Из истории «Рабочего и колхозницы»
«Рабочий и колхозница» готовили к Всемирной выставке 1937 года, которая проходила в Париже. Памятник был доминантой советского павильона: его завершением. Хотя он был выполнен в лаконичном стиле, но представлял собой внушительный павильон — глубиной 165 метров и высотой почти 35 метров (вместе со скульптурной композицией — до 60). Проект разрабатывал сам Иофан.
Что послужило прототипом памятника «Колхознику и крестьянину»?
По воспоминаниям Исаака Юльевича Эйгеля, работавшего в то время с Борисом Михайловичем, прототип памятника был:
- скульптурная группа «Тиранноборцы» (Гармодий и Аристогитон), созданная в древности афинянами Критием и Несиотом (V век до н.э.)
- древнегреческая «Ника Самофракийская» скульптора Пифокрита (III век до н.э.).
Глядя на фотографии скульптур, можно найти много общего. Это неправда?
Каркас памятника изготовлен на московском предприятии «Стальмост», а облицовка — в цехах завода Московского научно-исследовательского института машиностроения, которым руководит ученый Петр Николаевич Львов. Он внес ряд изменений в технологию, разработанную для монтажа памятника:
- во-первых, он предложил использовать для корпуса листы из хромоникелевой стали вместо листов из меди или даже бронзы. Весомым аргументом в пользу такого выбора был тот факт, что «нержавеющая сталь» лучше отражала естественный солнечный свет и своим блеском должна была затмить (ну как же без него) изображение символа орла, размещенного на фронтоне храма павильон нацистской Германии.
- во-вторых, при соединении листов оболочки памятника использовались не традиционные тогда заклепки, а точечная сварка, разработанная самим Львовом.
Монтажные работы «Колхозника и крестьянина» длились более трех месяцев и сопровождались некоторыми трудностями, связанными с конструктивными особенностями памятника.
В частности, возникли проблемы с установкой «развевающегося на ветру» платка женской фигуры, что даже послужило поводом для осуждения Веры Мухиной. Директор опытного завода ЦНИИМ С.П. Тамбовцев, обвинивший ее в затягивании монтажа памятника, возможности его разрушения ветровой нагрузкой из-за сноса «косынки» и даже воспроизведении в сгибах линий последнего образ тогдашнего врага народа Льва Троцкого.
От жалобы отказались, и у Веры Игнатьевны все прошло хорошо.
Монтажные работы, в которых приняли участие около полутора сотен рабочих и инженеров, были выполнены в срок. Скульптурная группа высотой 25,5 метра весила около… 75 тонн: 63-тонный каркас плюс 12-тонный корпус, толщиной всего полмиллиметра.
Тогдашний нарком обороны Климент Ефремович Ворошилов прибыл для приема «Колхозницы и рабочего», а через пару часов памятник лично осмотрел Иосиф Виссарионович Сталин.
Путь в Париж и фурор на Всемирной выставке
После осмотра памятника высшим руководством скульптурная группа была разделена на 65 фрагментов, тщательно упакована в деревянные ящики, наполненные войлоком изнутри, и отправлена по железной дороге в Париж. Всего потребовалось… 28 машин.
Для установки скульптурной композиции в павильоне СССР в Париже из Москвы был привезен специально изготовленный столбовой кран, башня которого балансировалась натянутыми с трех сторон металлическими тросами. Однажды ночью неизвестные повредили одну из растяжек, что могло привести к обрушению крана на почти собранную скульптурную композицию. В течение следующих нескольких дней здесь была установлена круглосуточная охрана.
Открытие выставки состоялось 25 мая 1937 года.
«Рабочий и Колхознит» вызвали не только восторженные отзывы французской прессы. Им восхищались всемирно известные личности того времени, в том числе поэт и прозаик Луи Арагон, писатель и драматург Ромен Роллан, художники Пабло Пикассо и Франс Мазерель.
Образ шедевра Веры Мухиной тиражируется большими тиражами по всему миру на открытках, почтовых марках, плакатах и значках. Это была сенсация!
После окончания Всемирной выставки французское правительство обратилось к руководству СССР с просьбой захватить «Колхозник и крестьянин» и даже начало собирать деньги с его граждан. Ответ нашей страны был отрицательным.
Возвращение на родину и история памятника времен СССР
К сожалению, демонтаж «Рабоче-крестьянского коллектива» после окончания выставки был осуществлен варварски. Мало того, что это была группа рабочих, которые не были «соседями» при ее создании, но и сама Вера Мухина, которая все еще находилась в Париже, не была допущена к участку. Это было ее наказанием за то, что в командировке она жила со своей подругой, так называемой художницей Александрой Александровной Экстрер. «Не вернулся», и не там, где размещались все члены советской делегации.
Скульптурная композиция была разрезана на 44 фрагмента автогенной машиной, запущена (иначе не назовёшь) на открытых железнодорожных платформах и отправлена в СССР. В целости и сохранности остались только «голова и рука рабочего».
Скульптурную композицию собрали заново только в августе 1939 г., к открытию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ныне ВДНХ). Затем «Рабочий и колхозница» полностью переработали, заменив прежние полумиллиметровые листы оболочки на двухмиллиметровые. Шасси также претерпело значительные изменения. В результате некоторые части памятника существенно отличались от оригинала.
Стоит отметить, что вопрос о месте установки памятника на Родине решался давно и непросто!
Вера Мухина видела памятник на Ленинских горах (ныне — Воробьевы) или на Крымском валу, о чем неоднократно писала в госорганы.
Его даже не послушали, а решили установить на Рыбинской ГЭС в Ярославской области. Даже был разработан эскизный проект, но из-за задержки с вводом ГЭС решили разместить . на Манежной площади.
В итоге памятник поставили на нынешнем месте, у северного входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, которая в то время была главным входом на Всесоюзную выставку.
Установлено — это культурно сказано. Он возведен на наспех построенном 10-метровом постаменте высотой всего 10 метров (сравните с 35-метровой высотой павильона СССР, на крыше которого он стоял). Вера Игнатьевна прозвала его «конопля», поэтому скульптурная группа утратила всю динамичность.
Спустя много лет Мухина вместе с архитектором Иофаном пыталась «дотянуться до неба»: если памятник не сдвинули, то хотя бы поставили на постамент соответствующей высоты.
Проблема поднялась только в 1975 году, когда Московский Совет депутатов одобрил идею установки «колхозницы и крестьянки» на высокий постамент, выполненный в виде павильона. Сам Иофан позаботился о развитии проекта, но через год ушел, и реализация идеи в жизни снова остановилась.
В 1987 году, когда отмечалось 50-летие создания памятника, «наверху» решили перенести его на новое место — на Стрелку Болотного острова, недалеко от ЦДХ на Крымском Валу. Это стало возможным только из-за износа конструкции. Но, как говорится, «свято место пусто не бывает» и в 1997 году здесь появился Петр I Церетельский.
Работа над проектом памятника
Идеологическим создателем скульптурной композиции был архитектор Борис Иофан. Художественное воплощение и подготовка памятника к выставке легла на плечи Веры Мухиной. Однако у двух креативщиков были радикально разные взгляды на работу.
Вариант Б. Иофана
Иофан сразу решил, что скульптурная композиция будет двузначной. Прообразом мужчины послужила античная статуя Тираннореца, а для женщины — древнегреческая Ника Самофракийская».
По задумке Иофана, фигурки должны были стать логическим продолжением павильона, на котором они были установлены. Мужчина был обнажен, женщина была в легкой одежде. Они шли, шаг за шагом, почти сливаясь друг с другом. Стремясь вперед, рабочий и колхозник подняли символы СССР — серп и молот.
Но в то же время композиции не хватало легкости и динамики. Скульптуры не развивали архитектуру павильона. И вертикалей во всей структуре было слишком много.
Борис Иофан осознавал этот недостаток и попытался нейтрализовать его, добавив в композицию развевающийся баннер на бедрах мужчин. Это не решило проблемы, и идея, которая должна была быть реализована в ближайшее время, в довольно «сырой» форме досталась Мухиной.
Вариант В. Мухиной
Вера Мухина не видела памятник Оперы и Колхозницы только как продолжение павильона. По ее словам, каждый из этих элементов должен был сохранить свою специфику в общем гармоничном образе.
Также ее смущала архитектура павильона, который спереди выглядел как пьедестал для скульптуры и искажал его размеры.
После долгих и мучительных творческих поисков Мухина пришла к единственно правильному решению: использовать горизонтальную конструкцию для скульптурных объемов. Осталось дать ему жизнь. И тут в руке «колхозника» оказался легендарный платок.
Он придал памятнику столь необходимую динамику, скорость и горизонтальность, гармонично подчеркнул связь фигур с павильоном. Складки на летящей юбке девушки только усилили достигнутый эффект.
Еще одним открытием Мухиной стало превращение полных фигур в изящную и летящую композицию. Это было сделано путем добавления свободного пространства между отдельными элементами статуи. Из-за этого скульптура даже приобрела некую изящность.
Согласование проекта
Не обошлось и без эксцессов в утверждении эскиза В. Мухиной. Его нужно было доработать. «Рабочий» должен был быть одет, так как по замыслу Иофана он оставался голым. Затем на мальчике появился комбинезон. И «колхознику» приказали убрать мешки под глазами.
Шарф не понравился даже приемной комиссии. Мухиной пришлось защищать свое творение, показывая, что без платка скульптура потеряет связь с павильоном. Они прислушались к его мнению, но им все же пришлось пойти на уступку. Изначально шарф был двойным, но превратился в полосу.