- Особенности античного зодчества
- Колонна Траяна
- Памятники Италии: архитектура Древнего Рима
- Материалы и технологии
- Оpus quadratum
- Оpus reticulatum
- Оpus incertum
- Оpus latericium
- Opus mixtum
- 7. Пон-дю-Гар
- 8. Библиотека Цельса
- 3. Амфитеатр, Ним
- Фонтан Треви
- 4 Триумфальные арки
- Термы Каракаллы
- Древняя архитектура в Риме
- Основные характеристики римской архитектуры
- 1 Римский театр
- 2. Пантеон
- Мавзолей Адриана
- 3 Римские мосты
- Катакомбы
- 4. Дворец Диоклетиана
- 9. Храмы Баальбека
- 6. Акведук Сеговии
- 5. Мезон Карре
- Собор Святого Петра
Особенности античного зодчества
Древний мир включает цивилизации, существовавшие в период с 15 по 1 век до н.э. Это Индия, Япония, Китай, страны Древнего Востока, Египет, завоевания майя, инков, тольтеков, ацтеков, этрусских и эгейских культур. Ранние человеческие постройки были ненадежными, они служили убежищем для людей от непогоды и диких животных. По мере развития человечество стремилось передать стремление к красоте, чаяниям и надеждам в формах зданий. Так зародилась архитектура древнего мира, основными чертами которой являются:
- функциональность конструкций (соответствие их назначению);
- выражение духовной потребности человека, заключающееся в созерцании красивых и гармоничных форм;
- надежность зданий.
Проекты построек, построенных в древнем мире, определялись вкусами людей, духом времени, особенностями климата и материалами для строительства. Они стали негласным доказательством того, что человечество всегда стремилось к гармонии и комфорту.
Улыбающиеся статуи и безмолвные гробницы, надписи на которых не расшифровываются, напоминают об этрусской цивилизации. Загадочные люди не оставили после себя мировых произведений искусства, но их деятельность определила особенности римской архитектуры. Римляне переняли его:
- технологии строительства дорог, мостов, водопровода;
- атриумные дома и культовые сооружения с изюминкой на главном фасаде;
- осевая ориентация композиций.
Под влиянием древнегреческой и эгейской культуры в Древнем Риме возводились арки, колоннады из дерева и камня, устанавливались архитектурные ордера. Широко использовались кирпич и песчаные глыбы, здания и сооружения украшались скульптурами.
Взяв главное у этрусков и эллинов, римские гении разработали свой неповторимый стиль, который они использовали в градостроительстве.
Колонна Траяна
Благодаря своей уникальной конструкции этот памятник, среди прочего, поднялся на девятую строчку рейтинга. Колонна посвящена императору Траяну, выходцу из рядовых легионеров, который во время своего правления укрепил и упрочил мощь Римской империи.
Памятник воздвигнут в 113 г н.э. Внутри находится винтовая лестница, ведущая на смотровую площадку столицы, а снаружи колонна украшена рельефными эпизодами сражений во время войны между Дакией и Римом.
Основание памятника, внутри которого были помещены урны с прахом, — могила императора Траяна, умершего в 117 году нашей эры, и его спутницы жизни.
Памятники Италии: архитектура Древнего Рима
У римлян в прошлом не было собственного высокохудожественного вкуса, поэтому они просто заимствовали идеи у греков. Но если дело было в инженерном мастерстве, то здесь надо отдать должное римлянам — в этом им не было равных. Большинство проектов архитекторов того времени предусматривали наличие арки. Хотя сам по себе этот элемент несложный, именно с его помощью можно было построить поистине колоссальные сооружения.
Материалы и технологии
Римляне использовали кирпичи для строительства стен, арок, колонн, полов. Мрамор, как дорогой материал, использовался гораздо реже. Разнообразие форм кирпича — удлиненное, квадратное, треугольное, пирамидальное — помогло создать прочные конструкции и розетки.
Производство кирпича также было дорогостоящим и требовало много рабочей силы для кладки.
По этой причине их часто заменяли блоками из туфа, травертина или других материалов. Для ускорения возведения стен римляне начали использовать искусственный конгломерат или римский бетон (бетон).
Бетон залили в деревянную опалубку, утрамбовали трамбовкой и после затвердевания опалубку сняли. Такой способ возведения стен получил название opus caementicium.
Когда та же технология использовалась для заполнения пустот двух несущих кладок или каменных стен, это называлось кладкой мешков. Таким образом, римляне получили толстые и прочные стены, сэкономив время и ресурсы. Техника не нашла отражения в эстетике, так как бетонная часть находилась внутри.
Древнеримская архитектура: стены зданий
Наружную кладку можно охарактеризовать основными строительными традициями —
- квадратная работа,
- сетчатая работа,
- ненадежная работа,
- кирпичная кладка.
Оpus quadratum
При работе с таким материалом, как мягкий туф, большие камни в форме параллелепипеда обрабатывались и располагались рядами одинаковой высоты (opus quadratum); если использовался твердый известняк, такой как травентино, каждый элемент имел свою многоугольную форму (opus poligonalis).
Оpus reticulatum
В этой технике бетон заливали между стенами, сложенными из небольших пирамидальных каменных блоков, основания которых образовывали правильную ромбовидную сетку.
Древнеримская кладка: opus quadratum и opus reticulatum
Оpus incertum
В opus incertum камни неправильной формы, и их расположение кажется почти случайным.
Оpus latericium
Прямоугольные обожженные кирпичи (примерно 45 х 30 см) укладывались в чередующемся порядке. Со времен Августа его использование увеличилось. Благодаря тому, что толщина кирпичей и их цвет со временем менялись, легко установить хронологический порядок архитектурных построек.
Opus mixtum
Хотя кирпич обычно использовался равномерно (opus testaceum), есть примеры его использования с другими камнями и рядами другой кладки, создавая opus mixtum.
Масонство Древнего Рима: Opus Laterichium, Opus Inchertum, Opus Mixtum
7. Пон-дю-Гар
Пон-дю-Гар, буквально мост через Гар, является одним из немногих сохранившихся римских акведуков. Расположенный на юге современной Франции, он был построен в середине I века нашей эры. Этот акведук был построен без использования строительного раствора. Римские инженеры построили этот трехэтажный шедевр, соединив массивные блоки из мелко ограненного камня. Эти огромные каменные глыбы весили до шести тонн каждая, а высота самого моста составляла 360 метров в самой высокой точке.
Пон-дю-Гар был стержнем акведука, протяженностью 50 км. Успех этого чуда инженерной мысли сыграл важную роль в поддержании работоспособности всего акведука, поскольку он поставлял воду в город Ним. В конце концов, римские инженеры совершили выдающийся подвиг в области современной инженерии и сантехники. Пон-дю-Гар использовался как обычный мост в средние века, вплоть до 18 века.
8. Библиотека Цельса
Названная в честь известного бывшего губернатора города Эфеса, Библиотека Цельса на самом деле была монументальной гробницей, посвященной Тиберио Джулио Селсо Полемеано. Это потрясающее произведение римской архитектуры было заказано сыном Цельсия Галием Юлием Акилой. Это также было популярным хранилищем важных документов, в Библиотеке Цельсия на пике популярности находилось более 12 000 различных свитков.
У него были красиво скульптурные интерьеры и не менее захватывающий архитектурный дизайн снаружи, что делало его одним из самых впечатляющих зданий древней Римской империи. Архитектура библиотеки обычно напоминает стиль здания, который был популярен во времена правления императора Адриана. Вся конструкция поддерживается девятиступенчатым подиумом длиной 21 метр. Уцелевший фасад здания сохранил невероятный декор и рельефную резьбу, которые только добавляют величественности зданию.
3. Амфитеатр, Ним
Когда этот знаменитый амфитеатр был построен в городе Ниме, город назывался Немаус. Примерно с 20 г до н. Э. Август начал заселять город и придавать ему структуру, более похожую на структуру типичного римского государства. В центре были несколько великолепных зданий, городская стена, более 200 гектаров земли и величественный театр. Этот необычайно большой театр, более известный как Nîmes Arena, вмещал около 24 000 зрителей, что фактически делало его одним из крупнейших амфитеатров в Галлии.
Он был настолько большим, что в средние века здесь был построен небольшой укрепленный дворец. Позже, примерно в 1863 году, арена была преобразована в огромную арену. Он до сих пор используется для ежегодной корриды.
Фонтан Треви
В Риме сохранилось большое количество красивых фонтанов, среди которых самым известным является фонтан Треви, за что он получил восьмое место в списке достопримечательностей.
У этого здания невероятная история. В 1920-х годах нашей эры император Октавиан Август наладил водоснабжение жителей чистой водой, подаваемой из источника в 12 км от города. До 18 века постройка была скромной по виду и только в 1762 году, после тридцатилетнего периода строительства, приобрела свой неповторимый облик.
Фонтан представляет собой каменную статую бога моря Нептуна в окружении множества персонажей, удивительных деталями и выражением лица.
4 Триумфальные арки
Немногие правители Римской империи лишали себя удовольствия увековечивать собственные заслуги в борьбе за ее власть и расширение. Как результат — появление связанных памятников в виде триумфальных арок. Такие памятники Рима в честь императора прославляли его, одновременно увековечивая память о завоеваниях и победах. Это своеобразный символ политического господства и военной мощи.
Триумфальные арки были установлены по всей Империи. В то же время они были своеобразной демонстрацией сочетания художественных вкусов жителей Рима и технического и инженерного прогресса. Эта тенденция распространилась из Германии и Испании в Малую Азию и Северную Америку. Что касается самого Рима, то здесь сегодня можно увидеть сразу несколько вариантов памятников славы, которые, кстати, сохранились в идеальном состоянии. В частности, это следующие памятники итальянской столицы:
- Арка Тита;
- Арка Константина;
- Триумфальная арка Севера.
Также в Вечном городе, на территории Римского форума, находятся пьедесталы триумфальных арок, возведенных при правителях Августа и Траяна.
Термы Каракаллы
На седьмом месте находятся так называемые «термальные комплексы» Рима. Они были созданы при Марке Аврелии, императоре по прозвищу Каракалла, в третьем веке нашей эры.
В здании было множество отсеков, предназначенных не только для умывания, но и для полного расслабления, наслаждения и отдыха души. В состав построек входили сами бани, библиотеки, места для театральных представлений и тренажерные залы.
Целью этого сооружения было привлечение людей, популяризация бани, поэтому императоры старались не только украсить стены и полы здания уникальной мозаикой, мрамором, но и собрали здесь многочисленные скульптуры и другие художественные ценности.
Древняя архитектура в Риме
Архитектура древнего города на Пиренейском полуострове как вид искусства сформировалась в IV-I веках до н.э. Несмотря на время и стихийные бедствия, многие шедевры сохранились до наших дней. Они восхищают современников своим величием и монументальностью. История архитектуры республики охватывает несколько периодов:
- С момента основания города до 2 века до нашей эры. NS. Постройки выглядели достаточно простыми, имели этрусский характер. В качестве материалов для изготовления использовались необработанный кирпич и дерево.
- Проникновение римских идей, стремление подчеркнуть мощь человеческой мысли, величие и мощь во внешнем виде построек. В этот период были построены первые мраморные храмы. Период длился до 31 г до н.э. NS.
- Римляне нашли способ изготовления бетона, который широко применялся в строительстве. Начали возводить триумфальные арки. Несмотря на активное подражание грекам, архитектура имела индивидуальные особенности.
- В этот период императоры старались увековечить память о себе в зданиях, в памятниках архитектуры. Архитекторов все больше привлекал восточный стиль комплексов, они боролись за пафос и гротеск.
Римский гений положил начало эпохе новой мировой архитектуры, где главное место заняло строительство общественных зданий, рассчитанных на большое количество людей. Здания добились успеха в целом, архитекторы отдавали предпочтение замкнутым формам. Дома строились в основном для практических нужд, фасады были красиво декорированы и добивались строгой симметрии.
Большинство древних построек и скульптур были больше, чем построенные жителями Эллады.
Основные характеристики римской архитектуры
Центрирование. Деревянная конструкция для поддержки сводов
- В римской архитектуре, несомненно, существует большая преемственность с греческим искусством: симметрия, регулярность форм, использование архитектурных порядков (дорических, тосканских, ионических и коринфских). Фактически, вместо дорического ордена римляне использовали тосканский (тосканский / тосканский) орден, который очень на него похож, с той лишь разницей, что колонна была гладкой, без бороздок (канавок).
- У этрусков римляне переняли арки и своды, став величайшими знатоками их использования. При строительстве арки и сводов использовалась временная деревянная опорная конструкция. Из большого количества наложенных друг на друга арок римляне сформировали цилиндрический свод (цилиндрический свод), а пересечение двух цилиндрических сводов образовало крестовый свод (крестовый свод). Первыми строителями настоящих куполов были также римляне. Один из самых красивых купольных сводов — Пантеон.
Куполообразные своды в архитектуре Древнего Рима
1 Римский театр
Колизей
В прошлом, когда сами греки, создавая ступенчатый амфитеатр, прибегали к вырезанию камней на склонах холмов, римляне уже вовсю создавали арочные конструкции во всех отношениях. Для их строительства использовался кирпич. Это наделило их прекрасной прочностью, способностью выдерживать нагрузку в виде громоздких каменных элементов. Арки, как структурный элемент, служили основой для самых разных построек в Риме, в том числе для театров.
Величественные постройки были покрыты крышами, а для их украшения использовался травертин. Возведенный на ровной поверхности театр на тот момент в городе стал его главным украшением.
Самый известный памятник Рима и в то же время самый великолепный образец античной архитектуры — Колизей, или Амфитеатр Флавиев. Театр Марчелло — следующий, не менее интересный памятник прошлых архитектурных изысканий, его можно увидеть недалеко от площади Пьяцца Венеция.
2. Пантеон
Пантеон, вероятно, является наиболее хорошо сохранившимся архитектурным чудом древнеримской эпохи. В отличие от многих других современных римских храмов, которые почти всегда были посвящены определенным римским божествам, Пантеон был храмом всех римских божеств. Строительство этого храма было завершено в 125 году нашей эры во время правления Адриана.
Пантеон имеет большой круглый портик, переходящий в ротонду. Ротонда покрыта величественным куполом, который придает совершенно новое измерение ее величию. Размеры и размеры этого купола — непреходящее свидетельство мастерства древнеримских архитекторов и инженеров. Тот факт, что это необычное инженерное сооружение сохранилось до наших дней, выдержав 2000 лет коррозии и стихийных бедствий, красноречиво говорит о качестве его сборки.
Мавзолей Адриана
Еще одно уникальное сооружение Древнего Рима — Замок Святого Ангела — занимает пятое место в рейтинге. На протяжении своей истории это место успело быть гробницей, тюрьмой, резиденцией пап и хранилищем их ценностей, замком, а теперь это музей и памятник архитектуры.
Мавзолей был построен в 139 году нашей эры по приказу самого императора Адриана, почитающего искусство и архитектуру, для собственного захоронения.
Конструкция представляет собой цилиндрическое здание высотой двадцать метров, установленное на большом квадратном основании. Первоначально верхняя часть здания была украшена статуей Адриана, изображенного в виде бога Гелиоса, управляющего колесницей. К замку ведет чудесный мост, украшенный большим количеством старинных скульптур.
3 Римские мосты
Вдоль реки Тибр, у острова Тибр, были сосредоточены оседлые населенные центры, которые впервые стали появляться в Риме. Уже сегодня можно увидеть самые старые мосты, уникальные памятники Рима.
- Например, мост Понте Фабрицио, построенный в 62 году нашей эры, соединяет левый берег реки Тибр и остров.
- Другой мост, появившийся годом позже, связал остров с правым берегом Тибра. А это Понте Честио.
- Рядом с этими двумя мостами есть руины, в древности это был мост Эмилио. Теперь остатки бывшего здания носят другое название: «Понте Ротто». Это отражает его истинное состояние и переводится как «сломанный мост».
- Мост Элиева также принадлежит к архитектурному наследию Древнего Рима. Широкой публике он известен как Мост Сант-Анджело. Этот памятник архитектуры находится напротив одноименного замка. Этот переход через реку Тибр был построен во время правления императора Адриана. Впоследствии в нем была проведена важная реконструкция, которая произошла уже в эпоху Возрождения.
- Еще один старинный мост в Риме — Мильвийский мост. Этот памятник архитектуры сохранился и по сей день. Изначально мост располагался за городом. В его сторону проходили три главные улицы (это улицы Клодия, Кассия и Фламиния). Они связывали города севера с центром империи.
Закажите здесь круиз с ужином по Римскому каналу и наслаждайтесь палубой в приятной атмосфере.
Катакомбы
Шестую строчку занимают многочисленные подземные лабиринты Рима, древние захоронения людей, причисленных к лику святых.
Захоронения продолжались с I по V век нашей эры. За этот период в гробницах было похоронено около 750 тысяч человек, а это более шестидесяти.
Поскольку катакомбы расположены по всему периметру города на разных его участках, конкретного входа в них нет. Вы можете войти в подземные лабиринты, исследуя официальные места захоронения.
4. Дворец Диоклетиана
Это чудесное здание было построено известным римским императором Диоклетианом в рамках подготовки к своей пенсии. Диоклетиан был первым римским императором, который добровольно ушел в отставку, сославшись на проблемы со здоровьем. Уйдя в отставку 1 мая 305 года нашей эры, он продолжил тихую жизнь в этом величественном дворце.
Дворец занимает около 215 метров с востока на запад, а его стены имеют высоту около 26 метров. В то время, когда римская цивилизация находилась на этапе перехода от классической к средневековой эпохе, архитекторы смогли объединить здания разных стилей, которые впоследствии использовались на протяжении веков. Это также помогло христианам использовать дворец в качестве собора в средние века, сохраняя его структурную целостность на протяжении всего средневекового периода. В настоящее время дворец Диоклетиана является одним из самых известных археологических памятников Хорватии, а также объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
9. Храмы Баальбека
Баальбек, главная достопримечательность и известный археологический памятник современного Ливана, считается одним из самых впечатляющих чудес древнего мира. Это также один из крупнейших, самых престижных и хорошо сохранившихся римских храмов, построенных еще со времен Римской империи. Первый из храмов Баальбека был построен в I веке до нашей эры, а в течение следующих 200 лет римляне построили еще три, каждый из которых был посвящен соответственно богам Юпитеру, Вакху и Венере.
Самым большим храмом среди них был Храм Юпитера, имевший 54 огромных гранитных колонны, каждая из которых была около 21 метра в высоту. Хотя до наших дней сохранилось всего шесть из этих колонн, их масштаб достаточен, чтобы показать величие храмов Баальбека. После падения Рима храмы Баальбека пострадали от краж, войн и стихийных бедствий, но они все еще могут вызывать ауру великолепия, когда тысячи людей ежегодно посещают знаменитые храмы Баальбека.
6. Акведук Сеговии
Акведук Сеговии, расположенный на Пиренейском полуострове, до сих пор сохраняет свою структурную целостность, что делает его одним из наиболее хорошо сохранившихся архитектурных памятников Древнего Рима. Он был построен около 50 года нашей эры, чтобы облегчить поток питьевой воды из реки Фрио в город Сеговия. По завершении строительства это было беспрецедентное сооружение длиной 16 км, построенное примерно из 24 000 гигантских гранитных блоков.
Как и Пон-дю-Гар, римские инженеры построили всю конструкцию без использования строительного раствора. Это архитектурное явление со 165 арками высотой более 9 метров каждая на протяжении веков было символом Сеговии. Акведуку пришлось пройти долгий период реконструкции в 15-16 веках после многих лет эксплуатации. В 1970-х и 1990-х годах были приняты срочные и необходимые меры по сохранению памятника.
5. Мезон Карре
La Maison Carré — единственный храм, построенный в период Древнего Рима, полностью сохранившийся до наших дней. Это чудо римской инженерии было построено около 16 г до н.э в городе Ним. Maison Carrée — это архитектурная жемчужина высотой 15 метров и длиной 26 метров. Он был построен римским полководцем Марко Випсанио Агриппа в память о двух его сыновьях, которые умерли молодыми. С надвигающимся падением Римской империи и ее упадком, Maison Carré получил новый импульс, когда в 4 веке был преобразован в христианскую церковь.
Это решение спасло от забвения и разрушения величественный храм, который стоял напротив многих других римских памятников и памятников. С тех пор он использовался в различных целях как ратуша, конюшня и склад. В настоящее время это музей.
Собор Святого Петра
Благодаря статусу главного собора католической церкви, это здание занимает четвертое место в рейтинге известных архитектурных сооружений Рима.
Строительство собора длилось более сорока лет и было результатом работы многих известных скульпторов и архитекторов, таких как Микеланджело Буонаротти, Джакомо делла Порта, Карло Мадерно.
Здание имеет великолепный обрамленный фасад, увенчанный скульптурами одиннадцати апостолов (кроме Петра), Иоанна Крестителя и Иисуса Христа. А перед самим собором статуи Петра, держащего в руке ключ от Царства Небесного, и апостола Павла, торжественно держащего в руке меч.
Высота купола, установленного на колоннах собора, до сих пор остается самой высокой в мире — 138 метров.
Собор поражает своими размерами и огромным количеством отделений, украшенных скульптурами, росписями, лепниной. Стоимость его строительства была настолько огромной, что Папа Лев X был вынужден продать Альберту Бранденбургскому право пользоваться индульгенциями на немецких землях, из-за эгоизма, из-за которого в будущем произошел европейский раскол.