- Медный всадник история создания памятника
- Описание памятника «Медный всадник»
- Легенда третья, архитектурная
- Памятник в культуре
- Медный всадник. Кто изображен на памятнике?
- Легенда вторая, каменная
- Открытие памятник Петеру I
- Скульптор Медного всадника Этьен Морис Фальконе
- Контекст
- История создания памятника Петру I в Санкт-Петербурге
- Как добраться
- Легенда четвертая, шутливая
- «Гром-камень»
Медный всадник история создания памятника
Идея создания памятника, призванного увековечить память об исключительном монархе, принадлежит императрице Екатерине II. Он считал, что такую ответственную деятельность можно доверить только настоящему мастеру. В поисках такого человека приближенный императрицы князь Голицын обратился за помощью к маститым представителям французской культуры того времени Дидро и Вольтеру. Великие философы консультировали своего королевского корреспондента Этьена-Мориса Фальконе — в то время автора малоизвестных скульптурных композиций.
Фальконе работал на фарфоровой фабрике, но в глубине души давно мечтал попробовать свои силы в монументальном искусстве. В 1766 году он подписал с представителями Екатерины II договор на создание бронзового памятника, согласно которому его вознаграждение составляло всего 200 000 лир.
интересно, что Этьен-Морис приехал в Россию с талантливой 17-й студенткой Мари-Анн Колло, которая впоследствии вышла замуж за своего сына. Об отношениях скульптора и его молодой помощницы давно ходят разные слухи, причем далеко не всегда достойные.
Мнения о том, как должен выглядеть символ русского самодержавия, оказались очень разными:
- Глава Императорской Академии художеств Бельский считал, что нужно величественно изобразить Петра I стоящим в полный рост со скипетром.
- Императрица Екатерина II хотела видеть своего предшественника верхом на коне, но всегда с символами царской власти в руке.
- Иллюминатор Дидро задумал вместо статуи создать большой фонтан с аллегорическими фигурами.
- Скромный чиновник Штелин отправил в Академию художеств письмо, в котором предложил окружить статую императора изображениями добродетелей, таких как честность и справедливость, попирающих пороки (достоинство, обман, лень и т.д.).
Однако у автора будущего памятника Медного всадника было свое представление о том, как должно выглядеть его творение. Фальконе отверг аллегорическую интерпретацию образа императора и намеревался показать его как великого законодателя и хранителя благосостояния своей страны. Согласно концепции скульптурной композиции, она должна была продемонстрировать торжество человеческой воли и разума над стихийными силами природы.
Описание памятника «Медный всадник»
Медный всадник — второй конный памятник Петру I. Первый из них, работа скульптора Растрелли, находится перед Михайловским замком на Кленовой улице в Санкт-Петербурге.
Концепция Медного всадника разработана при участии Екатерины II, философов Дидро и Вольтера. Основная идея памятника заключалась в том, чтобы передать завоевания Петра I века развития страны. Фальконе нарисовал императора в простых развевающихся одеждах, которые, по мнению автора, отражают героизм Петра I. Царь сидит не в седле, а на медвежьей шкуре, которая символизирует цивилизованный народ под властью. Лавровый венок на голове и меч на поясе указывают на победы императора как генерала. Петр I восседает на вздыбленном коне, под ногами которого бьется змея, символизирующая победоносную борьбу с внешними угрозами. К тому же змея имеет более практическое назначение, она обеспечивает устойчивость памятника, так как основной вес скульптуры приходится на задние лапы лошади.
Легенда третья, архитектурная
Екатерина II хотела увидеть памятник Петру I с посохом и скипетром в руке. Но скульптор Фальконе решил поссориться с императрицей, которая по тем временам отличалась небывалой наглостью. Еще более удивительно то, что Екатерина приняла мнение заносчивого француза. В результате Петр I предстал не в образе завоевателя, а в образе мудрого и непреклонного правителя. Конь под ним олицетворяет непокорных людей. А змея под копытами выступает против реформ.
Сама статуя создавалась 8 лет. Основная трудность заключалась в том, чтобы найти баланс, поддерживаемый тремя точками опоры. Работа длилась так долго, что скульптор вернулся домой, во Францию, не дожидаясь ее завершения.
Медный всадник. Фото: @li_li_liliya
Памятник в культуре
Самым известным произведением, благодаря которому памятник получил свое название, является стихотворение Александра Пушкина «Медный всадник». По сюжету главный герой оперы — офицер Евгений, потерявший возлюбленную из-за наводнения 1824 года, приезжает к памятнику Петру I и упрекает царя в создании Санкт-Петербурга, города, который привел к многим несчастьям. Эухенио. Медный всадник оживает и устремляется в погоню за главным героем.
Скульптуре часто приписывают мистические свойства. Ходят легенды, когда бронзовая статуя появлялась во сне или преследовала людей. Авторы художественной литературы часто использовали этот мотив в своих книгах.
Медный всадник. Кто изображен на памятнике?
Один из самых красивых и известных памятников конного спорта в мире посвящен российскому императору Петру I.
В 1833 году знаменитую поэму «Медный всадник» написал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, давший второе название памятнику Петру I на Сенатской площади.
Легенда вторая, каменная
Даже камень, на котором стоит памятник, имеет свое имя и свою историю. Громовой камень родился как обычный валун. Все изменилось после того, как газета «Санкт-Петербургские ведомости» объявила о поисках твердого камня. Ответивший ему фермер сказал, что такой камень существует. Однако он находится в восьми верстах (8,5 км) от города и весит 1600 тонн.
Чтобы доставить Камень Грома на площадь, были построены сложные механизмы. Первый с помощью рычагов поднял камень на площадку. Второй позволял транспортировать эту платформу по пазам, внутри которых находились металлические шарики.
Медный всадник. Фото: @bezrozovykh
Открытие памятник Петеру I
7 августа 1782 г., ровно в день столетнего юбилея восшествия на престол Петра I, было решено приурочить торжественное открытие памятника.
Открытие памятника императору Петру I.
На Сенатской площади собралось много горожан, присутствовали иностранные официальные лица и высокопоставленные соратники Ее Величества: все ждали прибытия императрицы Екатерины II для открытия памятника. Памятник был скрыт от глаз специальной льняной оградой. Для военного парада были построены гвардейские полки под командованием князя А.М. Голицына. Императрица в парадном платье прибыла на лодке по Неве, народ встретил ее овациями. Поднявшись на балкон здания Сената, императрица Екатерина II сделала знак, покрывало, прикрывавшее памятник, упало и перед восторженными людьми предстала фигура Петра Великого, восседающего на вздыбившейся лошади, победно протягивающего правую руку и смотрит далеко. Гвардейские полки прошли по набережной Невы под бой барабанов.
По случаю открытия памятника императрица издала манифест о прощении и пожизненном заключении приговоренных к смертной казни, были освобождены узники, которые более 10 лет томились в тюрьмах за государственные и частные долги.
С изображением памятника вручена серебряная медаль. Три экземпляра медали отлиты из золота. Екатерина II не забыла создателя памятника; своим указом князь Д.А. Голицын подарил великому скульптору в Париже золотые и серебряные медали.
Медный всадник стал свидетелем не только праздников и гуляний у его ног, но и трагических событий 14 (26) декабря 1825 года — восстания декабристов.
К 300-летию Санкт-Петербурга отреставрирован памятник Петру I.
Сегодня, как и прежде, это самый посещаемый памятник Петербурга. Медный всадник на площади Пьяцца-дель-Сенато часто становится центром городских праздников и фестивалей.
Скульптор Медного всадника Этьен Морис Фальконе
Фальконе очень ответственно подошел к созданию Медного всадника в Петербурге. Макет статуи был создан в 1768-1770 годах на территории бывшей летней резиденции императрицы Елизаветы. Прообразом коня для памятника послужили орловские рысаки Бриллиант и Каприз, которые считались украшением царских конюшен. По желанию скульптора была построена площадка, высота которой практически совпала с будущим постаментом. Один из конных офицеров подлетел к его краю и поставил лошадь на задние лапы, чтобы Фальконе мог набросать все особенности строения тела и мускулов лошади.
Голову императора вылепила Мария-Анна Колло, поскольку варианты ее наставника не были одобрены Екатериной II. На широко распахнутом лице Петра I отражались основные качества правителя: отвага, твердая воля, высокий интеллект, справедливость. За эту работу императрица наградила талантливую девушку членством в Императорской Академии художеств и пожизненной пенсией.
Конь, на котором сидит государь, топчет копытами змею, сделанную русским мастером Гордеевым.
После изготовления гипсовой модели Фальконе начал отливать статую, но столкнулся с рядом проблем:
- Из-за размеров памятника даже литейщики с хорошей репутацией отказались от литья, так как не могли гарантировать качество работ.
- Когда скульптор наконец нашел помощника, хайловского оружейника, подобрать правильный состав сплава оказалось очень сложно. Поскольку памятник имел всего 3 точки опоры, стены его фасада не должны были быть толще 1 см.
- Первая отливка скульптурной композиции в 1775 году не увенчалась успехом. Во время работы в мастерской лопнула труба, по которой потекла расплавленная бронза. Катастрофических последствий удалось избежать благодаря мужеству Хайлова, который заткнул дыру собственной одеждой и залил ее глиной. По этой причине через два года пришлось залить верхнюю часть памятника.
О происхождении постамента Медного всадника ходит много легенд. Он широко известен как Громовой камень. В альтернативных исторических теориях строительства Санкт-Петербурга он занимает ключевое место. Некоторые исследователи предполагают, что официальная версия, согласно которой Громовой камень был перенесен в город из окрестностей небольшого поселения Конная Лахта, была сфальсифицирована.
Однако исторические документы и свидетельства очевидцев, в том числе иностранного происхождения, опровергают гипотезу о том, что гигантский блок гранита для памятника Медному всаднику находился на территории Санкт-Петербурга до обработки. Любые попытки связать его с мифологической цивилизацией атлантов, которые были бы основателями города в этом месте, безосновательны. Технологии того времени позволили перевезти к месту памятника даже такую большую скалу.
Громовой камень весил более 1600 тонн, а его высота превышала 11 метров, поэтому его доставили к берегу Финского залива на специальной платформе. Он перемещался по 2 канавкам, расположенным строго параллельно друг другу. В них размещалось три десятка больших сфер из медного сплава. Перемещать платформу можно было только зимой, когда земля была морозной и лучше выдерживала большие нагрузки. Перенос этого естественного постамента на берег занял около шести месяцев, после чего он был доставлен по воде в Санкт-Петербург и состоялся на площади в 1770 году. Из-за сколов размеры Громового камня были значительно уменьшены.
спустя 12 лет после прибытия Фальконе в северную столицу его отношения с императрицей значительно ухудшились, поэтому он был вынужден покинуть страну. Работами по завершению статуи руководил Фельтен, и в 1782 году она была торжественно открыта.
Символы и легенды памятника
Фальконе изобразил Петра I в простой легкой одежде, без излишней роскоши, подобающей его статусу императора. Этим он стремился показать достоинство монарха как личности, а не великого полководца и победителя. Вместо седла лошадь покрыта шкурой животного, что символизирует приход в деревню Петром I просвещения и благ цивилизации.
Голова статуи увенчана лавровым венком, а к поясу прикреплен меч, что свидетельствует о готовности правителя защищать Родину в любое время. Скала обозначает трудности, которые Петру пришлось преодолеть во время своего правления. Постамент украшен надписью на русском и латинском языках, посвященной императрице Екатерине II ее великой предшественнице. В складках мантии скрыта еще одна надпись, свидетельствующая об отцовстве памятника. Вес памятника 8 тонн, высота 5 метров.
С Медным всадником связано немало легенд, одну из которых Пушкин отразил в одноименном стихотворении. По мнению некоторых из них:
- Предположительно, еще до установки скульптурной композиции призрак Петра I встретил будущего императора Павла I на том месте, где сейчас стоит памятник. Покойный монарх предупредил своего наследника о надвигающейся опасности.
- В 1812 году «Медный всадник» собирался эвакуировать, так как городу угрожали французы. Однако император явился майору Батурину во сне и сказал, что пока он остается на своем посту, Санкт-Петербургу ничего не угрожает.
- Некоторые считали, что памятник принадлежит самому Петру I, который решил прыгнуть на любимом коне на Неве с надписью «Все Бог и мое». Однако он растерялся и сказал: «Все мое и Бог», за что был наказан высшими силами и сразу же окаменел прямо на площади.
Контекст
Постамент представляет собой произведение не меньшей мощи, но уже выполненное природой. Он был найден у села Конная Лахта (ныне район Санкт-Петербурга), получивший прозвище Громовой камень. Яма, образовавшаяся после извлечения камней из земли, превратилась в пруд, существующий до сих пор.
Петровский пруд, возникший после снятия громового камня. (Pinterest)
Камень искали по объявлению, опубликовав в газете обращение к частным лицам.
Запрошенный образец — весом 2 тысячи тонн, длиной 13 м, высотой 8 м и шириной 6 м — нашел совхоз Семен Вишняков, который поставлял строительные камни в Санкт-Петербург. Согласно легенде, скала откололась от гранитной скалы после удара молнии, отсюда и название «камень грома».
Самым сложным было доставить камень на площадь Пьяцца дель Сенато: будущий постамент должен был преодолеть почти 8 км. Операция проходила всю зиму 1769/1770 года.
Камень доставили на берег Финского залива, где для его груза построили специальный причал. Специальное судно, построенное по уникальным проектам, было потоплено и поставлено на предварительно забитые шесты, после чего камень был перенесен с берега на корабль. Эту же операцию повторили в обратном порядке на площади Пьяцца дель Сенато. Весь Петербург, от мала до велика, следил за транспортом. Когда несли громовой камень, его разрезали, придавая ему «дикий» вид.
Действие машины для перевозки громовых камней. (Pinterest)
Вскоре после инсталляции вокруг памятника стали множиться городские легенды и страшилки.
По одной из них, пока на его месте стоит Медный всадник, городу нечего бояться. Он родился из мечты некоего майора во время Отечественной войны 1812 года. Воины передали кошмар Александру I, который только что отдал приказ убрать памятник Вологодской губернии — спасти его от приближения французский. Но после таких пророчеств заказ, конечно, отменили.
Павел I увидел бы призрак Медного всадника во время одной из вечерних прогулок. И произошло это еще до установки памятника. Сам будущий император рассказывал, что видел на площади Пьяцца дель Сенато призрак с лицом Петра, который объявил, что скоро они снова встретятся на том же месте. Через некоторое время памятник открыли.
История создания памятника Петру I в Санкт-Петербурге
История создания этого грандиозного памятника относится ко времени правления императрицы Екатерины II, считавшей себя продолжательницей и продолжательницей идей Петра Великого. Желая увековечить память царя-реформатора, Екатерина приказывает установить памятник Петру I. Будучи поклонницей европейских идей просвещения, отцами которых считались великие французские мыслители Дидро и Вольтер, императрица доверила им князя Александра Михайловича. Голицыну к совету по выбору способного скульптора поставить памятник Великому Петру. Метры рекомендовал скульптор Этьен-Морис Фальконе, с которым 6 сентября 1766 года был подписан контракт на создание конной статуи, за довольно небольшую сумму: 200 000 лир. Работать над памятником приехал Этьен-Морис Фальконе, которому на тот момент уже исполнилось пятьдесят, с семнадцатилетней молодой помощницей — Мари-Анн Колло.
Этьен-Морис Фальконе. Бюст Мари-Анн Колло.
Императрице Екатерине II памятник был представлен конной статуей, на которой Петр I должен был быть изображен в виде римского императора с жезлом в руке — это был общепринятый европейский канон, корни которого уходят в прославление Великой Отечественной войны правители Древнего Рима. Фальконе увидел другую статую: динамичную и монументальную, равную по своему внутреннему смыслу и пластическому решению гению человека, создавшего новую Россию.
Есть записи скульптора, где он написал: «Я ограничусь только статуей этого героя, которую я не интерпретирую ни как великий полководец, ни как победитель, хотя он был, конечно, обоими. Гораздо выше личность создателя, законодателя, благодетеля своей страны, и это то, что нужно показать народу. Мой король не держит жезла, он протягивает свою благотворную руку над землей, которую он окружает. Он поднимается на вершину горы скала, служащая пьедесталом, — это символ преодоленных ею трудностей».
Сегодня памятник «Медный всадник», который известен во всем мире как символ Санкт-Петербурга — император с протянутой рукой на вздыбленном коне на каменном постаменте, был для того времени абсолютно новаторским и не имел аналогов в мире. Мастеру пришлось немало потрудиться, чтобы убедить главного заказчика памятника, императрицу Екатерину II, в правильности и величии своего гениального решения.
Фальконе три года работал над моделью конной статуи, где главной проблемой мастера была пластическая интерпретация движения лошади. В мастерской скульптора была сооружена специальная площадка, с тем же углом наклона, который должен был быть у постамента «Медного всадника», всадники на лошадях поднимались вверх, ставя их на задние лапы. Фальконе внимательно наблюдал за движениями лошадей и делал их тщательные зарисовки. В этот период Фальконе выполнил множество скульптурных проектов и моделей статуи и нашел именно то пластическое решение, которое легло в основу памятника Петру I.
В феврале 1767 года в начале Невского проспекта, на месте временного Зимнего дворца, было построено здание для отливки Медного всадника».
В 1780 году модель памятника была завершена, и 19 мая скульптура была открыта для публики в течение двух недель. Мнения в Петербурге разделились: одни любили конную статую, другие критиковали будущий более знаменитый памятник Петру I (Медный всадник).
Интересен тот факт, что голову императора смоделировала ученица Фальконе Мари-Анн Колло, Екатерине II понравился ее вариант портрета Петра I, и императрица назначила молодому скульптору пожизненную пенсию в размере 10 000 лир.
У постамента Медного всадника отдельная история. По авторской задумке памятника Петру I постамент должен был представлять собой природную скалу в форме волны, которая символизировала выход к морю России под предводительством Петра Великого. Поиски каменного монолита начались сразу с началом работы над скульптурной моделью, а в 1768 году в районе Лахты была найдена гранитная скала.
известно, что об обнаружении гранитного монолита сообщил фермер Семен Григорьевич Вишняков. Согласно легенде, распространенной среди местного населения, однажды молния ударила в гранитную скалу, разбив ее, отсюда и название «Пьетра-дель-Туоно».
Для изучения пригодности камня для постамента в Лахту был направлен инженер граф де Ласкари, который предложил использовать для памятника массивный гранитный массив, а также сделал расчет транспортного плана. Идея заключалась в том, чтобы расчистить дорогу в лесу от места нахождения камня и переместить его в залив, а затем доставить по воде к месту установки.
26 сентября 1768 года начались подготовительные работы по перемещению скалы, для которых сначала была полностью раскопана и отделена сколотая часть, которая должна была служить постаментом для памятника Петру I (Медный всадник) в Санкт-Петербурге.
Весной 1769 года «Грозовой камень» с помощью рычагов установили на деревянной платформе и за все лето подготовили и укрепили дорогу; когда ударил мороз и земля замерзла, гранитный монолит начал двигаться в сторону бухты. Для этого было изобретено и изготовлено специальное инженерное устройство, представлявшее собой платформу, опирающуюся на тридцать металлических сфер, которые перемещались по рифленым деревянным рельсам, обклеенным медью.
Вид на Пьетра-дель-Туоно во время транспортировки в присутствии императрицы Екатерины II.
15 ноября 1769 г началось движение гранитного колосса. Во время движения скалы 48 мастеров вырезали ее, придав ей форму, задуманную для постамента. Руководил этими работами мастер по камню Джованни Джеронимо Руска. Ход блокады вызвал большой интерес, и люди приехали посмотреть на эту акцию из Санкт-Петербурга. 20 января 1770 года в Лахту приехала сама императрица Екатерина II и лично наблюдала за движением камня, который вместе с ней сдвинулся на 25 метров. Согласно его указу, транспортная операция по перемещению «громового камня» была отмечена медалью с надписью «Смелее. 20 января 1770 года». К 27 февраля гранитный монолит достиг побережья Финского залива, откуда должен был по воде отправиться в Санкт-Петербург.
На берегу на мелководье была построена специальная плотина, которая уходила в залив на девятьсот метров. Чтобы перемещать камень по воде, был построен большой плоскодонный корабль — инвалидная коляска, которую передвигали триста гребцов. 23 сентября 1770 года корабль пришвартовался на набережной у площади Пьяцца дель Сенато. 11 октября на площади Пьяцца дель Сенато был установлен постамент для Медного всадника.
Отливка самой статуи прошла с большими трудностями и неудачами. Из-за сложности работы многие мастера-литейщики отказывались отливать статую, а другие требовали слишком высокую цену за изготовление. В результате самому Этьену-Морису Фальконе пришлось изучить литейное производство и в 1774 году он начал отливать «Медного всадника». По технологии изготовления статуя должна быть полой изнутри. Вся сложность работы заключалась в том, что толщина стен спереди статуи должна была быть меньше толщины стен сзади. Согласно расчетам, более тяжелая задняя часть придавала статуе устойчивость, имеющую три точки опоры.
Только после второй отливки в июле 1777 года статую удалось изготовить; еще год шел до окончательной отделки. К этому моменту отношения между императрицей Екатериной II и Фальконе испортились, венценосный заказчик был недоволен задержкой с завершением работ над памятником. Чтобы завершить работы как можно быстрее, императрица наняла часовщика А. Сандотса в помощь часовщику, который занимался последним поиском поверхности памятника.
В 1778 году Этьен-Морис Фальконе покинул Россию, не ответив на благосклонность императрицы и не дожидаясь торжественного открытия самого главного творения своей жизни: памятника Петру I, который теперь весь мир известен как памятник «Медный всадник». »в Санкт-Петербурге. Этот памятник был последним творением мастера, он больше не создавал ни одной скульптуры.
Завершением всех работ над памятником руководил архитектор Ю.М. Фельтен — Постаменту был придан окончательный вид, после установки скульптуры под копытами лошади появилась скульптурная статуя змеи, спроектированная архитектором Ф. Г. Гордеевым.
Желая подчеркнуть свою приверженность петровским реформам, императрица Екатерина II приказала украсить постамент надписью: «Екатерина II Петру I».
Как добраться
«Медный всадник» расположен на Сенатской площади, недалеко от Адмиралтейской набережной в Санкт-Петербурге.
Остановка общественного транспорта «Бул. Конная гвардия» находится в 5 минутах ходьбы от памятника. Автобусов нет. 3, 22, 27, 71, 100 и линейные такси n. Здесь останавливаются К-169, К-306.
От ближайшей станции метро «Адмиралтейская» (линия 5 / фиолетовая линия) пешком около 10 минут. По пути можно зайти в Александровский сад.
Заказать такси можно через мобильные приложения: Яндекс. Такси, Максим, Убер, Gett.
Также вы можете арендовать автомобиль, дорога из аэропорта Пулково займет около 40 минут.
Легенда четвертая, шутливая
Много споров вызывает также то, что означает протянутая рука императора. По одной из версий, на нем указано место, где будет основан город. Другие считают, что этот мощный жест направлен против Швеции, давнего противника имперской России.
Однако в 19 году шутники придумали альтернативную трактовку. По ее словам, правая рука указывает в сторону Невы. И левый локоть пренебрежительно повернут в сторону Сената (в то время Верховного суда). В итоге жест императора означал, что лучше сразу утонуть в волнах Невы, чем подавать в суд на коррумпированный Сенат.
Медный всадник. Фото: @ imtheyoungestflexer1703
«Гром-камень»
Пока шла работа над статуей, в Санкт-Петербург был доставлен «громовой камень», на котором был установлен памятник. Камень был найден недалеко от села Конная Лахта. На данный момент это место — Петровский пруд, который образовался в результате затопления котлована, после добычи камня.
Транспортировка и установка «громового камня» заняли почти 5 месяцев; Зимнее время было выбрано специально для этой работы, чтобы земля не провалилась под большой нагрузкой. Огромный блок был доставлен на Сенатскую площадь кораблем 26 сентября (7 октября) 1770 года. После обработки «камень грома» значительно потерял в объеме.