Ростральные колонны в Санкт-Петербурге: история создания и архитектурные особенности

Ростральные колонны Санкт-Петербурга

Ростральные колонны — удивительные архитектурные сооружения, украшающие стрелку Васильевского острова в Санкт-Петербурге. Их внешний вид — напоминание о древнеримских традициях, когда было принято украшать высокие колонны носами пораженных кораблей противника. Таким образом они стали символами морских побед.

Ростральные колонны — представляют великие реки России

Триумфальные постройки традиционно ассоциируются с мощью и силой города и государства. Эти качества воплощены в монументальных фигурах у подножия колонн — 2 мужских и 2 женских фигурах.

По распространенной версии, аллегорически они представляют великие реки России: к северной колонне — Волга и Днепр, к югу — Нева и Волхов. Однако тот же автор Томас де Томон писал:

основание каждой колонны украшено огромными фигурами, символизирующими божеств моря и торговли.

Материалом для скульптур послужил пудостный известняк, добытый в селе Пудост Гатчинского района. Хотя изначально Тома де Томон хотел отлить весь скульптурный комплекс из бронзы, однако из-за трудоемкости и дороговизны работы от этой идеи пришлось отказаться.

Ростральные колонны — олицетворение величия морского флота

Две ростральные колонны были возведены в 1810 году французским архитектором Жаном Франсуа Тома де Томон. Эти конструкции мастер украсил корабельными клювами. Ростральные колонны стали олицетворением мощи и величия военно-морского флота Российской Империи.

Кроме того, эти сооружения отсылают к древнеримскому обычаю украшать колонны трофеями, линиями разбитых кораблей противника.

Над проектом работал выдающийся каменотес Самсон Суханов из бедной крестьянской семьи Вологодской губернии.

У подножия колонн находятся статуи морских божеств, сделанные скульпторами Жозефом Камберленом и Жаком Тибо. Открытие состоялось в 1815 году.

Общее описание

При создании маяков де Томон использовал столбы дорического ордера, внешний вид которых определяется сдержанностью, строгостью и отсутствием основы. Ростральные колонны Петербурга сделаны из камня и достигают высоты 32 метра. Внутри винтовая лестница; на верхней платформе — металлический треножник, поддерживающий чашу светильника, как это делали в древних алтарях.

ростральные колонны в Санкт-Петербурге

Горящие фитили фонарей действовали как фары. Изначально это были смоляные факелы, потом пытались зажечь конопляное масло в жаровнях, но горячие брызги падали на головы прохожих. Электрические лампы были подключены к осветительной арматуре в 1896 году, но и от этого метода освещения отказались из-за большого потребления. Наконец, в 1957 году в кожухах светильников установили мощные газовые горелки.

С тех пор в праздничные дни на ростральных колоннах в Санкт-Петербурге зажигаются 7-метровые оранжевые факелы. В обычные дни это просто символы всемирно известной Северной столицы.

Как добраться

Несложно добраться до Стрелки Васильевского острова в Санкт-Петербурге, где расположены Ростральные колонны. Есть общественный транспорт и услуги такси.

На речном трамвае

В Санкт-Петербурге речные трамваи соединяют основные достопримечательности. Сесть в такой трамвай можно у любого причала. Чтобы попасть к Ростральным колоннам, нужно выйти на пристани, которая находится на Стрелке Васильевского острова.

На метро

Ближайшая станция метро к аттракциону — Адмиралтейская. Он находится в 1,1 км от Южной колонны, маршрут ведет через Дворцовый мост. Добраться до станции можно по фиолетовой линии M5.

На автобусе и троллейбусе

Рядом с Ростральными колоннами находится остановка «Биржевая площадь», до которой можно добраться на автобусе №2. 10, 191 и троллейбус № 7. В 185 метрах к юго-западу от южной колонны находится остановка «Университетская набережная». Автобусы n. 7, 24 и троллейбусы n. 1, 10, 11. Чуть дальше находится остановка Менделеевской линии, на которую принимаются автобусы №1. 47.

Все маршруты на портале общественного транспорта города

На такси

Вы также можете добраться до Ростральных колонн на такси. В Санкт-Петербурге огромное количество различных сервисов. Стоимость проезда будет зависеть от расстояния, времени суток, класса машины и других факторов. Самыми популярными службами такси являются Яндекс. Такси, Гетт, Максим.

Скульптуры и фигуры

Колонны украшены медными трибунами, обозначающими носы трофейных кораблей, наяд и якорей. У основания колонн две статуи, сделанные из камня Пудоста. Согласно одной из последних гипотез, они символизируют реки. Южную колонну украшают женская статуя с изображением Невы и мужская статуя, олицетворяющая Волхов. Мужчина держит в руке кувшин, из которого течет вода, а значит река.

У подножия северной скульптуры также есть две статуи: мужчина — символ Днепра и женщина — Волга. Мужчина также держит кувшин. И хотя многие придерживаются именно этой версии, сам архитектор утверждал, что скульптуры у подножия колонн символизировали богов моря и торговли.

Интересен факт, что три статуи созданы французом Тибо, а Днепр — антверпенским мастером. Несмотря на это, они выполнены в едином стиле. Кстати, по первоначальному замыслу они хотели быть чугунными, но в то время технологии литья были еще на слабом уровне развития, поэтому мастера для такой работы не было.

Архитектурные особенности Ростральных колонн

К основным деталям ансамбля ростральной колонны относятся:

  • Носы кораблей;
  • Фигуры у подножия колонн;
  • Сверху миски.

Отличительной чертой колонн является наличие носовой части кораблей, что символизирует мощь русского флота. Эти носы, по задумке автора, должны были быть чугунными. Конечно, учитывая вес и сложность конструкций, от этой идеи отказались, и украшения отлили из металла.

Ростральные колонны Петербурга

Невозможно не заметить огромные величественные скульптуры у подножия Ростральных колонн. По недавно сформированной версии, эти памятники символизируют 4 главные реки России: Неву, Волгу, Днепр и Волхов. Однако эта гипотеза не имеет документального подтверждения. По словам того же архитектора, эти фигуры олицетворяют богов моря и торговли. По первоначальной задумке автора, они тоже должны были быть чугунными, но в итоге был использован камень Пудост. Он назван в честь шахты в селе Большая Пудость, что недалеко от Гатчины.

На вершине колонн, высота которых достигает 32 метров, установлены чаши. Эти чаши наполнялись популярным в те времена конопляным маслом, которое при горении позволяло использовать колонны в качестве маяков. Однако здесь есть и неприятные моменты. Горящее масло разбрызгивалось и часто падало горячими каплями на головы проезжающих горожан.

С появлением электричества колонны обзавелись новым источником света, но так же быстро потеряли его. Причина в том, что удовольствие оказалось очень дорогим.

Ростральные колонны Петербурга

Уже в наше время, в середине ХХ века, колонны снабжались газом. Теперь они освещают самые большие и важные события города.

Внутри самих колонн есть винтовые лестницы, ведущие на смотровую площадку наверху. К сожалению, нет возможности подняться туда, потому что колонны закрыты из-за наличия внутри них газового оборудования. Поэтому любоваться ими можно только снаружи.

Фигуры у подножия и происхождение названия

По архитектурной концепции триумфальные скульптуры отождествляются с величием и мощью России. Сами статуи были творением французских скульпторов (Камберлена и Тибо).

ростральная колонна скульптура

Окончание скульптурных работ произошло в 1811 году, вскоре после завершения проекта колонн. Тот же автор архитектурного ансамбля заявил, что олицетворенные мужчины и женщины являются богами морей и торговли. Среди людей бытует мнение, что они символизируют русские реки, но пока это не получило научного подтверждения из-за отсутствия атрибутов, подтверждающих или опровергающих версию. Несмотря на это, гиды часто забавляют любопытство туристов рассказами о символике скульптур, олицетворяющих «Неву», «Волгу», «Днепр».

Ростральные колонны были созданы древнеримскими скульпторами. Почему так называются эти великолепные здания? В те времена триумфальные морские победы сопровождались дальнейшим возведением колонн, украшением которых становился нос побежденных кораблей.

Трезубцы или символические скульптуры, называемые трибунами, были установлены ниже ватерлинии. Впоследствии стали называть корабельные арки, а само определение перекочевало в название самих колонн.

Ростральные колонны — сегодня зажигают на торжества

Внутри каждой колонны есть винтовая лестница, ведущая на верхнюю смотровую площадку, где на металлической треноге установлена ​​огромная чаша-лампа.

Со времени постройки этих сооружений до 1896 года в чаши колонн заливали конопляное масло, в результате чего образовались 2 огромных огненных столба. Некоторые полагали, что ростральные колонны были скорее фонариками, чем маяками; они не были размещены на реках. Даже если они помогли кораблям добраться до порта.

В Санкт-Петербурге ростральные колонны в темноте ночи или тумане указывали путь, где должны были стыковаться корабли. Высота каждой колонны 32 метра. В 1896 г на колонны было подано электричество.

«Из-за большого расхода» такой способ освещения колонн давно не применяется. В целях экономии в 57-м году ХХ века в фонари подавали газ, а затем горящие 7-метровые факелы горели в мощных горелках. В наши дни ростральные колонны зажигаются в особо торжественных случаях, на главных праздниках города и страны.

Описание достопримечательности

Ростральные колонны в Санкт-Петербурге — это самонесущие конструкции, которые на самом деле выполнены в виде колонн, но украшены не барельефами и росписями, а скульптурами, изображающими носы кораблей.

Южная и северная колонны

Всего две колонны: южная и северная. Южный ориентирован на Большую Неву, а северный — на Малую.

Ствол каждой колонны украшают восемь корабельных клювов. Они расположены симметрично в четыре ряда. Более крупные клювы находятся в нижней части колонн. Носовые части кораблей, в зависимости от их положения, обращены к акватории Невы или к зданию биржи.

Колонны украшают восемь корабельных клювов

Каждая пара клювов украшена по-своему. На них можно увидеть морских коньков, рыбок, голову крокодила, воду, а стволы колонн украшены большими рельефными якорями.

Скульптуры у подножия колонн

Подножие каждой колонны украшено двумя скульптурами: мужчиной и женщиной. Тот же автор архитектурного сооружения заявил, что они олицетворяют божеств торговли и моря. Однако это заявление не помешало возникновению в народе различных легенд.

Скульптура мужчины

Некоторые считают, что это муж и жена — ветераны Васильевского острова, ставшие бессменными хранителями своей малой родины. Другие олицетворяют эти фигуры с русскими реками: Волга, Нева, Днепр и Волхв.

Материалом для скульптур был выбран известняк. Он быстро застывает на открытом воздухе и хорошо противостоит негативным факторам окружающей среды.

Женская скульптура

Интересный факт! Одна скульптура отличается от трех других более сложным силуэтом и ярко выраженной динамичностью. Это легко объяснимо. Одна фигура принадлежит Дж. Камберлену, а три других — Ф. Тибо. Каждый скульптор передал свое видение божеств.

Ростральные колонны внутри

Ростральные колонны внутри полые, и в каждой из них есть лестница, по которой можно подняться на вершину конструкции. Есть смотровая площадка с большой чашей на металлической треноге.

Раньше в эту миску наливали конопляное масло и поджигали. В результате колонны служили маяками для проходящих кораблей. В целях экономии, безопасности и простого удобства на объект теперь подведен газ, а вместо чаши используются горелки. Огромные фонари на Ростральных колоннах теперь зажигаются только по случаю самых важных и торжественных мероприятий.

Декоративное оформление

У подножия колонн установлены монументальные скульптуры. Две сидящие женские и две мужские фигуры символизируют 4 реки: Волхов, Днепр, Волгу и Неву. Статуи были созданы по моделям французских скульпторов Жака Тибо и Жозефа Камберлена, хорошо известных архитектору де Томону. Изначально он хотел, чтобы статуи были отлиты из бронзы. Однако никто не хотел браться за столь сложный проект.

В результате они были изготовлены из камня пудоста — мягкого и гибкого при обработке, но с одним недостатком: он очень легко разрушается. Со временем это стало достоинством скульптур. Хотя некоторые их части иногда крошатся, но именно это придает им некую древность.

ростральные колонны в Санкт-Петербурге

В создании триумфальных световых колонн принимал участие легендарный каменотес Самсон Суханов. Он вырезал из камня фигуры, сидящие у основания колонн. На тот момент Суханов сотрудничал с известнейшими архитекторами столицы, но затем обанкротился и скончался в полной темноте.

Колонны также украшены трибунами в память о том, как Петр Великий в течение 20 лет вел войну со Швецией за выход к Балтийскому морю. Ниже представлена ​​первая пара, скрепленная таким образом, что нос одного корабля обращен к бирже, а другой — к Неве. Эти клювы украшены фигурками крылатых русалок. Вторая пара расположена перпендикулярно первой и украшена морскими коньками, головой крокодила и рыбками. Третья пара украшена головой тритона, а четвертая, верхняя, украшена изображениями морских коньков.

С мыслью о торговле

Когда архитектор де Томон начал строительство острова, он поднял берег и выдвинул его вперед более чем на 100 метров. Таким образом была завершена вся архитектурная композиция. Однако французский архитектор преследовал не только эстетическую цель.

Его главной заботой было строительство удобного порта на Васильевском острове. По этой причине вся эта территория застроена чисто функциональными постройками: складскими помещениями, где хранились товары, таможней, Гостиным двором, биржей.

васильевский остров

В первой трети XIX века приход иностранных кораблей в порт был настоящим событием. На набережной, где стояли ростральные колонны, собралось огромное количество столичных жителей, разглядывающих заморские товары. Васильевский остров был местом всех торговых операций, пока порт не переместился на Гутуевский остров в 1885 году.

История создания Ростральных колонн

Работа над колоннами началась в 1805 году и была завершена только через 5 лет. Их проект разработал французский дизайнер и архитектор Жан-Франсуа Тома де Томон. Изначально он создал несколько эскизов. Размер объектов и их положение в них постоянно менялись, пока не был выбран лучший вариант.

19 век

Самсон Суханов также принял участие в работе, создав гранитный постамент для памятника Минину и Пожарскому в Москве. Мастера Королькова, Шапова и Васильева работали с элементами медных конструкций — клювами и якорями.

Что касается создания скульптур у подножия колонн, то совет Российской Академии художеств поручил группе скульпторов выполнить работы. Но они взяли слишком высокую цену. В результате Дж. Тибо и И. Камберлен работали над цифрами за гораздо меньшие деньги.

Ростральные колонны на фоне Зимнего дворца

Ростральные колонны уже отметили свое 200-летие и давно стали визитной карточкой Петербурга.

Ростральные колонны интересные факты и загадки

За время существования ростральных колонн накопились необычные факты и загадки:

  1. Каждая пара клювов на колоннах украшена особым образом: нижняя — фигурами наяд, следующая — головами крокодила и рыб, третья — головами водных лошадей, последняя — морскими коньками.
  2. Ростральные колонны выполнены в стиле классицизма.
  3. Работы по укладке кирпича и обработке гранитного фундамента вела бригада российских мастеров-каменщиков С.К. Суханов.
  4. Изначально Елизавета Петровна хотела поставить памятник Петру I на стрелке Васильевского острова.
  5. Последняя реставрация проводилась сотрудниками Эрмитажа и завершилась в 1999 году.
  6. Ростральные колонны Санкт-Петербурга печатаются на купюрах номиналом 50 рублей.
  7. Колонны нарушались дважды, оба в 2011 году. При втором взломе загорается факел.
  8. Колонки внесены в Единый государственный реестр памятников истории и культуры России.

В пазлах про ростральные колонны Санкт-Петербурга входит вопрос об их первоначальном назначении. Многие исследователи сомневаются, что колонны служили маяками. Еще одна загадка касается значения скульптур на ступенях колонн.

Чтобы найти дешевое жилье (отели, апартаменты, дома) в Санкт-Петербурге, рекомендуем воспользоваться сервисом Hotellook, где вы можете найти огромное количество вариантов размещения по разным ценам и с высокими рейтингами.

Реконструкции в разные годы

В годы Великой Отечественной войны и в последующие советские годы ростральные колонны сильно пострадали. Ущерб был причинен не только погодными, климатическими условиями и боевыми действиями, но и ремонтными работами.

Большинство из них было выполнено быстро и без соблюдения технологий. «Пятна» на колоннах были сделаны из другого материала, и разница была скрыта под слоем краски. В качестве усиливающих элементов использовались железные штифты, которые впоследствии были сильно повреждены влажным воздухом.

Первая значительная реконструкция была проведена в 1947-1948 годах. Затем заменили смотровые площадки, восстановили плохо отремонтированные скульптуры. Однако используемые технологии еще не были инновационными.

Элементы на столбцах

В 1998-1999 годах проделана более глубокая и качественная работа:

  • скульптуры были вымыты, удалены сажистые загрязнения;
  • в качестве арматурных стержней использовались корундовые керамические штифты;
  • скульптуры из известняка укреплены специальным раствором;
  • нанесенные на фигурки составы, защищающие их от биологических повреждений;
  • элементы удалены из чужеродных материалов;
  • отремонтировать недостающие детали из известняка.

На данный момент состояние ростральных колонн на Васильевском острове хорошее, в реставрации они не нуждаются.

Реставрации

Ростральные колонны Санкт-Петербурга за свою жизнь претерпели 3 крупных реставрации:

  • 1926-1928 гг.;
  • 1947-1949 гг.;
  • 1998–1999

Несмотря на все свои положительные качества, такие как мягкость и гибкость, камень Пудост — очень капризный минерал. Он слабый по сравнению с суровым климатом Петербурга с его влажностью и экстремальными температурами. При реставрации скульптур стопы в 20-е годы прошлого века были обнаружены многочисленные нарушения для сохранения памятника в хорошем состоянии. Скульптуры были грубо отремонтированы с применением различных подтеков и лепнины. И многие детали пришлось восстанавливать с использованием новых креплений и опор.

Ростральные колонны Петербурга

Во время Великой Отечественной войны памятник был значительно поврежден, некоторые детали были сколоты. Следовательно, колонны пришлось восстанавливать.

Последняя реставрация проводилась в конце 20 века. Для его реализации были вызваны лучшие мастера своего дела. Они проделали сложную и кропотливую работу по восстановлению колонн до прежних размеров.

Теперь ростральные колонны Петербурга снова радуют горожан своими красивыми очертаниями и участвуют в жизни города, ярко освещая самые важные дни. Lifehack 1. Передвигайтесь с комфортом и выгодно куда угодно. Билеты на поезд по лучшей цене — Поезд.ru и Туту.ру. Прокат авто в любом аэропорту или городе — Rentalcars. А если вы решили лететь самолетом (кстати, не дороже поезда и машины) — Aviasales Lifehack 2 — можно остановиться не только в отеле, но и в квартире.Скидки ищите в Hotellook. Забронируйте аренду на время отпуска на Суточно.ру Lifehack 3 — Не платите слишком много за экскурсии Выбирайте экскурсии онлайн у проверенных гидов по звонкам от Tripster. Lifehack 4 — Посещайте музеи и достопримечательности без очередей Покупайте билеты заранее онлайн на Musement и TicketNetwork и приходите с уже купленным билетом tag Архитектура Санкт-Петербурга

Интересные факты

Ростральные колонны Санкт-Петербурга являются частью архитектурного ансамбля, в который входит здание Биржи. Они были спроектированы и построены одновременно.

Высота каждой колонны 32 м, высота пламени в газовой горелке 7 м.

Сирена

В 2011 году южную колонну открыли незнакомцы, которые попытались проникнуть внутрь и зажечь горелку. К счастью, объект культурного наследия не пострадал.

Некоторые ученые сходятся во мнении, что ростральные колонны не могли служить маяками, так как они расположены на берегу реки, а не моря. Возможно, много лет назад, как и сейчас, их зажигали только в памятные даты.

Колонны Васильевского острова изображены на номинале 50 000 рублей в 1995 году и 50 рублей в 1997 году.

Ростральные колонны: адрес

Архитектурный комплекс с ростральными колоннами расположен в:
Санкт-Петербург, стрелка Васильевского острова

Добраться сюда можно:

  • От метро «Невский проспект» — автобус №2. 7 или троллейбус № 10, 11 в сторону Невы, до остановки «Биржевая площадь» 15 мин.
  • От метро «Адмиралтейская» — идти до Невского проспекта, повернуть налево через Дворцовый мост, 10 минут.

Внешний вид и описание

В качестве опор колонн использовались ступенчатые гранитные фундаменты. Именно на них найдены каменные и известняковые изваяния Пудоста, представленные мужскими и женскими фигурами. К другим конструктивным особенностям относятся:

что символизируют фигуры у подножия ростральных колонн

  • Гармоничное сочетание серого и терракотового тонов.
  • На вершинах колонн располагались заостренные элементы, имитирующие клювы (арки кораблей, ставшие своеобразным артефактом при потоплении кораблей противника во время морских сражений.
  • Носовые части кораблей расположены перпендикулярно друг другу в четырех порядках.
  • Между клювами расположены медные якоря, которые со временем приобрели зеленоватый оттенок.
  • Винтовые лестницы, расположенные внутри колонных конструкций, позволяют подняться на смотровые площадки.

Особое внимание стоит уделить смотровым площадкам, на которых можно разместить огромные шары, такую ​​форму когда-то имели чаши мангала, поддерживаемые металлическими треногами.

Раньше их заливали конопляным маслом, что позволяло освещать сигнальные огни, которые были видны с большого расстояния. Такой пожар мог долго гореть, создавая проблемы для проезжающих мимо горожан, так как горячие брызги постоянно обжигали их. В конце 19 века сюда подали электричество, свет заменили на мощные лампы. Для подсветки колонн сейчас применяется более дешевый вариант — газовые горелки.

Строительные работы

Работы начались в 1805 году под патронатом Совета Академии художеств во главе с русским архитектором А.Д. Захаровым. Согласно утвержденному проекту, на Неве был поднят уровень «Стрелки» для защиты побережья от наводнения. При этом «Стрелка» вошла в русло реки на 100 м и приобрела строго симметричную форму.

Ростральные колонны Петербурга располагались по обе стороны полукруглого спуска в сторону Невы, обрамляя небольшую площадь на Стрелке и своим величием подчеркивая важность здания Биржи. Колонны были открыты в 1810 году.

Высота построек составляла 32 метра, поэтому они были прекрасно видны с довольно большого расстояния.

Как активные маяки, каждая из колонн освещала путь кораблям, направляя их в сторону Невы и Малой Невки. Факелы горели ночью и в тумане, пока в 1885 году гавань не была удалена с острова.

фото ростральных колонн

Технология создания колонн

Томас де Томон намеревался использовать бронзу для скульптурных элементов, считая этот металл прочным и годным для государства на роль, отведенную колоннам. Но у мастеров того времени не было технологий, позволяющих реализовывать столь грандиозные проекты.

На смену бронзе был предложен пудостский известняк, месторождения которого находились у Стрелки. Этот минерал обладает ценным свойством для скульпторов: при добыче в карьере он очень мягкий и с ним легко работать простыми инструментами.

Только воздействие воздуха и солнца укрепляет камень, после чего он становится очень прочным.

фотография ростральных колонн

Но достоинства пудосийского известняка — это одновременно и недостаток, так как мастер не успевает проработать мелкие детали и передать структуру изображенных материалов.
Сами колонны выполнены из кирпича и покрыты штукатуркой.

 

Оцените статью
Блог про архитектурные сооружения