- Плотинка в Екатеринбурге: общая информация перед посещением
- Где находится плотинка в Екатеринбурге | Как добраться до места отдыха
- История плотинки
- История оживает
- Страницы истории и малоизвестные факты
- Как добраться
- Об отношениях с рекой
- Обзор исторического сквера – достопримечательности
- Музей на плотинке
- Водонапорная башня
- Ремонт и реконструкция плотины
Плотинка в Екатеринбурге: общая информация перед посещением
Если вы спросите любого горожанина о его любимом месте отдыха в Екатеринбурге — «городском пруду и плотине», то, скорее всего, он ответит. Я не отделяю себя от среднестатистического екатеринбурга и полностью согласен с этим выбором.
А если вы турист и хотите посетить дамбу, то информация о том, как туда добраться, будет полезна — о ней я расскажу ниже, а также познакомлю с историей этого фантастического места.
Где находится плотинка в Екатеринбурге | Как добраться до места отдыха
Прогуливаясь по городу, мне неоднократно задавали вопрос: «А где в Екатеринбурге плотина?». И с удовольствием рассказала гостям города, как добраться до этой достопримечательности.
Теперь хочу начать свой рассказ с того, что это живописное место находится прямо в центре города, где река Исеть, протекающая через Екатеринбург, образовала городской пруд.
Всю набережную городского пруда в районе плотины условно можно разделить на две части: первая — историческая площадь (ее верхняя и нижняя площадки расположены за плотиной), вторая — акватория городского пруда с озером правый и левый берег реки Исеть.
Как и в любом другом мегаполисе, в центре Екатеринбурга много остановок общественного транспорта, поэтому добраться до знаменитого места отдыха можно из любой точки города.
Трамвайные маршруты 2, 6, 13, 15, 18, 26, 27 проходят через остановку «Площадь 1905 года», от которой можно дойти пешком до плотины — километровая прогулка летом будет просто удовольствием.
Если вы планируете тратить меньше времени на прогулки, то вам нужно выйти на остановке Karl Liebknecht, и через 300 метров вы окажетесь на месте.
Троллейбусный вариант тоже неплох: 7, 17, 3, 1, 9, 15, 18, 11, 5, 6, 20 позволяют передвигаться по мегаполису. В зависимости от выбранного маршрута необходимо выходить на остановках: «Hotel Centrale», «Teatro della Commedia Musicale», «Площадь 1905 года», «пр. Ленина», «Collegio Polzunov», «ул. Горького». — В любом случае вы прогуляетесь в пределах 500 метров.
Кроме того, изрядное количество автобусов отправляется на историческую площадь, которая на маршруте совпадает с движением троллейбусов и трамваев. Судите сами: 23, 27, 50, 54, 018, 48, 052, 030, 64, 054, 039, 57, 57a, 21, 61, 28, 32, 0150, 13, 20, 25, 13a, 15, 056, 035, 46, 011, 012, 014, 016, 019, 024, 045, 021, 077…
Больше всего мне нравится вариант метро: выходите из метро, выходите на площади 1905 года и вы почти на месте — быстро и комфортно! Правда, вечером вы можете не успеть к последнему электричку, но это не недостаток, так как другие виды общественного транспорта также не работают в течение суток, за исключением, конечно, такси.
История плотинки
Прежде чем прогуляться по достопримечательностям города, коснемся истории и фактов Екатеринбургской плотины. Ранней весной 1723 года указом Петра Великого было положено начало строительству чугунолитейного завода на Уральской реке Исеть.
Завод нуждался в энергии для работы. Плотина, строительство которой положило начало становлению города Екатеринбурга, могла поставлять ее в больших количествах для активации механизмов завода.
Как известно, лиственница — лучший древесный материал, не гниющий в воде. Именно лиственница вместе с глиной послужила основным материалом для плотины и впоследствии оправдала свое использование.
Интересный исторический факт: в списках строителей плотины значился пастух, который завел стадо овец в строящееся здание, а звери копытами проводили уплотнение глины. Об этом могли подумать только наши мастера!
В основном были созданы каналы и шлюзы для воды, а также мосты для пешеходов, заработала дамба, которая заставила воду перетекать из пруда на насыпные колеса. Механизмы завода заработали, город начал свою жизнь.
Со временем территория вокруг плотины улучшилась, постепенно окаменев. В 1751 году дамба была завершена с верхней и нижней сторонами из щебня. В будущем с появлением новых материалов и технологий в конструкцию были внесены многочисленные улучшения.
Последняя реконструкция была проведена в 1962 году, она сохранила нынешнее состояние плотины и набережной. Участок расширился, появились новые железобетонные столбы и каменные заборы. Не изменилось только тело плотины из лиственницы, глины и гранита в кладке над каналами. Вот как они строили: можно позавидовать.
История оживает
В 1973 году к 250-летию Свердловска (тогдашнего Екатеринбурга) на территории бывшего завода был создан музейно-мемориальный комплекс «Исторический сквер».
Он включает в себя памятники завода и расположен в историческом центре города. На сохранившейся фабрике находится Музей архитектуры и дизайна. Экспонаты включают станки 17-18 веков, несколько паровых машин и молотов.
Отдельно можно полюбоваться скалами, из которых добывали железную руду. Интересно узнать об истории кузнеца и лично поучаствовать в изготовлении монет, пройдя мастер-класс прямо в музее.
Здесь же можно увидеть 300-летнюю водонапорную башню. При строительстве использовались гранитные и деревянные балки. Конструкция сохранилась до наших дней в том виде, в котором она была спроектирована.
Художественная галерея поражает разнообразием и богатством произведений искусства местных художников и мастеров.
Страницы истории и малоизвестные факты
Уникальный инженерный объект, который жители ласково называют «Плотинка», построен на самой длинной реке Урал. Протекает по территории трех областей: Курганской, Тюменской, Свердловской. Река получила название Исеть, что в переводе с финского означает «богатая рыбой». Такое название ему дали вогумеки, жители восточного склона Северного Урала.
Река Исеть — главный водный путь в уральскую столицу Екатеринбург. Город был основан в ноябре 1723 года. Петр Великий приказал перестроить металлургический завод в долине реки Исеть, что потребовало строительства дамбы для нормального функционирования.
В строительстве принимал активное участие русский военный инженер Виде Геннин. Строительство началось весной 1723 года. Тогда же начали возводить крепость для защиты будущего завода от набегов башкир, на землях которых он был построен.
Плотина представляет собой насыпь небольшой длины, но значительной ширины. Именно с этого места началось строительство всего города. Для строительства использовали редкие породы уральской лиственницы, не боящейся влаги, и гранит. Построено на совесть.
В этом убедились проектировщики пешеходного перехода, заложенного в 1998 году к 275-летию основания города. Все конструкции плотин, прослужившие почти 300 лет, оказались в отличном состоянии.
Со строительством плотины образовался пруд, названный Муниципалитетом. Сама она стала мостом, соединяющим пруд и реку. Сейчас плотина выполняет только декоративную функцию.
Как добраться
Добраться до «плотины» можно на общественном транспорте:
- Автобусы 011, 012, 013, 013а, 014, 016, 018, 19, 019, 23, 024, 030, 32, 46, 50, 54, 054, 57, 57а;
- Трамвай 2, 6, 13, 15, 18, 23, 26;
- Метро «Площадь 1905 года».
Об отношениях с рекой
Я вырос в небольшом поселке в двадцати минутах от Химмаша, пригорода Екатеринбурга — Большого Истока. Исеть наносит ему удар; точнее, сама деревня возникла и простиралась по обоим берегам реки, а центром была построенная на дне мельница. В 1990-е годы отчаявшийся клуб под названием «Мельница» действовал в старом кирпичном здании, а река, пропитанная промышленными отходами, никогда не замерзала. Экологическая катастрофа, как и разруха вокруг нее, тоже была частью обычной картины: в какой-то февраль, возвращаясь из школы, я долго стоял на мосту через бурную реку и смотрел на радужные пятна мазута покрывающий всю поверхность воды. Течение разбивало их на бесконечные фракталы, а растения у берегов были измазаны маслянистой черной грязью, которую нельзя было смыть до конца.
Детство под Исетью отличалось от рассказов в книгах, где советские дети бесконечно ходили купаться в реке. Каждый ребенок в Истоке знал, что выше по течению, в Екатеринбурге, завод сбрасывает мазут в воду, поэтому к реке лучше не ходить. В Исети была рыба, но даже кошки отказались есть пойманный рыбаками чебак. Несколько раз весной берега реки были густо усыпаны мертвыми рыбами — они умирали от недостатка кислорода, и вода выбрасывала их на берег. Запах был невероятный.
Мазут исчез с поверхности реки пятнадцать лет назад, когда безжалостность окружающей среды вышла из моды и перестала считаться нормой. Кошки до сих пор не едят исетскую рыбу, да и вода зимой не замерзает — по этой причине в холодную погоду деревня находится в утреннем движении: река поднимается так, что в сумерках и в тумане невозможно увидеть доску из ближайшей машины. Пятнадцать лет — копейка для реки, но за это время можно (и, похоже, это сработало) выработать новое отношение к ней. Сплав по Исети стал для меня новым этапом в этих отношениях, как попытка сближения.
Обзор исторического сквера – достопримечательности
Историческая площадь расположена на уровне воды городского пруда в Ленинском районе, занимает пространство между улицей Малышева и проспектом Ленина и граничит с востока и запада с улицами Горького и Воеводина. Он был создан в 1973 году в честь 250-летия города на месте металлургического завода, родоначальника Екатеринбурга.
Значительная часть зданий бывшего завода была снесена после реконструкции, которая проводилась с 1954 по 1973 год, но некоторые постройки сохранились для истории Екатеринбургской плотины и преобразованы в различные музеи.
Музей на плотинке
Если вы спуститесь по одной из широких лестниц к памятнику, вам откроются музеи древних технологий. Все устройства и механизмы — уникальные экспонаты, расположенные под открытым небом. Здесь есть ряд музеев:
- Уральский музей природы.
- Уральский музей архитектуры и промышленных технологий.
- Музей исскуства.
Помимо техники здесь можно увидеть ворота, заборы, решетки, памятники и барельефы — здесь есть на что посмотреть как самостоятельно, так и с гидом. В этой статье я не буду подробно останавливаться на каждом из экспонатов — оставим эту тему для отдельного разговора…
Водонапорная башня
Верхняя часть исторической площади находится на стороне проспекта Ленина (бывший Главный проспект) по ровной стороне улиц, и именно здесь, на левом берегу реки Исеть, находится одно из старейших построек Екатеринбурга расположен — водонапорная башня на плотине.
В настоящее время он служит музейным экспонатом, и проворные туристы с удовольствием его посещают, а вместе с ним и музей, кафе и сувенирный магазин, которые находятся внутри. Официальный адрес водонапорной башни на плотине: г. Екатеринбург, ул. Горького, 4В.
Екатеринбургский музей на плотине в башне открыт с 10:30 до 18:30 еженедельно, кроме понедельника и вторника. Кафе принимает посетителей семь дней в неделю с 9 до 22 часов.
Для групп жителей и гостей города организуются экскурсии по Водонапорной башне. Стоимость экскурсии для группы от 5 человек (минимальное количество) — 500 рублей. Всех участников познакомят не только с башней, но и с исторической площадью.
Если численность группы превышает 15 человек, одна подгруппа осматривает башню, а другая — площадь. Полный билет стоит 100 рублей, льготный — 50 рублей с посетителя. Зарегистрироваться и уточнить информацию можно по телефону + 7-992-018-6264.
Если у вас закончился телефон или вы хотите согреться чашкой горячего напитка, кофейня в башне всегда к вашим услугам. Большой выбор сувениров с символикой города.
Ремонт и реконструкция плотины
Постепенно внешний вид плотины изменился. Строение монументальное. При строительстве использовался крупнозернистый камень, но это не помешало постройке органично вписаться в городской ландшафт.
Первоначальная длина плотины составляла 209 метров при ширине 4,2 метра и высоте 6,5 метра, со временем ее расширили и оборудовали.
Сверху с вершины постамента на плотину смотрят основатели города Татищев и де Генин. Подпорная стена была покрыта барельефами, по краям размещены скульптуры, что стало символом мастерства уральских мастеров. Среди них — бюст автора уральских сказок П.П. Базова.
В 1998 году дамба была усилена железобетонными перекрытиями. Верх был преобразован в квадрат.
Возле моста через Исеть установлен огромный родонитовый камень. Он раздавил свернутый свиток, который указывает дату первого камня исторической городской площади, который был заложен здесь на месте бывшего металлургического завода.