, в общую композицию входят подушки яркого цвета и обилие текстиля (шторы, шторы в восточном стиле).
- Пребывание на Востоке — особое место. Полы в гостиной в восточном стиле — из бамбука (популярного в Азии), но очень часто в интерьере современных жилых помещений можно встретить паркет или ламинат светлых тонов. В центре потолка установлена люстра в восточном стиле. Восточные (длинноворсовые) коврики и напольные подушки используются для создания уютной атмосферы. На фото гостиная, большие окна которой завешены шторами в восточном стиле.
- В центре комнаты — восточная ванна, а рядом — круглый стол. Декоративным украшением может служить тарелка с разноцветными камнями или ваза с бамбуком. Для оформления комнаты используется керамическая плитка в восточном стиле (насыщенные цветовые композиции).
- Интерьер кухни в восточном стиле предполагает отсутствие лишних деталей и лаконичность. Общую композицию более чем дополняет обилие серебряной и медной кухонной утвари, элементов декора из витражей. Если позволяют размеры комнаты, по углам можно установить большие уличные горшки с азиатским орнаментом. Пол (как и в ванной) выложен разноцветной плиткой. Грамотно подобранные детали позволяют сохранить габаритные размеры комнаты, а при необходимости еще и визуально их увеличить. На фото небольшая кухня в восточном стиле, где обилие ярких элементов никак не сказывается на небольших размерах свободного пространства.
Цветовая гамма
Невероятное разнообразие цветовой палитры — важная особенность этого направления. Основные цвета для оформления комнаты — кремовый, песочный или терракотовый. Для обивки мебели и элементов декора в восточном стиле тканью: ярко-красным, белым, синим, золотым, коричневым, зеленым, перламутровым.
Материалы
Интерьер восточного направления наполнен натуральными материалами для отделки и декорирования помещений. Для отделки используют камень, дерево, бамбук, а стены облицовывают известняком или мрамором. Используется много тканевого материала: парча, шелк, атлас. По сей день из этих тканей шьют платья в восточном стиле. Особенно, если в доме 2 и более окон, шторы в такой гостиной будут смотреться огромно, но в то же время стильно.
Полы и стены
Традиционный пол сделан из дерева или бамбука. На фото комната в восточном стиле, пол которой покрыт толстыми стеблями бамбука. Также используются натуральные полудрагоценные камни. Это может быть мрамор, бирюза, песчаник или оникс.
Большие каменные плиты украшены надписями из лигатур, орнаментами, животными или растительными мотивами.
Поверхность стен гладкая, без рельефа. В основном используются мрамор, известняк и полудрагоценные камни. Доступным вариантом станут обои в восточном стиле. Для больших помещений идеально подойдет роспись стен в восточном стиле: в небольших домах или квартирах такой прием зрительно уменьшит пространство комнаты.
Окна
Окна имеют простую прямоугольную форму и в основном деревянные. Для украшения используются полупрозрачные шторы приятных оттенков (бежевые, светло-желтые или розовые, голубые). Также используются деревянные (горизонтальные) или тканевые (вертикальные) шторы.
Декор и аксессуары
Глубина образа открывается благодаря разнообразным декоративным аксессуарам. Детали деревянной мебели украшены ажурной инкрустацией или резьбой.
На небольших полках, сервантах, столах и другой мебели устанавливаются статуэтки, вазы с экзотическими картинами, различные элементы из бамбука, чаши с благовониями (из серебра и фарфора) или кувшины с широким горлышком.
Поверхности стен пестрят разноцветными веерами или коврами, на которых могут находиться коллекции оружия.
На фото подробно показано убранство комнаты в восточном стиле, где перечисленные аксессуары гармонично вписываются в весь интерьер.
Изысканная люстра в восточном стиле, установленная в центре потолка, добавляет пространству особого колорита.
Кальян — это не только декоративная деталь, но и функциональный элемент, создающий непринужденную атмосферу безмятежности.
Индийский и арабский стили славятся обилием светильников (напольных и настенных) из натурального камня, шелка или бумаги, а также сложной резьбой.