- История возведения собора
- Усыпальница
- Царское моленное место
- Современный план Успенского собора
- Аристотель Фиораванти – архитектор Успенского собора Кремля
- Архитектурные стили и внешнее оформление
- Стенопись
- Закладка второго Успенского собора
- Строительство и разрушение второго Успенского собора
- Иконы
- Настоятели
- Фрески
- Место важнейших государственных событий
- Святыни Успенского собора
- Архитектура
- Строительство «белокаменного» Кремля
- Расписание богослужений
- Под сенью Успенского собора
- Знаменитые росписи
- Как добраться
- Решение о строительстве третьего Успенского собора
- Аристотель Фьораванти — строитель нового собора
- Успенский собор построен
История возведения собора
В 1326 году при Иване Калите в Кремле был заложен первый Успенский собор, скромная церковь с куполом. В 1337 году после сильного пожара Успенский собор перестал соответствовать новому статусу Москвы как столицы всея Руси. Князь Иван III и митрополит Филипп решили построить на месте старого великолепный собор, достойный стать духовным центром государства.
Весь мир строил новый собор: объявлен сбор средств. Бояре, купцы и прочие миряне собирали пожертвования, все монастыри облагались налогами. Русские архитекторы Кравцов и Мышкин построили собор до свода, но в мае 1474 года во время землетрясения почти возведенный собор обрушился.
Для строительства нового собора князь Иван III обратился к итальянским архитекторам. На приглашение откликнулся известный болонский архитектор и инженер Аристотеле Фиораванти.
На родине архитектор пользовался славой. Под его руководством впервые в мире за 2 дня колокольню высотой 24 метра перенесли на другое место, что помешало строительству административного здания. Муниципальный совет Болоньи, оценив заслуги мастера, назначил ему щедрое обеспечение на всю жизнь.
Комфортная жизнь архитектора была нарушена происками завистников: Фиораванти по доносу был брошен в тюрьму, лишен привилегий. Вскоре выяснилось, что обвинение было ложным, но оскорбление побудило Фиораванти принять приглашение русского царя, и архитектор навсегда покинул Италию.
Усыпальница
С 1326 г., когда в недостроенной церкви похоронили митрополита Петра, собор служил погребальной усыпальницей русских епископов.
В соборе 19 гробниц. С конца XVI века на могилах стали устанавливать кирпичные надгробия с белокаменными эпитафиями, а в начале XX века надгробия заключали в металлические ящики. Погребения святых священников выделены высокими занавесками — коридорами.
Мощи московских чудес Петра (+ 1326), Ионы (+ 1461), Филиппа (+ 1569) и Гермогена (+ 1612) покоятся в деревянных мощах, украшенных металлическими пластинами.
В соборной могиле захоронены 2:
Московские митрополиты
- Феогноста (+ 1353)
- Киприан (+ 1406)
- Фотий (+ 1431)
- Филипп I (+ 1473)
- Геронтий (+ 1489)
- Саймон (+ 1511)
- Макарио (+ 1563)
Патриархи московские
- Работа (+ 1607)
- Филарето (+ 1633)
- Иоасаф I (+ 1640)
- Джозеф (+ 1652)
- Иоасаф II (+ 1672)
- Питирим (+ 1673)
- Иоахим (+ 1690)
- Адриано (+ 1700)
Царское моленное место
Царское молельное место — мономаховый престол — был создан в 1551 году для первого русского царя Ивана Грозного. Его художники, вероятно, были новгородскими резчиками. Здесь представлены различные мотивы и техники резьбы, некогда популярные в России. У основания четыре круглые скульптуры, изображающие фантастических хищных птиц. Они несут квадратную конструкцию со сложными колоннами, балюстрадами, балюстрадами, увенчанные замысловатой занавеской с многочисленными кокошниками, розетками и вазами. В двенадцати барельефах на стенах проиллюстрировано «Сказание о князьях Владимирских», повествующее о принесении на Русь царских знаков отличия: чепцы, барм (парадный плащ) и другие мономаховские предметы.
Современный план Успенского собора
Современный план Успенского собора
- 1 — фрески Дионисия и его учеников;
- 2-5 — иконы «Георгий Победоносец», «Спаситель со светящимся оком», «Митрополит Петр с житием его», «Успение Богородицы»;
- 6 — место молитвы царя Ивана Грозного;
- 7 — витрина с древними иконами;
- 8-11 — мощевики московских святых Петра, Ионы, Филиппа и Гермогена.
Аристотель Фиораванти – архитектор Успенского собора Кремля
Летом 1745 г был заложен фундамент нового собора. Строительство храма поразило москвичей своей скоростью и новыми методами работы, никогда ранее не применявшимися в России. По заказу архитектора в Москве был построен первый кирпичный завод — для строительства понадобились кирпичи. Для надежности фундамента дубовые столбы вбивались в землю на глубину до 5 метров. Стены из 2-х кирпичей внутри укреплены металлическими лентами.
Стены пятиглавого белокаменного собора, перекрытые крестовыми сводами, сложены из тесаных каменных блоков. Шесть столбов в пространстве собора, своды и барабаны были устроены из кирпича, облицованного белым камнем. Для укрепления стен архитектор использовал железные столбы и прочную, как камень, известь.
При строительстве архитектор учел ошибки своих предшественников, все тщательно проверял и просчитывал. Храм, построенный 4 года спустя, поражал современников своими размерами и богатством внутреннего убранства.
Архитектурные стили и внешнее оформление
В творчестве архитектора Фиораванти чувствуется влияние византийского и романского, готического и древнерусского искусства. Здание, построенное из блоков, монолитно, как «цельный камень». Зал храма с шестью тонкими круглыми колоннами, широко расставленными, удивляет «величием и высотой, легкостью и простором».
Его удлиненная западная часть делает собор более просторным. Простор и обилие света — отличительные черты Успенского собора. Свет, льющийся из барабанных окон и круглых окон в стенах закомары, создает ощущение простора и праздника.
Фасад собора состоит из пилонов — столбов, окаймленных лопатками. По горизонтали здание разделено декоративным поясом из небольших колонн и арок, по вертикали — пилястрами с узкими окнами, создающими ощущение легкости конструкции. Собор венчают пять глав — символ Иисуса Христа и четыре евангелиста: Матфей, Лука, Марк и Иоанн. Центральная глава храма выше остальных и больше по размеру.
Стенопись
К росписи первого алтарного храма были привлечены лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля: изображения монахов-подвижников, выполненные в 1481 году коллективом великого иконописца Дионисия. Известны также алтарные композиции того же времени: «Семь спящих юношей Эфесских», «Сорок мучеников Себастьянов», «Поклонение волхвов» и другие. Затем Успенский собор был расписан в 1513-1515 годах. В 1642–1643 годах эта картина была сбита гипсом, убрав «переводы», и артель из 150 художников во главе с царскими иконописцами Иваном и Борисом Пайсеинами и Сидором Поспеевым завершила существующую фреску.
Архитектура и фрески храма создают образ пространства, где своды символизируют небо, несущееся колоннами собора. Как правило, на столбы кладут изображения мучеников, которые своей жизнью и мученичеством поддерживают Церковь так же, как когда-то столпы.
Роспись Успенского собора отличается продуманностью и четкостью конструкции. Главы содержат различные изображения Бога, верхние части стен заняты иллюстрациями из Евангелия, их расположение соответствует последовательности богослужений в течение года. Роспись второго порядка сверху на южной и северной стенах повествует о чудесном рождении Девы Марии и ее детстве. Следующую строку занимают изображения Акатиста в честь Богородицы, интересной особенностью картины является изображение семи Вселенских Соборов в нижних рядах стен. На западной стене храма традиционно находится огромная композиция Страшного суда. На круглых столбах написаны многочисленные фигуры мучеников.
Закладка второго Успенского собора
А как же Успенский собор? Во время крупного пожара в Кремле в 1470 году своды собора треснули, поэтому их пришлось поддерживать бревнами. Собор нуждался в ремонте.
Великий князь Иван III и глава Русской православной церкви митрополит Филипп I решили разобрать старую церковь и построить на ее месте новую.
На строительство нового собора потребовались огромные средства, поэтому на его строительство был объявлен сбор средств. Все монастыри облагались налогом. Бояре, купцы и прочие миряне собирали пожертвования. Строительство нового собора стало главной задачей в последние годы жизни митрополита Филиппа.
Над проектом собора работали псковские мастера Мышкин и Кривцов. За образец взят Успенский собор во Владимире. До нас дошли имена руководителей строительных работ: Владимир и Иван Ховрины, Василий Ермолин.
На месте разобранного собора была построена временная деревянная церковь, куда были перенесены иконы и реликвии собора. Церковь оказалась внутри строящегося собора, который был намного больше старого собора в этом районе. Именно в этой временной церкви великий князь Иван III женился на внучке последнего византийского императора Константина XI Палеолога Софии, будущей бабушке царя Ивана Грозного.
Итак, в апреле 1471 года состоялась торжественная служба с закладкой фундамента соборной церкви. Сам митрополит Филипп заложил первый камень в его фундамент. Но у него не было возможности увидеть свою любимую идею: 5 апреля 1473 года митрополит Филипп скончался, а 7 апреля он был похоронен в стенах строящегося собора.
Строительство и разрушение второго Успенского собора
Строительство ведется почти два года. Стены нового Успенского собора уже были возведены, но непредвиденное событие помешало осуществлению задуманного.
20 мая 1474 года в Москве произошло землетрясение. Это привело к разрушению недостроенного здания собора: стена сломалась, погнулась и упала. Скорее всего, причинами разрушения храма были просчеты в конструкции стен и свода собора, а также хрупкость связующего раствора.
Иконы
Главный иконостас находится перед западными воротами. Ансамбль, состоящий из 69 икон, был создан в 1653 году несколькими художниками из Костромы и Ярославля всего за 10 месяцев. Состоит из 5 строк. В верхнюю строчку предков входит не только изображение предков в полный рост со свитками, но и икона Святой Троицы. Пророческий уровень — 17 изображений. Праздничный ряд заполнен иконами, изображающими основные события из Нового Завета. Деисусный ряд включает изображения апостолов, икону с молитвой святых на Страшном суде, икону Спасителя Вседержителя. В нижнем ряду — «Спас золотое одеяние» и «Спаситель светлое око».
У южной стены находятся самые старые иконы, в том числе «Митрополит Петр с житием». Считается, что его написал Дионисио, последователь Андрея Рублева. В иконостасе на северной стене находятся иконы служителей Соловецкого монастыря. Они были введены в 1923 году. Самые известные изображения — «Достойный есть» и «Богоматерь Боголюбская с житием Зосимы и Савватия Соловецких».
Настоятели
- Василий Платонов (16 марта 1840 г. — 11 апреля 1856 г. 3)
….
- Димитрий Новский (1874 — 1878)
- Михаил Богословский (1879-9 января 1884)
- Николай Сергиевский (1884 — 1892)
- Николай Благоразумов (16 июля 1892 — ?)
- Николай Световидов-Платонов (? — 1897)
- Александр Ильинский (1897 — 1899)
- Владимир Марков (январь 1900 — 11 августа 1911)
- Николай Любимов (12 августа 1911-1918)
Фрески
Самые старые фрески не только Кремля, но и всей Москвы можно найти на алтарной стене Успенского собора. Эти изображения Диониджи и его артель писали в первые годы существования храма, построенного Фиорованти. Главные герои фресок — монахи-подвижники, получившие статус преподобных. От выцветания и разрушения изображения спасло то, что они долгое время были скрыты иконостасом и были обнаружены только в конце XIX века.
Фрески в центральной части собора созданы в середине 17 века. Они разделены на циклы: «Земная жизнь Богородицы», «Земная жизнь Христа», «Вселенские соборы», «Акатист», «Страшный суд». Также расписаны купола, столбы и своды. Пять глав собора служат 5 полотнами для различных изображений Бога, на столбах изображены 135 мучеников, почитаемых как «столпы церкви».
Место важнейших государственных событий
Под сводами Успенского собора прошли основные торжества: бракосочетание русских правителей с царством. Члены королевской семьи вошли через медные ворота, выполненные в технике сбора золота, на которых золотом было выгравировано 20 библейских изображений. Своды Успенского собора свидетельствуют о том, как сюда вошел рыдающий 16-летний Михаил Романов.
Молодой наследник боялся возложенной на него ответственности. После Смутного периода, периода кровавой междоусобицы и трусливых предательств, новому правителю пришлось сменить Россию. Царские свадебные церемонии стали грандиозным событием в жизни страны. В Успенском соборе был коронован 21 русский правитель.
Венчания королей проходили в Успенском соборе. Алексей Михайлович был первым из Романовых, кто крестил здесь детей. В июне 1744 года здесь приняла православие Екатерина II. Под сводами собора праздновали падение ордынского ига, покорение Казани, победу в Северной войне и над Турцией.
В 1812 году во время оккупации Москвы французы сняли с икон облачения и переплавили их, превратив их в 5,3 тонны серебра и 290 кг золота. Некоторые драгоценности были спасены, но большую их часть забрали французы. Выйдя из Кремля, Наполеон приказал взорвать Успенский собор, но зажженные запалы чудесным образом погасли из-за внезапного проливного дождя. 23 апреля 1814 года в Успенском соборе была исполнена «песнь хвалы Господу» в честь взятия Парижа и свержения Наполеона.
Здесь, в Успенском соборе, в 1903 году был зачитан акт об отлучении Льва Толстого от церкви. В марте 1918 года новое правительство изъяло из Успенского собора 65 серебряных пудов, а иконы отправили в Государственную Третьяковскую галерею. По легенде, зимой 1941 года, когда фашисты были под Москвой, Сталин приказал в Успенском соборе совершить тайную молитву, чтобы спасти страну от инопланетного вторжения.
С 1382 г в Успенском соборе хоронили митрополитов и патриархов, насчитывается 20 гробниц. Большинство захоронений находятся под полом и отмечены низкими прямоугольными памятниками с плоскими крышками. Традиция захоронения в Успенском соборе началась с захоронения здесь его основателя митрополита Петра.
На западной стороне похоронен последний патриарх петровской эпохи Адриан, «доверенное лицо царя». Надгробия патриархов в белокаменных плитах с высеченными эпитафиями. Рядом с патриархальными гробницами находится Гроба Господня, где хранится жезл митрополита Петра и Гвоздь Господень, которым Иисус Христос был прибит к кресту.
Святыни Успенского собора
В Успенском соборе хранятся великие святыни России:
- одеяние Господа — кусок одежды Иисуса Христа;
- истинный Гвоздь Господа, которым Спаситель был пригвожден к кресту;
- каменная частица с Голгофы, запятнанная кровью Господа;
- камень из могилы Богородицы;
- десница апостола Андрея первого званного;
- чудотворная икона Божией Матери «Владимирская», копия 1514 г;
- святые мощи святого Петра, предсказавшего освобождение от Орды;
- Чудотворная икона Божией Матери «Петровская».
Успенский собор является Патриаршим собором, но храм всегда открыт для посещения туристами. С 1991 года Успенский собор включен в Государственный историко-культурный музей-заповедник Московский Кремль. По благословению Патриарха в некоторые праздники совершаются богослужения. Церковь используется для особо торжественных церемоний: и архитектура, и убранство соответствуют праздникам.
Архитектура
Внешний вид Успенского собора удивляет отличием от традиционного для русских и византийских храмов крестово-купольного образца. В обычном варианте можно было наблюдать совмещение частей здания разного объема. Фасад Успенского собора состоит из яслей одинаковой ширины и высоты, заканчивающихся закомарными арками, которые создают ощущение солидности.
На уровне окон нижнего этажа находится «пояс» здания — архитектурно-столбчатый фриз. В отличие от других церквей, он не такой объемный и выразительный и прекрасно дополняет сдержанный стиль собора.
В композиции присутствует асимметрия, которую легко заметить при взгляде на храм с южного фасада. Главы собора, а также южные и северные ворота перенесены на восток. При этом размещенные с восточной стороны апсиды не такие объемные, как в византийской традиции, и покрыты решетками. Все вместе они усиливают впечатление массы, солидности, единства.
Строительство «белокаменного» Кремля
В 1337 году в Кремле произошел серьезный пожар, после которого князь Иван Данилович Калита в 1339 году приказал восстановить стены и башни Кремля. Теперь они стали дубовыми, оштукатурены известью и глиной. Стены изнутри укреплены камнем. Более того, периметр стен увеличился более чем втрое.
Крупные пожары, происходящие примерно раз в десять лет, безжалостно уничтожали Московский Кремль. Московский князь Дмитрий Донской в 1367 году приказал реконструировать новые стены и укрепления Кремля. Теперь они были построены из белого известняка. С тех пор Москву называют «белым камнем». Длина кремлевских стен стала еще больше и достигла 2000 м, что ненамного короче современной.
Апполинарий Васнецов. Москва белокаменная.
Расписание богослужений
Богослужения в Успенском соборе проходят в дни значимых религиозных праздников, например, в день Успения Пресвятой Богородицы. Вы можете получить доступ к услуге только по пригласительной карте. Дальнейшие вопросы можно уточнить на сайте Московского Патриархата.
Под сенью Успенского собора
Свой высокий статус собор сохранил даже после переноса столицы Российской империи в Санкт-Петербург в 18 веке.
Знаменитые росписи
Собор знаменит своими росписями, появившимися при Михаиле Романове в 17 веке. Из сводов и стен исходит золотой свет, который давал своего рода божественное одобрение процессу восхождения на престол королей.
Художника-иконописца Дионисия и его учеников пригласили расписать Успенский собор. 150 художников во главе с царскими мастерами создали циклы картин. На южном фасаде расположено изображение Владимирской Мадонны с архангелами Михаилом и Гавриилом.
Нижний уровень: 6 святых, митрополиты Московские и Ростовские. Здесь, под окном, нерукотворный образ Спасителя. Наверху стены иллюстрации Евангелия. На западной стороне — композиция «Страшный суд». На круглых столбах размещены многочисленные фигуры мучеников. На сводах и стенах храма размещено 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур.
На северной стороне размещены изображения Пафнутия Боровского, Исайи, Леонтия и Игнатия из Ростова, Сергея Радонежского. Над ними — композиция «Собор Апостолов» с изображением Христа, Богородицы, Иоанна Крестителя и 12 апостолов. В центре восточной стены изображена Троица Нового Завета: Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух в виде голубя. В подвалах — композиции на евангельские темы: «Введение Богородицы в храм». «Рождение Христа». Представление Господа».
В храме установлена серебряная люстра с цветными гирляндами весом 328 кг, отлитая в память о победе над Наполеоном. Также есть ажурная завеса для хранения церковных реликвий. В центре собора три креста, на которых изображены распятые разбойники и фигуры двух ангелов по обе стороны от Христа.
Как добраться
Чтобы посетить Успенский собор Московского Кремля, нужно купить билет в кассе музея-заповедника (находится в Александровском саду) или через Интернет — на официальном сайте музейного комплекса. Билеты доступны как для самостоятельного посещения, так и в составе экскурсии.
Добраться до Кремля можно на метро. Ближе восточный вестибюль станции Александровский сад (синяя линия). Попасть на нее можно, если приедете на станции «Библиотека им. Ленина» (красная), «Боровицкая» (серая), «Арбатская» (синяя). Лучше уже на метро, следуя указателям на станцию, на которую вы прибыли, до нужного атриума «Александровского сада». Также рядом станции «Площадь Революции» (синяя линия), «Театральная» (зеленая), «Охотный ряд» (красная).
Схема метро Москвы
Ближайшая автобусная остановка — метро «Библиотека имени Ленина». Автобусов нет. 144, m1, m2, m3, m6, m27, n2 (ночь), n11 (ночь) следуют перед ним).
Расписание автобусов по Москве
Также можно взять такси. Gett, Uber, Яндекс. Такси »,« Максим ». Вызвать машину по желаемому адресу можно через мобильное приложение выбранной транспортной компании.
Решение о строительстве третьего Успенского собора
Перед смертью митрополит Филипп поверил слову великого князя Ивана III, что не откажется от строительства собора и завершит его. Князь не мог не сдержать свое слово.
Жена князя Софии Палеолог, выросшая в Италии и впитавшая ее культуру, высоко ценила своего мужа за красоту итальянских соборов и дворцов. Брак с византийской принцессой позволил Ивану III считать себя и своих детей наследниками династии византийских императоров, а Москву — преемницей Византии.
Византийским двуглавым орлом, изображенным на гербе Российской Федерации, мы обязаны великому князю Ивану III. Как говорится: «Постановление обязывает» — и московский князь снова приступает к строительству великолепного собора.
Однако на этот раз он решил пригласить итальянского архитектора для завершения строительства. Знаменитый инженер и архитектор Аристотель Фиораванти откликнулся на приглашение принца и пообещал существенное вознаграждение.
Аристотель Фьораванти — строитель нового собора
Ранней весной 1475 года Фиораванти был уже в Москве. Здесь было решено полностью демонтировать разрушенный недостроенный собор и начать новое строительство. В этом вопросе не раздумывали, и летом фундамент нового собора был уже заложен.
Иван III не отказался от идеи построить собор по образцу Успенского собора во Владимире.
Успенский собор во Владимире
Москва стала столицей после Владимира, поэтому великий князь пытался доказать верховенство Москвы другим княжествам и установить преемственность от древней столицы.
Зимой 1476 года Аристотель Фиораванти отправился во Владимир, чтобы познакомиться с древнерусской архитектурой. Так родился новый проект Успенского собора, в котором наряду с характеристиками старинного Владимирского Успенского собора просматриваются черты архитектуры итальянского Возрождения.
Стены собора были построены из квадратных блоков из белого камня, а шесть столбов в пространстве собора, своды и основания пяти глав были кирпичными.
Для защиты стен Фиораванти использовал железные столбы, а не дубовые, как это было принято в России при строительстве соборов. При строительстве итальянский мастер использовал в качестве камня крепкую известь; применил механизацию труда, все тщательно проверил циркулем и линейкой.
Успенский собор построен
Храм был построен четыре года спустя. Южный и северный порталы были украшены арками и украшены росписями. Успенский собор поражал современников не только размерами, внутренним убранством храма, похожим на большой зал, но и богатством внутреннего убранства.
Иконостас Успенского собора Кремля
К празднику Успения Богородицы в 1479 году собор освятили. В 1481 году знаменитого иконописца Дионисио и его учеников пригласили расписать Успенский собор. Иконы и фрески Дионисия украшали иконостас, стены и своды алтаря. В Успенском соборе началась реставрация всего Московского Кремля.
Роспись Успенского собора
Внутреннее убранство Успенского собора Кремля