- Гибель императора Александра II
- Что посмотреть внутри
- Время посещения и часы работы
- Покушение на Александра II 1 марта 1881 года
- Внешний вид
- Стоимость билетов 2021
- Внутреннее убранство собора
- История возведения храма
- Морг и овощехранилище
- Торжественная закладка храма Воскресения Христова на Екатерининском канале 6 октября 1883 года
- Фотографии
- Реставрация длиной в четверть века
- Архитектура и описание строения
- Архитектурные особенности
- Каменное убранство
- Трижды избежал разрушения
- Мозаика вместо росписи
- Здание храма
- Архитектура
- Купола
- Интерьер
- Чем еще примечателен Спас на Крови?
- Строительство Собора Воскресения Христова
- Сень и иконостас – гордость храма
- Откуда произошло название?
- Иконы «Воскресения Господня»
- Где находится и как добраться
- Собор в советские годы и наше время
- Режим работы 2021
- Практическая информация
- Царь-освободитель
- Купола Спаса на Крови
Гибель императора Александра II
0 российский император Александр II
Александр II вписан в историю России как царь-реформатор, осуществивший много важных реформ на благо народа, одна из которых — отмена крепостного права. И за все эти действия народ отплатил ему тем, что Александр II стал рекордсменом по количеству покушений. Террористы не раз стреляли в него, взрывали Зимний дворец и Императорский поезд, но шесть раз, находясь на грани смерти, император оставался жив.
Однако 1 марта 1881 года террористы прорвались: бомба, сброшенная прямо у ног царя, оборвала его жизнь. Покушение подготовила группа террористов «Народной воли» во главе с Софьей Перовской. Утром в карете с царем, возвращавшимся из Михайловского манежа в Зимний дворец после посещения развода, член Народной воли Рысаков бросил бомбу, но царь снова выжил, двое сопровождающих и один посыльный погибли. Царь вышел из экипажа и подошел к раненым, в это время к нему подбежал другой народник, Гриневицкий и сбросил еще одну бомбу. Террорист Александр от мощного взрыва был сброшен на ограждение канала.
0
Что посмотреть внутри
- Главная святыня храма — участок дороги, на котором умер Александр II. Это мощеная брусчатка с решетками и тротуарной плиткой из Екатерининского канала. Участок никуда не перемещали, но вокруг него началось строительство. Над святилищем — яшмовый занавес с крестом, украшенный объемными мотивами.
- Внутри находится мозаика площадью 7 065 квадратных метров, что делает ее одной из крупнейших коллекций в Европе. Он создан по эскизам более 30 выдающихся художников. Работы выполняла мастерская В.А. Фролова. Собор еще называют «музеем мозаики».
- Одни из самых ярких фактур на стенах: «Спаситель и« Богоматерь с младенцем »В.М. Васнецова. Интересно, что они написаны не по церковным канонам, а считаются шедеврами изобразительного искусства.
- При оформлении храма было использовано более 20 материалов. В залах вы увидите: полихромный мрамор, уральские самоцветы, порфир, яшму и т.д.
- Поскольку собор возведен в честь царя-мученика Александра II, под сводами находится икона его покровителя Александра Невского. А также изображения покровителей всех членов императорской семьи.
Время посещения и часы работы
Открыт каждый день, выходной — среда.
Часы работы: с 10:30 до 18:00.
Часы работы кассы: до 17:00.
Продолжительность экскурсии с 18:00 до 22:00.
Стоимость входного билета:
- взрослые — 250 руб.
- детям от 7 лет, студентам и пенсионерам — 50 руб.
- вечерняя экскурсия — 400 руб.
- вечерняя экскурсия (с начала мая до конца сентября) — 400 руб.
- дети до 6 лет вход бесплатно
Собор Воскресения Христова — один из 10 самых значимых и известных архитектурных памятников северной столицы. Сотни тысяч туристов ежегодно посещают храм, чтобы полюбоваться внутренним убранством и изящным фасадом здания.
Покушение на Александра II 1 марта 1881 года
0 Это был конец, через 3 часа короля не стало. На престол взошел его сын Александр III.
Гриневский также скончался от полученных травм. Остальных участников покушения вскоре арестовали и повесили на Семеновском плацу.
0 Расстрел Народной воли
Смерть императора потрясла всю Россию. Борис Чичерин писал:
«Одно из величайших царств в истории России закончилось страшной катастрофой. Монарх, осуществивший заветные мечты русского народа, дал свободу двадцати миллионам крестьян, учредил независимый общественный суд, предоставил земству самоуправление, снял цензуру с печатного слова, этот монарх, благодетель своего народа, он выпал из рук плохих парней, которые преследовали его в течение нескольких лет, и в конечном итоге тех, кто достиг своей цели. Такая трагическая судьба может произвести колоссальный эффект только на всех, в ком не запуталась мысль и не исчерпано человеческое чувство».
«Он не хотел выглядеть лучше, чем был, и он часто был лучше, чем выглядел» (В.О.Ключевский).
Внешний вид
Собор — знаковый образец «русского стиля». В основе этого направления лежит архитектура 16-17 веков. Он представляет собой собирательный образ архитектуры православных храмов того времени. Он состоит из 9 разделов, некоторые из которых позолочены, а другие эмалированы. В основании был построен четырехугольник, так называемое четырехугольное помещение для храма в допетровскую эпоху. В западной части находится колокольня. Одно из главных достоинств Спаса-на-Крови — это внешнее убранство. Он использовал: красный кирпич, позолоченную медь, разноцветные эмали, разнообразную мозаику, гранит, мрамор и другие материалы. Над входами мозаичные панно с евангельской тематикой.
Вы сразу заметите сходство Спаса-на-Крови с собором Василия Блаженного в Москве. Этот архитектурный памятник стал главным вдохновителем при возведении достопримечательности Санкт-Петербурга.
@evgeny_karlson
Стоимость билетов 2021
В 2021 году цены и льготы останутся прежними:
Полная стоимость
- Памятник-музей «Спас на Крови» — 350 руб.
Комплексный билет
- Музей-памятник Спаса-на-Крови и Часовня-музей — 350 руб.
Входной билет в вечернее время
- Музей-памятник «Спас на Крови» — 400 руб.
Билеты со скидкой
- Для держателей карт ISIC — 200 руб.
- Людям от 7 до 18 лет — 100 руб.
- Граждане Российской Федерации и Республики Беларусь: женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет, пенсионеры — 100 рублей.
- Студентам (курсантам), докторантам, адъюнктам, ординаторам, ассистентам образовательных учреждений Российской Федерации и Республики Беларусь — 100 руб.
- Входной билет вечером в Музей-памятник Спасу-на-Крови — 400 руб.
Внутреннее убранство собора
Внешний вид храма подчинен главной задаче: увековечить покаяние и память народа о невинно убитом царе-освободителе. Для украшения внутреннего убранства Храма Спаса-на-Крови архитектор использовал не роспись, а мозаику, выполненную по эскизам талантливых художников, членов Императорской Академии художеств.
Стены от пола до потолка, своды храмов и иконы — мозаичная кладка из полудрагоценных камней. Невероятно ярко смотрятся евангельские мозаичные сцены, созданные Владимиром Фроловым. Через окна солнечный свет проникает в храм, освещая иконы и отражаясь от них, наполняя пространство мягким светом.
В центральной части собора расположены мозаичные иконы, изображающие земной путь Иисуса Христа от Рождества Христова до чудес, совершенных при его земной жизни. Над алтарем на золотом фоне две иконы «Спаситель в силе» и «Христос во славе».
Когда царские врата из серебра, украшенные эмалью, открываются, образ Иисуса Христа, дающего святые дары, и апостолы Петр и Павел склоняются перед ним в золотом сиянии. Над иконостасом расположены мозаичные иконы «Вознесение Христа» и «Сошествие Святого Духа», выполненные по эскизам художника Беляева.
В полусфере центрального свода перед алтарем находится икона «Преображение Господне». Христос стоит перед учениками в божественном золотом великолепии, в окружении пророков Илии и Моисея, рядом с учениками апостолы Петр, Иаков, Иоанн.
На внутренней поверхности центрального свода находится икона «Христос Вседержитель», выполненная в византийской традиции: лаконичная по цвету и дизайну.
Мозаичное убранство храма завершает пол, покрытый красочными мотивами 10 разновидностей итальянского мрамора в виде 45 мозаичных ковров, мотивы которых не повторяются.
История возведения храма
0 На месте трагедии, где была пролита «святая кровь Государя», воздвигнут временный памятник и поставлен часовой.
Но Александр III приказал построить на этом месте храм и пока готовился план, построить временную часовню, а 4 апреля часовня уже стояла.
0 Царь Александр III хотел, чтобы будущий храм был выполнен в псевдорусском стиле церковной архитектуры XVII века, и он обязательно находился на том же месте, и в 1893 году он заложил первый камень в фундамент храма, и началась подготовка к работе.
Морг и овощехранилище
Во время блокады Ленинграда в церкви располагался морг Дзержинского района. Туда со всего центра города привезли тела погибших от голода и бомбежек Ленинграда. Когда блок был окончательно сломан и тела захоронены, до конца войны здание Спаса-на-Крови было приспособлено под картофельный склад. Горожане называли храм «Спас на картошке», и в этом названии не было даже намека на шутку, ведь после страшных лет блокады картошка спасла от голода выживших.
После войны в здании размещался склад на заднем плане Малого театра оперы и балета им. Мусоргского. Казалось бы, для сохранения уникального памятника архитектуры это уже лучше, чем морг и овощной магазин. Но в какой-то момент декорации загорелись, и пожар нанес значительный ущерб единственной мозаике собора.
Торжественная закладка храма Воскресения Христова на Екатерининском канале 6 октября 1883 года
0 В 1887 году был окончательно утвержден проект, авторами которого были А. Парланд и архимандрит Троицко-Сергиевская пустынь Игнатий, но он требовал капитального ремонта, поэтому к работе были привлечены другие архитекторы. В результате окончательный вариант мало походил на оригинальный проект А. Парланда.
Фотографии
Официальный сайт: http://www.spas-na-krovi.ru/
Реставрация длиной в четверть века
В конце 1960-х храм находился в крайне запущенном состоянии, близком к аварийному. Разрушения памятника в результате советской хозяйственной деятельности, войны и пожара оказались катастрофическими. Навес над местом гибели Александра II был практически полностью разрушен. Мрамор основания стен, столпов, иконостаса был задымлен и сильно потрескался. Во многих точках фасадов, а также во внутреннем убранстве мозаика утрачена, не говоря уже об исчезнувших драгоценных камнях и полудрагоценных камнях. Единственный мозаичный пол из итальянского мрамора практически полностью разрушен.
Реставрация началась в 1972 году и длилась 25 лет. Строительные леса, которыми был обнесен храм, простояли почти 20 лет и стали частью городского фольклора. Они упоминаются в стихах и прозе, в том числе в песнях Булата Окуджавы и Александра Розенбаума. Ходила даже городская легенда о том, что между этим сооружением и судьбой всего Советского государства была давняя связь. Например, когда Спас на Крови вырубит леса, рухнет весь СССР. Учитывая, что в 1991 году леса разобрали, легенда оказалась пророческой.
В 1997 году были завершены основные реставрационные работы. Спас на Крови был открыт для посетителей ровно в тот день, когда прошло 90 лет со дня его первого освящения, 19 августа 1997 года.
Архитектура и описание строения
По исполнению Спас-на-Крови напоминает собор Василия Блаженного в Москве, но это храм уникальный и самобытный. Внешний вид здания — собирательный образ праздничного и яркого русского православного храма.
Архитектурные особенности
Четырехугольное здание венчает стройный занавес высотой 81 метр (год смерти императора) с 9 изящными головами, 63-метровая колокольня (возраст Александра II на момент нападения).
Пять из девяти куполов Спасителя покрыты эмалированными медными пластинами, цветовой рисунок которых не повторяется, еще четыре — позолоченной медью.
Купола храма разного размера с девятью живописно расположенными куполами создают уникальный асимметричный кластер, делающий собор узнаваемым в России. В основании восьмигранной занавески на стене 8 окон продолговатой формы с резными рамами в виде кокошника.
Вверху конической занавески прорезано 8 выступов с окошками. Завершает шатер фонарь, увенчанный луковичным куполом с крестом. Изящно смотрится голова, покрытая белой, желто-зеленой эмалью в виде окутывающих ее полос. Вокруг шатра 4 луковичных купола, покрытые цветной эмалью с разными мотивами.
С западной стороны храм обрамляет 63-метровая колокольня, построенная на месте смертельной раны императора. Его купол — самый большой из всех глав собора. Под колокольней, на месте убийства царя, установили «Распятие с народом» — уникальный крест из гранита и мрамора. На кресте в окружении икон распятый Спаситель.
На кресте колокольни была установлена золотая корона — знак того, что наибольший вклад в строительство внесла императорская семья. Колокольня с восемью арочными проемами, разделенными колоннами.
Каменное убранство
При строительстве храма использовались передовые технологии того времени. Чтобы вода из канала не проходила под зданием, было построено гидроизоляционное бетонное основание для укрепления грунта под территорией храма.
Фасадные стены облицованы стойким эстонским мрамором, глазурованным кирпичом, цветной плиткой. Цоколь собора облицован Сердобольским гранитом. В нишах 20 надгробий из красного гранита, на которых золотыми буквами отмечены деяния императора Александра II.
В оформлении внешнего вида храма Спаса-на-Крови впервые использована внешняя отделка здания мозаикой. Гербы городов, губерний и уездов России, размещенные с трех сторон колокольни и покрытые мозаикой, являются главным украшением фасада собора.
Выполняя пожелания Александра III, при отделке храма архитектор Парланд использовал яркие и богатые декоративные элементы, присущие русскому стилю в архитектуре.
Собор имеет богатую палитру:
- цветной кирпич, гранит;
- позолоченная медь, цветные эмали;
- арки и ажурная плитка;
- полосы из резного мрамора с мозаичными вставками;
- мозаичные панно с евангельскими рассказами и изображениями святых;
- фронтоны-кокошники.
Купола и башни покрыты декоративными мотивами. Особо смотрятся белые арки на фоне красного кирпича. Шатровые крыши украшены разноцветной черепицей и увенчаны золотыми двуглавыми орлами.
Входы в храм представляют собой изящные двойные аркады, стены которых украшены мозаичной росписью на тему Страстей Христовых. Над главным занавесом находится золотой крест. При отделке храма было выполнено 7065 квадратных метров мозаичной облицовки. К работе над эскизами привлечено 30 художников.
в отделке 81-метрового здания использовано 20 видов мрамора из России и Италии, золотая эмаль и горный хрусталь, полудрагоценные и драгоценные камни, золото и серебро. Полная электрификация собора, который освещают 1689 ламп, дала возможность увидеть все детали шедевра.
Северную сторону фасада украшает мозаика «Воскресенье», с юга — панно «Христос во славе», с запада фасад украшает мозаика «Спаситель нерукотворный», с востока — «Спаситель во славе». Благословение Спасителя ». Над окном колокольни находится мозаичная икона покровителя императора Александра Невского, следовательно — изображения небесных покровителей членов императорской семьи.
Трижды избежал разрушения
В советское время Спас на крови демонтировали трижды. Впервые такое решение было принято в рамках антирелигиозной кампании в 1931 году. Региональная комиссия по культам издала постановление о желательности демонтажа Спаса-на-Крови. В то же время отмечалось, что «храм не представляет исторической и художественной ценности, а его архитектура чужды внешнему виду города».
Однако исполнение постановления отложено на неопределенный срок. Храм на удивление был забыт. Закрыт с 1930 года, использовался как склад. В его стенах издавна располагалась дробильная лаборатория по получению гранитной стружки. В это время многие ценные внутренние элементы были утеряны, но сам храм сохранился.
В очередной раз решение о сносе Спаса-на-Крови было принято в 1938 году. План его разрушения был уже утвержден, и в 1941 году начались подготовительные работы. Планировалось демонтаж Спаса-на-Крови, передача фрагментов убранства музеям и использование редких минералов для строительства новых построек, но война помешала этому. Взрывчатку буквально со стен собора тянули обратно на фронт.
В третий раз вопрос о сносе храма встал после войны, в 56 г., когда город начали активно восстанавливать. Тогда это была не столько антирелигиозная кампания, сколько вмешательство Спасителя на Крови в план строительства новых дорог в северной столице. Храм было проще и дешевле снести, чем проложить вокруг него дорогу. Но здесь уникальный храм защищали историки, архитекторы и искусствоведы. К тому же его сразу встали на защиту руководители нескольких ленинградских музеев.
Мозаика вместо росписи
Внутреннее убранство храма до сих пор поражает воображение, даже если драгоценные камни, которые изначально были частью декора, были утеряны. Из общей предполагаемой постройки собора (4,6 миллиона рублей) почти половина была потрачена только на украшение.
Создатели Спаса-на-Крови отказались от традиционной храмовой росписи, поскольку в условиях холодного и влажного климата она быстро портится. Весь храм внутри и снаружи украшен невероятно красивой мозаикой. Над их эскизами работали величайшие мастера того времени: художники Васнецов, Нестеров, Рябушкин, Беляев и другие мастера Академии художеств.Богатейшая коллекция драгоценных камней, полудрагоценных камней и эмалей для особых украшений завершала убранство храма, которое было уникальный даже в то время.
Фото: Эйрик Сундвор / Википедия
Здание храма
Исторический центр Санкт-Петербурга представляет собой смесь различных архитектурных стилей, таких как модерн, классицизм и ампир. А в основе великолепия классических форм и стилей — поразительный храм Спаса-на-Крови. Здание, построенное лучшими архитекторами, украшено яркими куполами, кокошниками, интересными кирпичами и столбами.
Архитектура
Храм — прекрасный образец последней фазы так называемого русского стиля. Здание сочетает в себе несколько образов русских православных соборов. При проектировании здания архитектор Альфред Парланд руководствовался и вдохновлялся храмами Москвы и Ярославля, которые были построены в 16-17 веках.
Каждый гость и житель города при первом взгляде на храм замечает поразительное сходство с собором Василия Блаженного, который находится на Красной площади в Москве.
Внешний вид храма — это картина во всем понятии этого слова. Спас на Крови искусно декорирован и наполнен всевозможными деталями в ярких тонах. Храм богато украшен изразцами, орнаментом и иконами. Для украшения храма использовались различные отделочные материалы:
- кирпич и мозаика;
- мрамор и позолоченная медь;
- гранит и эмаль.
Внешняя сторона Спаса-на-Крови украшена надписями, рассказывающими о великих победах страны в период правления Александра II Освободителя.
Искусное и богатое убранство храма
Конструкция храма асимметрична и вытянута в направлении восток-запад. В восточной части расположены три алтарные апсиды:
- Один в центре.
- По бокам две малышки. У них красивые золотые купола.
Три алтарные апсиды с позолоченными куполами
В западной части здания расположена двухъярусная колокольня, украшенная большими богатыми куполами. Двери храма расположены по обеим сторонам храма. Одна находится в северо-западном углу здания, а вторая дверь в юго-западном крыле.
Ниши за пределами собора с гранитными бляшками
В храме много ниш, которые украшены двадцатью мемориальными досками, вырезанными из темно-красного гранита. Все подвиги и реформы царя Александра II с 1855 по 1881 год выгравированы на этих пластинах позолоченными буквами. С трех сторон колокольня украшена гербами городов, уездов и губерний России. Все они выложены удивительной мозаикой и являются главным историческим и культурным символом храма.
Одна из сторон колокольни, украшенная гербами городов и губерний России
Пространство между аркадами украшает распятие, также выполненное в мозаичной технике. Вверху изображен двуглавый орел — герб государства Российского.
Вся площадь, занимаемая мозаичными композициями, составляет около 400 кв.
Купола
Спас на Крови венчают девять куполов, которые вместе представляют собой живописное и асимметричное целое. Некоторые купола, например главный и центральный купола шатра, покрыты ювелирной эмалью. Остальные покрыты позолотой.
Вид на храм сверху, здесь хорошо видны все девять куполов
Композиционный центр храма — четырехэтажный, увенчанный пятикупольным куполом. Он имеет уникальную особенность: вместо головы в центре — занавес, высота которого достигает 81 м. Занавес восьмиугольный, в постаменте восемь вытянутых окон. Конструкции украшены бляшками в виде кокошников. Это не только привносит «вкус», но и создает особую атмосферу.
Самый высокий купол — это занавес, покрытый желтой, зеленой и белой эмалью
Вверху занавеска постепенно сужается. Есть восемь маленьких рамок с маленькими окошками. Завершает убранство шатра фонарь, на котором расположен луковичный купол, покрытый эмалью в оттенках желтого, зеленого и белого цветов. Цвета наносятся попеременно в виде полос. Здесь тоже есть крест.
Шатер окружен четырьмя луковичными куполами, украшенными эмалями. У каждого из них своя модель и уникальная модель. Купола расположены на так называемых барабанах и вместе создают симметричную композицию друг с другом.
Колокольня храма возвышается на 63 метра
Западная часть храма отведена под колокольню, стиль которой также дополняют купола.
Такая конструкция колокольни сближает Спаса-на-Крови с собором Ивана Великого в Московском Кремле.
Колокольня имеет восемь арок, разделенных колоннами. Три оставшихся купола намного меньше по размеру и находятся в других строениях к востоку от здания.
Интерьер
Внутреннее убранство храма — поистине уникальное и роскошное творение лучших мастеров. Первое, на что должен обратить внимание каждый человек, — это окна. Конструкции уникальны по форме и дизайну. Раньше в окнах устанавливались стекла разных цветов. Внизу: прозрачный, бесцветный. Вверху оконной рамы было стекло небесно-голубого цвета, а посередине — прекрасная двухцветная градация. Такой художественный прием позволял в любую погоду создать иллюзию синего потолка храма.
Над внутренним стилем Спаса-на-Крови работали разные мастера. Но, несмотря на это, украшение выглядит как единая изящная композиция. Внутри здания смешаны не только стили и цвета, играющие и сияющие под лучами солнца, но и материалы:
Мозаика. Внутреннее убранство храма украшено великолепной мозаикой. Большинство работ и украшений внутри здания выполнено в стиле мозаичного искусства, в то время как снаружи мозаика является лишь легким штрихом внешнего убранства.
Мозаичный декор Спаса-на-Крови занимает около 7,065 кв. Такого нет ни в одной крупной православной церкви. Роскошная мозаика покрывает практически все потолки, полы и стены. Иконостас и киоты также украшены мозаикой.
Все изображения внутри разделены на группы по тематике. В аркадах церкви размещены рисунки и орнаменты с растительными мотивами, сине-зеленых оттенков, напоминающих ночь. Текстуры Ветхого Завета, расположенные на бледно-голубом фоне, находятся в арках, ведущих от аркад. Если посмотреть на пилоны и пилястры, можно увидеть изображения апостолов, святых, пророков и мучеников.
В центральной части здания размещены изображения, рассказывающие о земной жизни Христа. В западной части интерьера на золотом фоне изображены сцены мучений Спасителя, его распятия и воскресения. С востока можно увидеть мотивы, показывающие конец евангельского периода.
Расчет. Этот материал является особенным украшением интерьера храма. Его великолепие, пышность, изящество и цветовая гамма превратили внутреннее убранство в уникальный образец искусства огранки камня. В оформлении использовались только лучшие камни из разных уголков мира: мрамор из Италии, яшма с Урала и Алтая.
Все материалы послужили основой для интересных орнаментов и рисунков. Подстилающие стены, а также помещения иконостаса и скамейки выполнены из зеленого калабрийского мрамора. Основание пилонов, расположенное в центре, облицовано лабрадоритом, привезенным из Житомира. У этого камня необыкновенное свойство: переливчатость. За счет этого на территории комнаты образуется свечение, будто в окна смотрела радуга. Темно-синие цвета плавно переходят в ярко-синий, а затем в серебряные и золотые блики.
Пол Спаса-на-Крови выполнен из итальянского мрамора. Изображение на поверхности представляет собой геометрическую композицию в плотных темных тонах.
Внутри храма посетители могут насладиться не только благородным и живописным видом на иконостас, киоты, мозаичные иконы, но также и балдахин и его каменные украшения, представляющие историческую ценность. Он расположен над местом, где был убит Александр II.
Чем еще примечателен Спас на Крови?
Прицельная сетка. Посетителям храма стоит обратить внимание на решетку, окружающую Спаса-на-Крови со стороны Михайловского сада. Имеет изящную витиеватую форму. Решетка выполнена в стиле модерн, идеально сочетается с общим видом храма и считается самым красивым архитектурным произведением города.
Ограда Спаса-на-Крови имеет округлую форму. Устанавливается между колоннами на высоком цоколе. Сама конструкция сделана из чугуна и напоминает легкое кружево русских красавиц. В нем переплетаются невероятные и поистине красивые растительные мотивы, подчеркивающие стиль храма. Фундамент и ворота также окутаны фрагментами орнамента. К столбам крепятся фонари и майолика, керамические плиты окрашены в гармонии со стилем решеток.
Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери Во всем храме также есть часовня-ризница Иверской иконы Богородицы, которую стоит посетить каждому прихожану. Его спроектировал, как и само здание церкви, архитектор А. А. Парланд.
Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери
На территории часовни ранее хранились церковные орудия труда, иконы и различные предметы, которые были подарены храму в память о покойном короле. Кроме того, в ризнице находился крест с частицами, привезенными из Житомира, а также каменными обломками с Голгофы. Часовня также служила выставочным залом для рисунков, эскизов и отделочных материалов, использованных при строительстве Спаса-на-Крови.
Как и храм, конструкция часовни-ризницы построена в русском стиле с использованием фрагментов орнамента из Древней Византии. Здание прямоугольной формы облицовано кирпичом.
Фасад ризницы выходит на канал Грибоедова. С этой стороны здание украшают мраморные колонны. По обе стороны фасада большие столбы с небольшими нишами, отделанные керамической плиткой.
Белые колонны у входа в ризницу
Главный вход в часовню украшают эффектные колонны. Над входом — кокошник, в центре которого — икона «Спаситель нерукотворная», выполненная в технике «мозаика». Композицию здания завершает высокое мироощущение.
С 2013 года часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери приглашает всех желающих посетить единственный музей камня. На территории выставочного павильона расположено несколько отделов.
В первом зале выставлены камни и материалы, использованные для постройки и украшения внутреннего убранства Спаса-на-Крови. Здесь вы сможете полюбоваться живописными драгоценными камнями и другими декоративными материалами.
Экспонаты музея камня
Второй выставочный павильон поражает воображение живостью и красотой. Здесь представлен широкий спектр уникальных произведений искусства, выполненных из янтаря. Главная достопримечательность и гордость зала — миниатюра Исаакиевского собора, полностью выполненная из этого камня. А также шесть икон из мозаики.
Достопримечательности. Привлекателен для посетителей не только сам храм, но и достопримечательности, находящиеся в его окрестностях:
- Всероссийский музей имени А.С. Пушкина.
- Эрмитаж.
- Этнографический музей.
- Русский музей.
- Летний сад.
Строительство Собора Воскресения Христова
0 Строительство длилось долго, собор освятили только в 1907 году.
0
0 Император Николай II и императрица в сопровождении свиты и роты дворцовых гренадеров идут по Спасу-на-Крови. Петербург. 1907 г.
Сень и иконостас – гордость храма
Помимо мозаики, в отделке внутреннего убранства храма использовались полудрагоценные камни:
- яшма с Урала;
- мрамор;
- порфир;
- лабрадорит;
- орел;
- порфир;
- катушка;
- стразы;
- топаз.
Спас на Крови — единственный православный храм, где людей просят не зажигать свечей — огонь задымит уникальные мозаики. Украшение притвора над местом смертельной раны императора кажется особенно торжественным с оттенком легкой грусти. Навес представляет собой резной занавес из драгоценных камней, поддерживаемый четырьмя колоннами из яшмы.
Здесь сохранились фрагменты Екатерининского канала с брусчаткой, тротуарными плитами и решеткой, неизменно сохранившиеся со времен, когда на них пролилась кровь Александра II. Напротив, есть окно, через которое свет льется в памятное место. Над окном — икона «Новозаветная Троица», по обеим сторонам окна изображения ангела-хранителя царя и его небесного покровителя князя Александра Невского.
Золотистый тон стены придает трагическому месту особый мягкий свет. Установленное здесь распятие всегда покрыто красными гвоздиками. На отделку навеса было потрачено почти столько же денег, сколько на создание остальной части храма.
Центральный иконостас, спроектированный архитектором Парланом, является искусством итальянских каменщиков. В центре — царские врата, украшенные резными кокошниками, с тремя крестами из горного хрусталя. По бокам три резных колонны, каждая с уникальным мотивом.
Подошвы иконостаса и резные скамейки вдоль стен облицованы зеленым мрамором. Слева и справа от царских врат — иконы по рисункам Васнецова «Богоматерь» и «Спаситель». Алтарная перегородка, выполненная из итальянского мрамора различных оттенков от красно-коричневого до бледно-желтого, кажется, искусно вырезана из дерева.
Откуда произошло название?
Известие о том, что император России скончался от смертельного ранения, потрясло всех жителей страны. Как известно, за время его правления на Александра II было совершено 7 покушений: пять раз обстреляли, планировалось крушение поезда, взрыв во дворце, в ходе которого погибли 10 солдат и почти 80 были ранены царской гвардией. Ни в одном из этих инцидентов император не был серьезно ранен, но в трагический день 1 марта 1881 года удача ускользнула: бомба, сброшенная террористом «Народной волей» И. Гриневским, нанесла царю смертельное ранение.
Это был спланированный и хорошо подготовленный акт. Было установлено предварительное наблюдение за всеми передвижениями Александра II. Во время прохождения Царского шествия по Екатерининскому каналу революционер Рысаков сбросил первую бомбу. В результате взрыва первой бомбы пострадали люди, в том числе сопровождавший карету охранник Малеичев, смертельно ранен посыльный Н. Захаров. Взрыв повредил одну из стен кареты и стекло упало, но король не пострадал и не сразу покинул это место.
Он приказал позаботиться о раненых, посмотрел на захваченного террориста и собирался продолжить свой путь. В этот момент произошел еще один взрыв: гражданин Народного Гриневицкий бросил бомбу в ноги Александра II. Живого императора на санях увезли во дворец. Вечером того же дня Александр II скончался от смертельных ранений. На месте покушения на императора Александра II возведен уникальный архитектурный памятник. Он широко известен как «Спаситель на крови».
Название говорит само за себя: Спаситель есть Спаситель, а на Крови — потому что воздвигнут на том месте, где пролилась кровь русского императора. Этот собор — памятник царю-освободителю, построенный на народные средства. Примечательно, что прямо под колокольней с золотым куполом остался небольшой участок дороги и металлическая ограда набережной, где пролилась кровь русского царя.
Иконы «Воскресения Господня»
При строительстве использовалось уникальное декоративное украшение для православных храмов — мозаичные иконы. Жизнь Иисуса Христа от Рождества до Вознесения, все его действия, созданные во время его земной жизни, отражены в мозаичных картинах. Над золотым жертвенником два изображения: «Спаситель в силе» и «Христос во славе». В центре апсиды алтаря находится икона Евхаристии. Интересно изобразить Иисуса Христа в золотом свете, преподносящего святые дары апостолам Петру и Павлу, преклоняясь перед ним.
Над иконостасом расположены мозаичные иконы «Сошествие Святого Духа» и «Вознесение Христа». В мозаике «Преображение Господне» Христос предстает перед своими последователями в божественном золотом великолепии, а другие ученики — повсюду. На центральном своде находится икона «Христос Вседержитель», выполненная по византийской традиции. Также «Спаситель доброй тишины», «Иоанн Креститель», «Богородица» выполнены по канонам византийской письменности.
Иконостас выполнен в классических традициях станкового искусства. Лица «Il Salvatore» и «Il Santissimo Theotokos» отличаются лаконичностью композиции, тщательной обработкой изображений в сложном мозаичном искусстве. Справа от иконы «Спаситель» — «Сошествие во ад». Изображение «Князь Александр Невский» встречается на северной иконе, «Воскресение Христово» — на южной. Перечислить все удивительные красоты работ сложно — лучше увидеть их собственными глазами.
Где находится и как добраться
Адрес: наб. Грибоедова, 2.
- Метр.
Ближайшие станции метро — «Невский проспект», от которых нужно пройти около 500 метров. От «Канале Грибоедова» примерно 150 метров.
- Автобусом № 27, 22, 7, 3
- В троллейбусе п. 22, 11, 10, 7, 5, 1
Собор в советские годы и наше время
В первые годы своего правления большевики не выделяли денег на содержание церкви. Служители долго отстаивали свою позицию, но в 1930 году Спаситель был закрыт. Тогда огласили вердикт: здание демонтировать на месте. Но война помешала осуществить план. В тяжелое для страны время на территории собора действовал морг для погибших военнослужащих. После 1945 года Храм Воскресения Христова принадлежал Малому театру, в котором хранилась сценография спектаклей. И только в 60-е годы государство вернуло его обратно. Позже он стал филиалом музея Исаакиевского собора. Аварийное состояние помещения потребовало реставрационных работ, которые начались в 1980-х годах. В 1997 году он был открыт для посещения, а в 2004 году услуги были восстановлены.
@dr_ankit_chakrawarti
Режим работы 2021
Индивидуальный визит
- посетить Музей-памятник Храм Спаса-на-Крови можно индивидуально с 10:00 до 18:00.
- Кассы и вход для посетителей закрываются в 17:30 (за 30 минут до закрытия музейных предметов).
- Свободный день — среда.
Музейные вечерние программы
С 23 июля по 30 сентября:
- Посетить Музей Спаса-на-Крови можно без экскурсий — с 18:00 до 21:30.
- Кассы работают, прием посетителей с 18:00 до 21:00.
- Свободный день — среда.
Посетите выставку
«Гимн камню солнца. Янтарь. Крылова А.М.» в Часовне-музее Спаса-на-Крови»:
- Без экскурсионного обслуживания — с 10:00 до 18:00.
- Выходной день — вторая среда месяца.
В праздники и праздники
- Работа музейных предметов в период школьных каникул (кроме лета) и государственных праздников (кроме 1 января) осуществляется без выходных.
- По техническим и нетехническим причинам часы работы музейных предметов могут отличаться.
Участие в богослужении
- Вы можете прийти в Храм Спаса-на-Крови на Божественную литургию.
- Утренняя служба по субботам и воскресеньям начинается в 07:30, исповедь — в 07:00.
- Кроме того, в субботу вечером в 18:00 начинается ночное бдение.
- Вечернюю службу можно отпраздновать в любой другой день недели, выпадающий на государственный праздник.
- В праздничные дни можно приходить на религиозные службы.
- Актуальную информацию о богослужении вы можете найти на официальном сайте Храма Воскресения Христова.
Практическая информация
Адрес: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2. Сайт.
Как добраться: метро до ст. «Невский проспект», далее прогулка по набережной канала Грибоедова.
Режим работы: с 10:30 до 18:00, свободный день — среда. Мероприятия проходят по воскресеньям и в праздничные дни с 7:00; Вечерняя литургия по субботам с 18:00. Стоимость билетов для взрослых — 250 рублей, школьников, студентов, пенсионеров — 50 рублей. Стоимость билетов на тематические и вечерние экскурсии — 400 руб. Цены на странице указаны на февраль 2021 года.
Царь-освободитель
Самодержец и реформатор Александр II оставил добрую память в народе как царь-освободитель, отменив в России крепостное право в 1861 году. 23 миллиона крестьян получили освобождение от рабства и гражданские права.
Преобразования в стране и реформы, осуществленные императором, дались нелегко. Началась охота на «виновника» затруднений — Императора Александра II: на царя организовано 8 терактов. Последний, на набережной Канале ди Катерина, стал для монарха роковым.
1 марта 1881 г. Народная воля взорвала карету императора, возвращавшегося домой. После взрыва царь не пострадал и вышел из поврежденной кареты, чтобы понаблюдать за покушавшимися на его жизнь. В этот момент террорист Игнатий Гриневицкий, никем не замеченный, сбросил бомбу, оторвав царю ноги. Через несколько часов император скончался.
Во время нападения на императора 17 человек были ранены, двое скончались на месте. Террорист Гриневицкий скончался от полученных травм в больнице через несколько часов после смерти Александра II. Организаторы нападения были приговорены к смертной казни через повешение.
Купола Спаса на Крови
0 Красота, которая все побеждает
Выполненный в псевдорусском стиле, яркий и нарядный, с изящными четырехцветными эмалевыми куполами, храм идеально гармонирует с окружающими его аскетичными постройками.
0 Из-за влажного климата северной столицы интерьер был украшен не росписями, как в других церквях, а мозаикой все стены, столбы и своды храма, его иконостас покрыт мозаичными узорами и иконами по эскизам работы великих мастеров — В.М. Васнецова, М.В. Нестерова и др. площадь, покрытая мозаикой, составляет более 7000 кв. Даже иконы — а они мозаичные!
Кроме того, для украшения использовались тонны итальянских разноцветных драгоценных камней и мрамора. Все это великолепие создано совместно русскими и немецкими мастерами.
0
0 Мозаика внутри собора
0
0 Шатер из драгоценных камней — священное место в храме: на четырех колоннах из яшмы возведен навес из горного хрусталя с крестом наверху. Внутри палатки до нас дошли в целости и сохранности кусок тротуара и часть решетки насыпи, в которой была кровь убитого короля.