- Гробница папы Юлия II
- Женские фигуры в композиции
- Предки Христа и распалубки сводов с четырьмя библейскими сценами
- 5. Сотворение Адама (1508-1512)
- Описание скульптуры Микеланджело Cristo della Minerva
- Давид (1503)
- 6. Мадонна Дони
- 8. Мадонна Брюгге (1501-1504)
- 13. Мадонна Дони (1507)
- Противостояние двух титанов
- Пьета как самая знаменитая скульптура мастера
- Скульптура как символ нетленности чистоты Девы Марии
- Люнеты с генеалогией Иисуса Христа
- 9. Битва кентавров (1492)
- 5. Мучения святого Антония
- Смутные времена
- Девять сцен из Книги Бытия
- Флоренция и Рим
- 7. Оплакивание Христа
- «Давид»
- 9. Бахус (1497)
- Сикстинская капелла
- Мадонна с младенцем (1504)
- 7. Умирающий раб (1513 — 1516)
- Картины Микеланджело Буонарроти
- «Умирающий раб» и «Скованный раб» (1516)
- Моисей (1515)
- 3. Страшный суд (1536-1541)
- Христос делла Минерва
- Любопытные факты
- Иньюди (Обнаженные фигуры)
- 12. Распятие церкви Санто Спирито (1492)
Гробница папы Юлия II
- Монументальный мавзолей, над которым работал Микеланджело, смело можно определить как воплощение амбиций мастера. Шутка ли, я работаю над проектом сорок лет!
- Первоначальный вариант предусматривал наличие 40 (!) Скульптур в проекте, разработанном в 1505 году.
- В том же 1505 году Микеланджело отправился на карьеры Каррары. Отсюда он приносил материал для работы над скульптурами.
- Вернувшись в Рим через 8 месяцев, Микеланджело узнает, что теперь проект, который он планирует, больше не является приоритетом интересов Папы.
- Произошло это под влиянием Донато Браманте. Архитектору удалось убедить Юлия II, что реконструкция базилики Константина намного важнее, и на это необходимо выделить средства.
- В то же время планировалась военная кампания против Болоньи и Перуджи, что также способствовало смещению сроков начала работ над проектом Микеланджело.
- Папа Юлий II умер 21 февраля 1513 года, после чего его наследникам было предложено рассмотреть проект и внести некоторые изменения. Но даже это не привело к его окончательной реализации.
- Следующие годы прошли в огромной интриге. У Микеланджело также были проблемы с финансированием. При этом его обвинили в хищении ранее выделенных средств. Все это заставило Микеланджело пересмотреть свой первоначальный проект.
- Тем не менее гробница была утверждена в шестой и последней версии. Произошло это в 1542 году.
Три скульптуры Микеланджело на могиле Папы Юлия II
Гробницу украшают 7 мраморных скульптур, но Микеланджело имеет прямое отношение только к трем из них. Это статуи сестер Лии и Рахили, а также пророка Моисея, который является ключевой фигурой в композиции.
Сам Микеланджело затем отметил, что одного присутствия этой статуи, статуи Моисея, достаточно, чтобы воздать должное могиле Юлия II.
Интересный факт! При ближайшем рассмотрении бороды центральной фигуры композиции, а также при наличии богатого воображения, профиль Юлия II можно увидеть на скульптуре под нижней губой справа.
Женские фигуры в композиции
Что касается женских фигур в композиции, то они здесь имеют свое значение. Обе фигуры скульптуры Микеланджело — это две версии нашего бытия, в которых оно может быть созерцательным или созидательным. Созерцание в аллегорической форме поручено скульптуре Рахили, второй жены Иакова. Здесь она молится о спасении.
Лия, ее старшая сестра, казнена как римская надзирательница. Это своеобразный образ творения, который именитый творец постарался передать в виде этой скульптуры. По мнению историков, общая идея композиции Микеланджело состоит в том, чтобы указать посредническую позицию, которой придерживался Юлий II. В частности, это касалось католицизма в его консолидированной форме и последующего внесения в него реформ.
Фигура Юлия II, лежащая на саркофаге, также вызывает определенные споры. Автором долгое время считался Томаццо Босколо. Однако после серии исследований историки пришли к выводу, что это работа Микеланджело.
Работа, доступная сегодня для познания в базилике, сильно отличается от идеи, которую Микеланджело намеревался воплотить в своей работе. По его собственному признанию, этот проект стал для него настоящей трагедией. В одном из его писем говорится о сожалении, что учитель потерял молодость из-за своей привязанности к этому проекту. Он утверждал, что это захоронение, пусть и непреднамеренно, уничтожило все в его жизни, и ему пришлось за это заплатить, как ростовщик и вор.
Предки Христа и распалубки сводов с четырьмя библейскими сценами
На четырех углах капеллы Микеланджело написал четыре эпизода, объединенных единой темой: чудесное спасение израильтян («Давид и Голиаф» (столкновение юного героя Давида и великана Голиафа), «Юдифь и Олоферн» (картина) молодая вдова Юдифь спасает свой народ, обезглавив воина), «Распятие Амана» (Аман планировал уничтожить еврейский народ, но его планы раскрылись), «Медный змей» (Моисей спасает евреев от ядовитых змей, которых Бог послал роптать и потерять веру после 40 лет скитаний по Аравии). Предков Христа Микеланджело помещает в многозначительные треугольные рамки, которые символизируют непрерывную смену поколений.
5. Сотворение Адама (1508-1512)
Сотворение Адама — один из самых известных фрагментов потолка Сикстинской капеллы (старинной домашней церкви в Ватикане, построенной в 1473–1481 годах). Специалисты в данной области утверждают, что существует поток животворной силы между властной рукой Саваофа и трепещущей рукой Адама.
В творчестве Микеланджело руки очень символичны, весь образ пропитан энергией, которую испытывают особо впечатлительные зрители. Соединение рук олицетворяет единство духовного и материального, небесного и земного миров. Как только пальцы соприкасаются друг с другом, творение завершается.
Описание скульптуры Микеланджело Cristo della Minerva
Кристо делла Минерва, мраморная статуя Христа, известна в Италии под этим именем. Однако у этой скульптуры есть несколько названий, например:
- «Христос Спаситель»;
- «Воскресение Христово»;
- «Несение креста».
Создание этой скульптуры происходило в 1519-1520 годах. Сегодня он занимает центральное место в базилике Санта-Мария-сопра-Минерва. Он находится слева от алтаря.
Микеланджело имел эксклюзивный контракт на свою работу с наследником Юлия II. Между тем, это не помешало мятежному гению принять очередной заказ от Метелло Вари. Работая над лицом Иисуса с почти завершенной работой над скульптурой, Микеланджело замечает, что белый мрамор имеет явные черные прожилки, и они появились прямо на лице скульптуры.
Мастер отказывается продолжать работу над этой статуей, после чего уезжает во Флоренцию, покидая Рим. В этом городе, взявшись за вторую версию скульптуры, Микеланджело, почти завершив ее в 1520 году, снова отправился в Рим. В то же время он позволил завершить скульптуру Христа своему ученику Пьетро Урбано. Но случается непредвиденное, они портят работу, на создание которой мастер потратил около четырех лет. Однако Федерико Фризи, высококвалифицированный ученик, исправил ситуацию. 27 декабря 1521 года эта скульптура была установлена в Санта-Мария-сопра-Минерва, и эта скульптура близилась к завершению.
Фигура, изображающая Иисуса, изначально была обнаженной. Микеланджело планировал осуществить свой план таким образом, чтобы указать на тело, неповрежденное похотью, на тело, управляемое собственной волей. Это означало победу над смертью и греховными помыслами. Впоследствии, согласно решению Трентского совета, для скульптуры использовалась набедренная повязка, которая покрывала гениталии. Для его изготовления использовалась позолоченная бронза, после чего проблема была решена.
Давид (1503)
Скульптура библейского героя Давида была создана Микеланджело по заказу Гильдии флорентийских купцов для собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Изначально собор планировалось украсить скульптурами персонажей библейских текстов от двенадцати до пяти метров. Но многочисленные попытки осуществить этот проект так и не были предприняты, и только в 1501 году корпорация подписала договор с Микеланджело на создание скульптуры Давида, героя Ветхого Завета, убившего гигантского Голиафа одной-единственной рогаткой.
Микеланджело работал над скульптурой более двух лет и, закончив ее, подарил великим мастерам и художникам той эпохи: Леонардо, Перуджино, Боттичелли и др. это был величайший шедевр, созданный руками человека. Как всегда, Микеланджело обошел все каноны и изобразил Давида не в момент победы над Голиафом, а в момент перед битвой. Молодой герой сосредоточен, собран и собирается раскрутить рогатку. Лицо Дэвида красивое, спокойное и мужественное. Все мышцы тела напряжены. Фигура Давида величественна и знаменует победу человеческого разума над грубой силой.
Комиссия, принявшая работу мастера, пришла к единодушному мнению, что Давид должен находиться на центральной площади города. Таким образом, Давид стал символом свободы Флоренции. Сейчас копия скульптуры находится на городской площади, а оригинал находится в галерее Академии.
На topcafe.su вы также можете узнать много нового о Флоренции и других красивых городах мира.
4
6. Мадонна Дони
Мадонна Дони, 1507 год
Мадонна Дони (также известная как Святое Семейство) — единственное сохранившееся панно Микеланджело. Он был написан для богатого флорентийского банкира Аньоло Дони, скорее всего, из-за его брака с Маддаленой, дочерью известной тосканской знатной семьи Строцци. Работа, украшенная оригинальной рамой, спроектированной самим Микеланджело, по сей день находится в галерее Уффици с 1635 года и является единственной картиной мастера во Флоренции. Говорят, что меняющиеся оттенки Мадонны Дони и неестественные позы фигур заложили основу для более позднего движения маньеризма.
8. Мадонна Брюгге (1501-1504)
Поскольку Богоматерь Брюгге сейчас является туристической достопримечательностью, город всячески старается сохранить свой имидж, достопримечательности есть повсюду. Эту потрясающую реликвию городу удалось заполучить в 1506 году: многие люди приезжают в Брюгге, чтобы просто сфотографироваться и увидеть скульптуру великого Микеланджело.
В то время Брюгге был процветающим городом, населенным богатыми людьми. Один из них — купец Мускрон. Когда он посетил Микеланджело в магазине, он был поражен его мраморной статуей. Будучи специалистом в данной области, он умел это ценить.
Как Мадонне удалось так покорить купца? Она жива! «Выражает печаль» и «дышит»… Красота ее молодого лица отмечена тонкой поэзией и глубокой болью.
Интересный факт: Мускрон хотел купить скульптуру Микеланджело по баснословной цене — за 100 дукатов, но автор не хотел, чтобы он уезжал из Италии, поэтому отказался. Однако через полгода, в 1506 году, после получения письма Микеланджело согласился отправить Мадонну в Брюгге. Это его единственная работа, которая покинула Италию при его жизни.
13. Мадонна Дони (1507)
Мадонна Дони, также известная как «Святое семейство» или «Тондо Дони», — это картина итальянского художника эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти, выполненная в форме тондо (круга) диаметром 120 сантиметров.
«Мадонна Дони» — фактически единственный образец станковой живописи Микеланджело, который, как известно, относился к живописи хорошо и не считал себя художником, хотя и сделал одно из величайших произведений в истории мировой живописи — фрески Сикстинской капеллы.
При написании картины Макеланджело использует темпера и масло. Нанося масло последовательными слоями от более интенсивных к более светлым оттенкам, как его учили в юности, Микеланджело смог получить хроматический эффект, принципиально отличный от того, который создавали фламандские художники
Противостояние двух титанов
известно, что Микеланджело имел сложный характер. Он мог быть грубым и вспыльчивым, несправедливым по отношению к другим артистам. Его сравнение с Леонардо да Винчи знаменито. Микеланджело прекрасно понимал уровень своего таланта и завидовал ему. Изящный и утонченный Леонардо был его полной противоположностью и сильно раздражал грубого и грубого скульптора. Сам Микеланджело вел аскетический образ жизни отшельника, его всегда устраивало мало. Леонардо постоянно был окружен поклонниками и учениками и любил роскошь. Художников объединяет одно: их гениальность и преданность искусству.
Когда-то жизнь противостояла двум титанам Возрождения. Гонфоланье Содерини пригласил Леонардо да Винчи расписать стену нового Палаццо делла Синьория. А позже он обратился к Микеланджело с тем же предложением. Двум великим художникам предстояло создать подлинные шедевры на стенах Синьории. Леонардо выбрал для сюжета битву при Ангиари. Микеланджело должен был представлять битву при Качине. Это были победы флорентийцев. Оба художника сделали подготовительные столы для фресок. К сожалению, грандиозный проект Содерини не реализован. Обе работы так и не были созданы. Карикатуры на произведения были выставлены на всеобщее обозрение и стали местом паломничества художников. Благодаря копиям мы теперь знаем, как выглядели планы Леонардо да Винчи и Микеланджело. Сами мультфильмы не сохранились, их разрезали и разобрали на части художники и зрители.
Аристотель да Сангалло копия на картоне Микеланджело Батталья ди Кашина
Пьета как самая знаменитая скульптура мастера
Самым известным плодом скульптурного творчества Микеланджело среди произведений искусства в Риме является Пьета.
Пьета — лучшая из работ мастера, представленная в Ватикане, в соборе Святого Петра. Для этой статуи 24-летний мастер использовал каррарский мрамор. Сама скульптура была изготовлена за два года.
Комиссаром работы был посол Карла VIII, он же Жан де Бильерес. Статуя должна была быть установлена в качестве надгробия после смерти короля.
Удивительно, но у этой скульптуры Микеланджело есть подпись мастера. Ни до, ни после нее он не подписывал скульптуры ее именем. Погон, который можно увидеть на мантии Богородицы, подписан следующими словами: «Микеланджело Буонарроти создал флорентийца». Микеланджело пришел к решению установить свое отцовство после того, как случайно услышал спор между прибывшими в Рим лангобардами, в котором они обсуждали его.
Скульптура как символ нетленности чистоты Девы Марии
Готовая скульптура, изображающая тело Христа после распятия на руках Девы Марии, вызвала бурю эмоций. И это было не только восхищение работой, но и реакция критиков. Образ матери 33-летнего сына разительно отличался от ранее созданных работ.
Дева Мария Микеланджело выглядит красивой молодой женщиной, а не женщиной лет пятидесяти, старой и изможденной.
По задумке Микеланджело, скульптура стала символом нетленной чистоты Девы Марии. Его слова стали подтверждением этого в ответ на критику. Он отметил, что святость, целомудрие и неподкупность способны надолго сохранить молодость. Поэтому Микеланджело задал риторический вопрос, который в целом мог способствовать изменениям в теле матери Христовой, которая ранее не испытывала похотливых желаний.
Люнеты с генеалогией Иисуса Христа
В генеалогии Иисуса Христа насчитывается 40 поколений. Микеланджело Буонарроти изобразил образы предков Христа в люнетах, наполненных таинственным ожиданием. Цифры мрачные, семьи кажутся разобщенными. Они олицетворяют ужас и отчаяние жизни перед явлением Иисуса Христа. Всего за время работы Микеланджело создал 14 люнетов в Сикстинской капелле. Считается, что изначально были изображены две семьи. Мастер проработал их создание до мелочей, прорисовывая каждую линию, тщательно подбирая цвета.
9. Битва кентавров (1492)
В барельефе «Битва кентавров» Микеланджело обращается к классическому сюжету греческой мифологии. Это была последняя работа молодого художника, выполненная во времена правления Медичи. Скульптура изображает мифическую битву между лапифами и кентаврами.
Сюжет, популярный в древнегреческом искусстве, был предложен художнику классиком и поэтом Полициано. В дальнейшем тема борьбы будет неоднократно подниматься в творчестве Микеланджело. Смешение тел в бою, спортивные пропорции и широкий диапазон ракурсов создают динамичную композицию.
Любопытство: Микеланджело вырезал этот барельеф на куске каррарского мрамора. Битва настолько ожесточенная, что живые не замечают ни раненых, ни мертвых.
5. Мучения святого Антония
Муки святого Антония, 1487-1489 гг
Техасскому художественному музею в Кимбелле посчастливилось владеть самой ранней известной картиной Микеланджело «Мучения святого Антония», которая, как полагают, была создана, когда художнику было всего 12 или 13 лет, и основана на гравюре художника и немца 15 века художник-типограф Мартин Шонгауэр. «Мучения святого Антония» были названы художниками XVI века Джорджо Вазари и Асканио Кондиви — первыми биографами Микеланджело — особенно выдающимся произведением, широко признанным их современниками.
Смутные времена
После смерти Лоренцо Медичи в 1492 году Микеланджело вернулся в свой дом. Старший сын Лоренцо Пьеро стал правителем Флоренции.
Аньоло Бронзино Пьеро Медичи
Микеланджело понимал, что ему необходимо глубокое знание анатомии человеческого тела. Их можно было получить, только вскрыв трупы. В то время такие действия приравнивались к колдовству и могли караться казнью. К счастью, настоятель монастыря Сан-Спирито согласился тайно впустить художника в мертвые. В знак благодарности Микеланджело создал для монастыря деревянную статую распятого Христа.
Пьеро Медичи снова пригласил Микеланджело в суд. Одним из приказов нового правителя было создание великана из снега. Несомненно, это было унизительно для великого скульптора
Между тем обстановка в городе накалялась. Прибывший во Флоренцию монах Савонарола в своих проповедях наказал роскошь, искусство и беззаботную жизнь аристократов как серьезные грехи. Он становился все более и более искусным, и вскоре изысканная Флоренция превратилась в оплот фанатизма с кострами, где горели предметы роскоши. Пьеро Медичи бежал в Болонью, король Франции Карл VIII готовился атаковать город.
В эти неспокойные времена Микеланджело и его друзья покинули Флоренцию. Он поехал в Венецию, а затем в Болонью.
Девять сцен из Книги Бытия
В Сикстинской капелле итальянский мастер Микеланджело Буонарроти создал 9 сцен, описанных в первой книге Библии — в Книге Бытия. Все картины тематически разделены на три сюжета, каждый из которых имеет по три фрески: сотворение мира Богом, сотворение прародителей человеческого рода — первого мужчины Адама и первой женщины Евы, жизни Ноя и свидетельство гуманности. Первая группа основана на фактурах Вселенной: свет отделяется от тьмы, появляются светила и растения, создается небосвод. Второй сюжет предстает в виде картин, посвященных созданию мужчины и женщины, их греху и изгнанию с небес за проступок. В третьей триаде — сцены жертвоприношения, опьянения Ноя и Потопа.
Флоренция и Рим
Вернувшись во Флоренцию, Микеланджело получил заказ от Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи на статую Иоанна Крестителя, которая позже была утеряна.
Кроме того, Буонарроти изваял в античном стиле фигуру спящего купидона. После ее выдержки Макеланджело отправил статую с посредником в Рим. Там он был приобретен кардиналом Рафаэлло Риарио как древнеримская скульптура. Кардинал считал себя знатоком античного искусства. Когда обман был раскрыт, Мор возмутился. Узнав, кто автор Купидона и восхищаясь его талантом, кардинал пригласил молодого скульптора в Рим. Микеланджело, задумавшись, согласился. Риарио вернул деньги, потраченные на статую. Но хитрый посредник отказался перепродать его Микеланджело, понимая, что он может перепродать его по более высокой цене. Позже следы спящего Аморино были потеряны на века.
Андреа Брегно Бюст Рафаэлло Риарио
7. Оплакивание Христа
Оплакивание Христа, 1499 г
Наряду с «Давидом» скульптура Микеланджело конца 15 века «Оплакивание Христа» считается одним из величайших произведений мастера и, возможно, одним из самых известных. Эта скульптурная фигура, созданная для надгробия французского кардинала Жана де Бильера, изображает Деву Марию, держащую тело Христа после его распятия — довольно распространенная тема для памятников эпохи Возрождения в Италии. Пьета, перенесенная в базилику Святого Петра в 18 веке, является единственным произведением искусства, подписанным Микеланджело.
«Давид»
Статуя Давида — одно из величайших произведений эпохи Возрождения, над которым Микеланджело работал с 1501 по 1504 год. Эта знаменитая статуя имеет сложную историю.
Обычно Микеланджело лично отбирал мрамор для своей работы в карьерах Каррары, он даже контролировал процессы погрузки и транспортировки, защищая от повреждений каждый кусок мрамора, в котором он уже видел будущую скульптуру.
В данном случае мастеру была предоставлена старая мраморная глыба, над которой уже начал работать малоизвестный и не очень опытный скульптор.
Поэтому, вырезая сантиметр за сантиметром из «всего лишнего» блока, Микеланджело был вынужден кое-где оставить следы резца предыдущего мастера. Однако это не помешало ему создать поистине грандиозное произведение искусства, воспевающее красоту человеческого тела и духа. Библейский персонаж Давид изображен в момент подготовки к битве с Голиафом, красивый молодой дворянин сосредоточен на предстоящей битве, готов защитить свой народ и уверен в победе.
Статуя была торжественно открыта 8 сентября 1504 года. Она была установлена на площади Синьории во Флоренции и стала своеобразным символом Флорентийской республики для жителей города.
Более трех столетий знаменитая скульптура находилась на открытом воздухе, а в 1873 году для защиты от вредного воздействия атмосферных агентов статуя была передана Академии художеств, а на площади вместо оригинала установлена копия.
Следует отметить, что в мире существует огромное количество скульптурных копий «Давида» Микеланджело. Один из них украшает итальянский дворик ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве.
В лондонском музее Виктории и Альберта хранится гипсовая копия «Давида», примечательная тем, что специально изготовлен съемный фиговый лист, который использовался во время посещения музея королевой Англии.
9. Бахус (1497)
По заказу кардинала Риарио, Вакх был первой попыткой Микеланджело создать крупномасштабную скульптуру (высота этой мраморной статуи 203 см) и одним из немногих нехристианских произведений.
Надо сказать, что заказчику настолько не понравилась эта работа Микеланджело, что он ее решительно отверг — и банкир Якопо Галли купил «Вакха» для установки в своем саду возле Палаццо Канчелария. Впоследствии «Вакх» был приобретен семьей Медичи, и сегодня он находится в музее Барджелло во Флоренции.
Выведя из равновесия фигуру, изобразив напряженные мускулы спины, расслабленный живот и бедра, Микеланджело смог мастерски передать пьяное «качание» Вакха, который с вожделением смотрит на бокал вина и, очевидно, очень любит вино больше, чем человечество, решившее осчастливить этим подарком. Кстати, современный знаток творчества Микеланджело Уильям Уоллес считает эту работу Буонаротти своим первым бесспорным шедевром.
В то время немногие могли достичь такого высокого уровня реализма в скульптуре, но скульптура находила многих нечестивых. Микеланджело обвиняли в неудобной позе, чрезмерно вульгарном лице и своего рода «чрезмерно женственном» теле — что, конечно, так. Так или иначе, с учетом всех плюсов и минусов, «Вакх» занимает девятое место в нашем рейтинге.
Сикстинская капелла
В 1508 году папа Юлий II поручил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Буонарроти неохотно принял этот приказ. Он был прежде всего скульптором, у него еще не было возможности писать фрески. Роспись потолка представляла собой грандиозную работу фронта, продолжавшуюся до 1512 года.
Микеланджело расписывает потолок Сикстинской капеллы
Микеланджело пришлось построить новый тип строительных лесов для работы под потолком и изобрести новый гипсовый состав, не подверженный плесени. Художник пишет, стоя с запрокинутой головой много часов. Краска капала ему на лицо, из-за этого у него развился остеоартрит и нарушение зрения. На 9 фресках художник изобразил историю Ветхого Завета от сотворения мира до Всемирного потопа. На боковых стенах он нарисовал пророков и предков Иисуса Христа. Микеланджело часто приходилось импровизировать, так как Юлий II спешил закончить работу. Папа остался доволен результатом, хотя посчитал, что фреска недостаточно роскошна и выглядит убого из-за небольшого количества позолоты. Микеланджело воспротивился этому, изображая святых, а они не были богаты.
Микеланджело Сотворение Адама (фрагмент росписи потолка Сикстинской капеллы)
Мадонна с младенцем (1504)
Микеланджело создал эту красивую маленькую скульптуру (1,27 м) после работы над большой скульптурой Давида. Но это не значит, что он менее значим, чем Дэвид. Мадонна с младенцем — прекрасное и изысканное произведение, олицетворяющее Великое материнство, жертву ради блага всего мира с единственным ее сокровищем: сыном. У Марии прекрасные черты лица, но ее лицо отражает боль и печаль того, что ей предстоит испытать. Напротив, младенец Иисус полон жизни, непосредственности и любопытен по-младенчески. Он все еще впереди, пытается вырваться из рук матери, и Мария готова отпустить его, хотя сердце ее матери сжимает грядущие муки сына.
девять
7. Умирающий раб (1513 — 1516)
«Умирающий раб» должен был стать парой из другого произведения Микеланджело: «Мятежный раб». Обе скульптуры должны были быть размещены по обе стороны от центрального произведения, изображающего Моисея — как элементы гробницы Папы Юлия II.
Пытаясь выбрать идеальный мрамор для последнего дома Папы, Микеланджело отправляется в карьеры Каррары, где лично и буквально «вручную» занимается подбором блоков и плит из камня. Приобретя необходимый материал, он усердно принялся за работу, вылепив статую человека, находящегося в мучительной беде. Однако позже папа Юлий передумал и отменил приказ.
Таким образом, четыре другие фигуры рабов (Молодой раб, Бородатый раб, Атлас и Пробужденный раб) остаются незаконченными и находятся во Флоренции, в то время как «Воскресший раб» и «Умирающий раб», очевидно, противостоящие — в Лувре.
Мог ли «Умирающий раб» быть лучшим примером склонности Микеланджело к совершенству, если бы этому не мешало постоянное непостоянство Юлиуса? Сложно сказать. Как указывает Ричард Флай, сама фигура раба кажется обманутой его собственными обстоятельствами, как будто предлагая борьбу фигуры со смертью в качестве метафоры борьбы художника с материей:
В первоначальном плане мавзолея, по словам Вазари: «Эти заключенные имели в виду территории, завоеванные этим папой и подчиненные апостольской церкви; другие различные статуи, также связанные, олицетворяли все достоинства и хитрые искусства, изображенные там, потому что они были подвержены смерти, и не меньше, чем сам первосвященник, который спонсировал их с таким успехом».
В «Воскресшем рабе» они нашли олицетворение архитектуры, а в «Морире» — живопись, так как у подножия фигуры незаконченное изображение обезьяны из афоризма Ars simia naturae.
Картины Микеланджело Буонарроти
Полотен непревзойденного гения очень мало: он предпочитал создавать фрески и скульптурные композиции. До наших дней сохранилось всего несколько картин Микеланджело Буонарроти, среди них: «Мадонна Дони», «Смещение», «Мадонна ди Манчестер» и «Мучения святого Антония» (авторство двух последних находится в стадии обсуждения). Также искусствоведам известны названия утраченных по той или иной причине картин: это «Венера и Купидон», «Леда и Лебедь», «Кашинская битва».
Помимо картин Микеланджело Буонарроти сделал множество рисунков и зарисовок: «Падение Фаэтона», «Распятие», «Тицио», «Клеопатра», «Мадонна с младенцем». Всем ценителям искусства известны его фрески на сводах Сикстинской капеллы, а также фрески «Страшный суд», «Распятие святого Петра», «Обращение апостола». Паоло »и др.
«Умирающий раб» и «Скованный раб» (1516)
Эти фигурки предназначались для украшения нижнего этажа гробницы Папы Юлия II, но по мере того, как у наследников папы закончились средства, интерес к грандиозному оригинальному проекту постепенно угас. На строительство надгробия ушло около сорока лет — с 1505 по 1545 год. В результате готовые скульптуры рабов Микеланджело достались барону Строцци в подарок от художника за предоставленное ему убежище. В скульптуре «Умирающий раб» Микеланджело имел в виду символ живописи, а в скульптуре «Связанный раб» — архитектуру и скульптуру, как попытку освободиться в творчестве от закостенелых догм того времени. Ведь художники — пленники обстоятельств и определенных правил, а искусство, сжатое в рамки, без творческого роста, обречено на смерть и вечное забвение. Мятежный раб, готовый вырваться на свободу, делает для этого отчаянную попытку. Сама поза говорит о стремлении к свободе, все тело растягивается и скручивается пружиной, чтобы разорвать цепи.
7
Моисей (1515)
Эта скульптура является частью большой скульптурной композиции, созданной Микеланджело как надгробие Папы Юлия II в Ватикане. Микеланджело считал скульптуру Моисея своей лучшей работой. Он работал над композицией более 30 лет, бросил ее и снова вернулся, а над скульптурой Моисея он непрерывно работал около двух лет.
В центре композиции изображен пророк Моисей. Его фигура величественна и имеет внушительные размеры — в сидячем положении 2,35 м. Несмотря на сидячее положение, фигура Моисея полна движения, похоже, он вот-вот встанет. С правой стороны, рядом, скрижали с божественными заповедями. Пальцы правой руки касаются длинной бороды. На голове Моисея две пряди волос скручены в виде рогов. Это можно объяснить неправильным толкованием Ветхого Завета, перевод текста о явлении Моисея тогда звучал так: «потому что лицо его было прямо с рогами». Действительно, лучи света исходили от лица Моисея, и евреи не могли поднять на него глаза.
5
3. Страшный суд (1536-1541)
Шедевр Микеланджело «Страшный суд» однажды подвергся критике. Как только его не позвали, автора уличили в предательстве Евангелия.
Персонажи фрески легко узнаваемы: в центре — Дева Мария, судья — Христос, а лицо Иисуса на фреске, по мнению некоторых ученых, принадлежит любимому ученику Микеланджело Томаццо Кавальери.
Микеланджело написал картину, вдохновленную Библией. То, что картина находилась над алтарем, делало ее еще более привлекательной. Считается, что фреска символически завершает эпоху Возрождения и возвещает о переходе к барокко. Микеланджело начал работать в возрасте 60 лет, завершив роспись потолка Сикстинской капеллы.
Христос делла Минерва
Мраморная статуя Иисуса Христа, известная в Италии как Cristo della Minerva, на самом деле имеет несколько названий: Portacroce, Воскресение Христа, Христос Спаситель. Скульптура Микеланджело была сделана им в 1519-1520 годах и теперь видна в базилике Санта-Мария-сопра-Минерва в Риме, слева от главного алтаря.
Изначально фигура, изображающая Христа, была полностью обнаженной. Художественный рисунок работы Микеланджело показал тело, неповрежденное похотью, управляемое волей воскресшего. Таким образом, мастер имел в виду победу над грехом и смертью. Впоследствии, после решения Трентского совета (Council of Trent), скульптура была задрапирована позолоченной бронзовой набедренной повязкой.
В 1514 году, несмотря на то, что мастер был связан эксклюзивным контрактом с наследниками Папы Юлия II, он возобновил выполнение другого заказа от Метелло Вари. Работая над изображением Христа в почти завершенной скульптуре, Микеланджело обнаружил в белом мраморе черную жилку, изуродовавшую лицо Спасителя.
Отказавшись от дальнейшей работы над статуей, он покинул Рим и отправился во Флоренцию, где началась его вторая версия скульптуры Христа. В марте 1520 года, когда его новая версия была почти завершена, Микеланджело уехал в Рим, оставив отделку мрамора своему ученику Пьетро Урбано. Однако это повредило работу, на которую ушло около четырех лет. Положение исправил его более способный ученик Федерико Фризи, и 27 декабря 1521 года скульптура была установлена в базилике Санта-Мария-сопра-Минерва в Риме.
Любопытные факты
Интересна судьба первого варианта скульптуры Микеланджело. После того, как Пьетро Урбано повредил вторую версию статуи, мастер предложил Метелло Вари вырезать другую, третью фигуру из мрамора, но клиент отказался. В качестве финансового вознаграждения в 1522 году художник подарил Вари первую незаконченную версию скульптуры, которую он запросил для небольшого сада во дворе своего Палачетто, недалеко от базилики Санта-Мария-сопра-Минерва. Он оставался там до 1556 года, а, согласно хроникам ботаника и натуралиста Улисса Альдовранди, который работал там, он был продан на рынке антиквариата маркизу Винченцо Джустиниани, знатоку искусства, в 1607 году для воссоздания его коллекции античных скульптур.
Утерянный шедевр снова вспомнил в 1973 году итальянский историк Алессандро Парронки. Он утверждал, что статуя была завершена в начале 17 века французским скульптором Николя Кордье, и предположил, что надгробие, которое некоторое время украшало захоронение семьи Джустиниани, было самой ранней версией скульптуры Микеланджело.
Только в 2000 году искусствовед и историк Ирен Бальдрига наконец распознала первую версию работы в статуе, подтвердив авторство Микеланджело. Эта скульптура в настоящее время находится в ризнице церкви Сан Винченцо Мартире в Бассано Романо недалеко от Витербо.
Иньюди (Обнаженные фигуры)
Двадцать обнаженных фигур молодых людей (индюди) обрамляют потолок часовни. Идея создания фигур созрела у Микеланджело Буонарроти, когда он спроектировал гробницу для Папы Юлия II. Поскольку в услугах мастера было отказано, художник перенес все разработки в часовню, значительно усложнив и улучшив изображения. До сих пор искусствоведы спорят, рабы они или ангелы. Бесспорно одно: Микеланджело в двадцати indiudi прославил человека и его тело как лучшее божественное творение.
12. Распятие церкви Санто Спирито (1492)
Микеланджело исполнил это распятие для церкви Санто-Спирито во Флоренции, когда ему было всего 18 лет. Это была благодарность монахам-августинцам за то, что они предоставили ему убежище после смерти святого покровителя молодого Буонарроти, Лоренцо ди Медичи, оставив художника без своего уголка. Согласно знаменитым «Биографиям» Джорджо Вазари, именно в монастыре Санто-Спирито Микеланджело начал препарировать трупы, «чтобы изучить анатомию и достичь наивысшего уровня мастерства, которым он впоследствии обладал».
Несмотря на то, что распятие церкви Санто-Спирито было взято непосредственно из жизни (а точнее, из смерти, учитывая анатомические опыты юноши), эта работа не получила известности и не помогла дальнейшей карьере Микеланджело все — это просто осталось незамеченным.
Спустя много веков он считался утерянным — пока его снова не «обнаружили» в 1962 году, вокруг которого разразилась целая буря, и это понятно: работа Микеланджело была обнаружена! Однако нет того непревзойденного образа мускулатуры, который сделал бы Микеланджело знаменитым — в этом смысле работа отличается не только от зрелых творений Буонарроти, но и от других его ранних работ. Индивидуальность Микеланджело здесь еще не проявилась в полной мере — и, таким образом, «Распятие Церкви Святого Духа» находится на двенадцатой строчке нашего рейтинга.