Пантеон Рим — древний купольный храм всех богов: история римского пантеона, кто похоронен и интересные факты

Содержание
  1. Пантеон коротко в вопросах и ответах
  2. Удивительная гармония форм
  3. Пьяцца делла Ротонда, фонтан и обелиск
  4. Еще один странный факт
  5. История
  6. Пантеон богов во времена Античности
  7. Храм в период Средневековья
  8. Настоящее время
  9. Происхождение названия «Пантеон»
  10. Купол Пантеона и его космологический дизайн
  11. Архитектура
  12. Портик – входная колоннада
  13. Око Пантеона
  14. Купол
  15. Купол Пантеона и Окулус
  16. Символизм римского Пантеона по Моммзену
  17. Где остановиться – отель Pantheon
  18. 3. Самый большой неармированный бетонный купол в мире
  19. Интерьер
  20. Захоронения в Пантеоне
  21. Рядом с Пантеоном
  22. Внутреннее убранство
  23. Здания, созданные вдохновителями Пантеона
  24. Дресс-код
  25. Интересные факты
  26. Культурная революция Пантеона
  27. 6. Римский Пантеон – христианская церковь
  28. Время работы храма
  29. Архитектурный шедевр Рима
  30. Колонны Пантеона
  31. Ротонда и купол
  32. Око Пантеона
  33. Где находится
  34. Пантеон на карте Рима
  35. Как добраться
  36. Время работы

Пантеон коротко в вопросах и ответах

  1. Что такое Пантеон в Древнем Риме? Храм Богов Древнего Рима — языческое место поклонения богам.
  2. Кто построил Пантеон? Строительство главного здания храма, возведенного после двух пожаров, велось под руководством императора Адриана в 126 году.
  3. Что написано на фронтоне Пантеона? Надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA LF COS TERTIVM FECIT »-« Марко Агриппа, сын Лучио, избран консулом в третий раз».
  4. Насколько высок Пантеон? Высота древнего памятника составляет 43,3 метра.
  5. Сколько лет Пантеону? На 2020 год Пантеон 1894 года.
  6. Кто похоронен в Пантеоне? В храме похоронены известные люди: Рафаэль Санти, Аннибале Карраччи, Арканджело Корелли, Бальдассарре Перуцци, два итальянских короля: Витторио Эмануэле II и Умберто I и королева Умберто (Савойя) Маргарита.

(Источник — Skyview Productions).

Удивительная гармония форм

Интерьер Пантеона имеет форму цилиндра, высота которого равна радиусу сферы купола и составляет 43,3 метра. Внутри нет окон, кроме загадочной дыры в центре купола, также известной как Окулус!

Рисунок или схема Пантеона в Риме
Рисунок для иллюстрации гармонии форм

Окулус — очень специфический архитектурный элемент; такого окна в потолке я больше нигде не видел. Естественно, через него в комнату проникают свет и дождь. Пол сделан таким образом, что дождевая вода сливается в специальное отверстие. Очевидно, что при первоначальном строительстве лучу света, проникающему внутрь по окружности, отводилась значительная роль.

В Нишах, расположенных по кругу храма, было 7 статуй римских богов, однако соотносимых с 7 планетами древности (Солнце, Луна, Венера, Сатурн, Юпитер, Меркурий и Марс). Луч света в течение дня только опоясал половину круга и поочередно освещал статуи дневных богов. Можно сказать, что Пантеон был древней обсерваторией и храмом одновременно.

Эффект свечения можно увидеть 21 апреля, когда полуденное солнце падает на металлическую решетку над дверью. Римляне отмечали 21 апреля, день основания города. В этот день сам император стоял у входа в Пантеон, окруженный светом, исходящим изнутри. Этот свет ставил императора на один уровень с богами, обитателями Пантеона.

Пьяцца делла Ротонда, фонтан и обелиск

Фонтан в Пантеоне, Пьяцца делла Ротонда, Рим

Рим — город площадей и фонтанов, и хотя Пантеон является главной достопримечательностью площади Пьяцца делла Ротонда, осью площади остается фонтан, оформленный в стиле барокко, а для пышности — древнеегипетский обелиск времен Рамзеса II на нем возведен. Этот фараон правил в 1279–1213 годах до нашей эры. В тот момент, на минуту Вавилон сиял и сиял, а Ниневия еще не была основана, Афины были отдаленной рыбацкой деревней, а Троя не была разрушена. Этот обелиск примерно на полтысячелетия старше Ромула и Рема!

На этой площади есть еще одно интересное место. Это кафе-мороженое, то есть кафе-мороженое. Здесь продают вкуснейшие шарики мороженого на любой вкус и цвет. Я думал, что этот магазин мороженого только нам нравится, но, прочитав отзывы других туристов, с удивлением узнал, что он очень популярен. Думаю, это связано с прекрасным видом на Пантеон.

Еще один странный факт

В 609 году Пантеон стал первым языческим храмом, преобразованным в церковь, и таким образом был спасен от разрушения в средние века. Здесь я хотел бы задать вопрос: «Первый из храмов какой серии? Кто в те далекие времена вел такую ​​статистику и как она сохранилась до наших дней? «Сегодня это церковь Санта-Мария-э-дей-Мартири.

История

Пантеон богов во времена Античности

По легенде, начало строительства храма относится ко времени правления императора Октавиана Августа — 27 г до н.э.

Здание возведено под руководством зятя императора, известного римского военного и политического деятеля Марко Агриппы).

Величественное прямоугольное здание служило языческим храмом для поклонения древнеримским богам. Внутри Пантеона в нишах стояли статуи семи главных божеств: Солнца, Луны, Венеры, Сатурна, Юпитера, Меркурия и Марса.

Чтобы умилостивить богов, были организованы обряды и церемонии, одним из которых было принесение в жертву животных, которых выбрасывали из дыры в куполе, называемой «окулус).

Согласно легенде, на месте строительства 716 года нашей эры произошло вознесение на небо одного из легендарных близнецов-основателей Рима — Ромула.

После сильных пожаров в 80 и 110 годах нашей эры культовый центр был разрушен, сохранились только детали стен.

В 114 г возведением нового здания руководил император Траян.

Завершенный императором Адрианом в 126 году нашей эры, он использовал сохранившуюся оригинальную надпись на главном фасаде, которая гласит:

«M. AGRIPPA LF COS TERTIVM FECIT», что означает — «Это сделал Марко Агриппа, сын Люцио, избранный консулом в третий раз».

Адриану пришла в голову идея купольной ротонды с большим проемом для освещения:

«Я намерен сделать так, чтобы Храм всех богов представлял собой подобие земли и планетарных сфер. А солнечный диск воспринимался как золотой щит. Проливной дождь создаст лужу чистой воды на полу под окулусом, испаряющуюся под нашими молитвами, как дым в пустоте, в которой мы займем место богов».

Создателем проекта эффектного сферического здания является инженер и архитектор Аполлодор Дамаск.

Строительство велось при жизни Адриана, последующие работы над храмом проводил его преемник, император Антонин Пий.

До провозглашения христианства доминирующей религией Пантеон богов Древнего Рима не претерпел существенных изменений.

В начале 4 века, после подписания императорами указа о свободе христианской религии, языческий храм был закрыт.

Согласно гипотезе, в эти временные периоды сооружение хорошо сохранилось благодаря вере людей в присутствие внутри злых духов.

Пантеон в древности - иллюстрация
Пантеон в древности.

Храм в период Средневековья

В 609 году византийский император Фокас передал владение храмом Папе Бонифацию IV, который перевез останки многих христианских мучеников из римских катакомб на 28 колесницах и освятил это место.

13 мая того же года Римский Пантеон получил статус христианского храма, посвященного Пресвятой Деве Марии и мученикам (Santa Maria ad Martyres).

В средние века большая часть построек была разграблена и разрушена, Пантеон не стал исключением.

Священный центр города с мощными стенами служил оборонительной крепостью в 14-16 веках.

Изменения древнего городища в эпоху Возрождения:

  1. Отделочный мрамор здания был частично удален, и некоторые из колонн сейчас хранятся в Британском музее в Лондоне.
  2. Изначально купол был покрыт тонкими золотыми пластинами, которые были украдены и увезены. В VIII веке папа Григорий III установил свинцовый купол.
  3. В начале 17 века по указанию Папы Урбана VIII Барберини бронзовые статуи были сняты с фронтона здания и объединены для создания декоративных элементов базилики Святого Петра. Джованни Лоренцо Бернини под руководством понтифика установил башни-близнецы с колокольнями (так называемые «ослиные уши Бернини»). Колокольни были разрушены в 1883 году.
  4. Статуи, которые когда-то украшали фронтон над надписью Агриппы, были украдены и утеряны.
  5. В 15 веке интерьер церкви украшали картины выдающихся мастеров, одно из самых известных произведений — Благовещение Мелоццо да Форли.

Многие художники эпохи Возрождения использовали красоту Пантеона как вдохновение для своих работ.Храм всех богов в средние века.

Настоящее время

Сегодня Пантеон — это действующая католическая церковь, которая принимает верующих со всего мира. Здесь проходят богослужения, требующие от посетителей тишины.

Внутри церкви есть алтарь, кресты, статуи святых и ангелов. На стенах фрески и иконы.

В священном месте проходят загадочные свадебные церемонии для молодых людей.

Действующая церковь - фото
Церковь в это время.

Происхождение названия «Пантеон»

Название происходит от древнегреческого слова «Πάνθειον», что буквально означает «относящийся ко всем богам или относящийся ко всем богам».

Римский сенатор Кассий Дион в своих заметках упоминает происхождение названия здания: некую связь со статуями богов, расположенных вокруг него, сравнивая купол с небом.

Утверждения других ученых и историков основаны на мнении, что слово «Пантеон» не относится к группе богов, но применимо к отдельным божествам. Часть «θεῖος» (theios) они переводят как нечто «сверхъестественное» и «красивое».

Пантеон - архитектурное чудо света - фото
Пантеон — архитектурное чудо света.

Купол Пантеона и его космологический дизайн

Купол Пантеона остается самым большим неармированным куполом в мире и непревзойденной архитектурной жемчужиной! Ярким аспектом сводчатого пространства является «глаз» или «окулус», единственный источник света в здании.

Пантеон в Риме. Луч в куполе Пантеона.jpg
Столб света из глаз открывает путь в вечность. Фото: Владимир Шеляпин — Собственная работа, CC BY-SA 3.0, Ссылка

Во II веке философские идеи Платона быстро приобрели популярность:

  • Один (латинское panthevm, древнегреческое ον читается как пантеон) является основой всего сущего;
  • это источник всего: всех идей, вещей, явлений, свойств и, в то же время, ничего.
  • Вселенная имеет форму шара, потому что шар содержит все другие формы и идеи.

«У этого сферического тела есть душа; она живет в центре этого; оттуда его действия распространяются по всему телу; он производит все движения во вселенной, это причина порядка во вселенной, источник всей космической жизни; Действия души вселенной проявляются прежде всего в движении звездного неба и планет. Платон говорит, что душа вселенной находится между чистым разумом (духом) и материальными существами; содержит все элементы чисел и размеров; это хранилище математических законов, которые проявляются в гармоничном движении космоса ». (Источник: Платон о Вселенной)

Идеи Платона объясняют космологическую функцию не только купола с проемом, но и всего здания. Отсюда и его название (от Кассия Дион).

Поток света в воздухе через глаз открывает путь в небеса. Зимой, когда солнце садится низко, столб света двигался по апсидам и золотому куполу: получился этакий планетарий. Есть такой день в году, когда луч попадает прямо у входа. Некоторые утверждают, что это происходит в день рождения Рима 21 апреля, другие — в день весеннего солнцестояния (23 марта), а третьи — в день летнего равноденствия (23 июня).

Архитектура

Невероятное архитектурное сооружение имеет форму ротонды, купол и стены здания без проблем соединены между собой.

Снаружи куполообразный свод выглядит ошибочно плоским, но, проходя внутрь, размеры сферы однозначно впечатляют.

Параметры Пантеона:

  • высота — 43,3 метра;
  • ширина купола и ротонды 43,3 метра;
  • толщина всех стен — 6 метров.

Высота цилиндрической конструкции равна радиусу сферы.

Основной материал, из которого сделана конструкция купола — кирпич, блоки, мрамор и гранит.

Реконструкция пантеона - иллюстрация
Реконструкция пантеона.

Портик – входная колоннада

Изначально в Пантеон вела лестница, но со временем уровень земли поднялся. Эту разницу сегодня можно увидеть, обойдя здание.

Шестнадцать внушительных коринфских колонн из египетского гранита и греческого мрамора (12 метров в высоту, 1,5 метра в диаметре) представляют собой внешний портик храма. Каждый весит около 60 тонн.

История появления колонн начинается в Древнем Египте. После долгого путешествия на баржах по реке Тибр их увезли в Рим.

Отверстия над древней надписью Агриппы на треугольном фронтоне напоминают ранее висевшую здесь языческую скульптурную композицию «Битва титанов.

Вход в храм открывает древнеримский портал — двойная бронзовая дверь высотой 7 метров.

Рядом с Пантеоном находятся статуи Агриппы и Адриано.

Входная колоннада - фото
Входная колоннада.

Око Пантеона

Единственным источником света в здании, через который солнечные лучи освещают пространство, является открытое круглое отверстие в куполе «окулуса» диаметром 9 метров.

Дыра в куполе символизирует Солнце, ровно в полдень 21 апреля лучи образуют прямой столб света.

Поскольку осадки могут проходить через сквозное окно, в храме предусмотрена специальная конструкция водоотвода пола — водосток с уклоном около 30 сантиметров для отвода воды.

В древности под окулусом находился языческий жертвенник и вокруг него, в зависимости от положения солнца, скульптуры богов освещались светом заходящего дня.

Сегодня на месте мифических статуй находятся картины и скульптурные композиции эпохи Возрождения.

Считается, что изначально при строительстве Пантеона в куполе не было дыры, он образовался после изгнания нечистой силы во время языческих обрядов.

Пантеон сверху - фото
Пантеон сверху.

Купол

Купол Пантеона — огромное неармированное сооружение, возрастом 2000 лет!

Согласно исследованиям специалистов, нижние уровни выполнены из монолитного бетона, верхние — из смеси бетона и пемзы, что было сделано для облегчения веса крупногабаритной конструкции.

Интерьер состоит из 140 ящиков, расположенных в пять рядов, которые служат сценографическим украшением хранилища.

Общий вес купола 5 тысяч тонн.

Несмотря на вес каменной куполообразной крыши ротонды, потолок, казалось, застыл в земном пространстве невесомым парением.

Диаметр основания свода — 6 метров, у сужения проема — 1,5 метра.

Снаружи купол покрыт пластинами из позолоченной бронзы.

Пока точно неизвестно, как было возведено тяжелое величественное сооружение.

По легенде, во время строительства внутреннее убранство купольного храма было засыпано землей с золотыми монетами.

После завершения строительства император объявил, что тот, кто нашел все монеты, имеет право забрать их себе. В результате римлянам потребовалось всего пару часов, чтобы очистить пространство под зданием от всей земли.

Купол величественного храма - фото
Купол величественного храма.

Купол Пантеона и Окулус

Главная достопримечательность Пантеона в Риме — его купол и окулус. Окулус (Oculus) или глаз Пантеона — это огромная дыра в куполе диаметром 9 метров. Блестящая идея для Пантеона, в котором совсем нет окон. Свет проникает только сверху, освещая все внутри, а в полдень от самых прямых лучей солнца из окулуса освещение становится особенно интенсивным.

По легенде окулус не пропускает дождь за счет особых течений, которые перемещают воду от входа в лунку. Но на самом деле во время дождя можно заметить, как капли падают на пол, особенно выпуклые по бокам и вогнутые в центре, так что вода стекает в двадцать два дренажных отверстия.

Другая легенда гласит, что благодаря эффекту дымохода, создаваемому сотнями зажженных внутри свечей, тепло пламени, встречаясь с дождем, превращает его в пар, который прерывает ощущение падающей воды.

Очаровательная метафора встречи между высоким и низким, небом и землей, божественным и земным, лежащая в основе смысла создания этого глаза в Пантеоне, по мнению некоторых ученых, имела гораздо более театральный характер, чем считалось ранее. Август впервые воспользовался им, переступив порог кольцевой, освещенный, в центре поля, с естественным освещением. Тогда, как и сегодня, 21 апреля в 12:00 солнце светит сквозь окулус, освещая входную дверь в храм мощным светом. И снова, каждый год в день Святой Пятидесятницы тысячи лепестков роз льются из волшебного ока Пантеона, чтобы символизировать Святого Духа, спускающегося с небес к верующим.

Символизм римского Пантеона по Моммзену

Римский Пантеон — это наиболее хорошо сохранившееся и самое влиятельное здание Древнего Рима. Фронтон (треугольная часть над входом) сегодня пуст, но когда-то здесь находилось скульптурное изображение битвы титанов. Вход в камеру (внутри) охраняют большие бронзовые двери, некогда покрытые золотом.

Интерьер был поразительнее, чем сегодня. Порог святилища отмечен самым большим массивным блоком в мире из черного и красного мрамора Лукуллано. Круглая форма Пантеона скрыта за окружающими зданиями, а вход в плане прямоугольный. Когда посетитель входит в большую круглую комнату, бросается в глаза контраст между темным атриумом камеры и светлым местом поклонения. Но в древности он был еще более впечатляющим, потому что внутренняя часть купола была покрыта позолоченной бронзой.

После завоеваний Траяном в Дакии драгоценный металл был в изобилии. Золото символизировало высшие уровни небес. Считалось, что они состоят из чистого первичного элемента огня.

Внутри ротонды (круглой комнаты) семь апсид (выступающих из здания). Теодор Моммзен (1817–1903), немецкий историк, лауреат Нобелевской премии по литературе в 1902 году за свою работу «Римская история», почетный гражданин Рима, предположил, что они содержат статуи семи планетных богов и Юлия Цезаря, обожествленного после смерти.

О порядке расположения статуй в храме в письменных источниках не сообщается. Но со времен сицилийского ученого Архимеда (287–212 гг. До н.э.) было принято использовать последовательность: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. В этом случае статуя Солнца должна была находиться в центральной апсиде, прямо перед входом.

С одной стороны, у Солнца было три мужские планеты: сын Марса, отец Юпитера и дедушка Сатурна. С другой стороны, Венера, изнеженный Меркурий и Луна. Сатурн и Луна были самыми удаленными от Солнца. Согласно древней теории, они были самыми холодными планетами. Благоприятные (Луна, Юпитер, Венера) и неблагоприятные (Сатурн, Меркурий, Марс) планеты образовали два равносторонних треугольника. Итак, семь апсид символизировали вселенную.

Где остановиться – отель Pantheon

пантеон отель

Рекомендуем вам рассмотреть именно этот отель, так как он находится всего в 50 метрах от храма всех богов. Кроме того, удобно добираться до других достопримечательностей, например, всего за пару минут можно дойти до знаменитого фонтана Треви. Особого внимания заслуживает сам отель. Здание было построено в 17 веке. Его безупречный интерьер сразу погрузит вас в приятную атмосферу. Здесь каждая деталь подобрана с элегантностью. В номерах есть все необходимое для комфортного проживания.

Есть разные категории номеров:

  • роскошь
  • трехместный номер
  • экономичный одноместный номер
  • двухместный номер
  • четырехместный номер

Размещение домашних животных допускается без дополнительных затрат. Поблизости расположены магазины известных брендов, кафе и рестораны.

3. Самый большой неармированный бетонный купол в мире

купол пантеона

Уникальность Пантеона заключается в его куполе, который своими гигантскими размерами до сих пор поражает воображение. Для своего времени это было большим достижением архитектурной мысли, настоящим прорывом в области строительства и инженерии.

Только спустя 1300 лет, когда Брунеллески построил купол Флорентийского собора, диаметр купола Пантеона был превышен. И даже в 21 веке, со всеми его технологиями, купол Пантеона остается самым большим неармированным бетонным куполом в мире!

Сравнение внутренних диаметров куполов:

  • Базилика Святого Петра в Ватикане (16-17 века) — 41,47 метра
  • Пантеон в Риме (2 век нашей эры) — 43,3 метра
  • Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции (13-15 века) — 44 метра

Оказавшись в Пантеоне, сложно представить, что такой большой купол опирается только на стены (даже если на мгновение их толщина составляет менее 6 метров). Дело в том, что древнеримские инженеры использовали бетон в сочетании с более легкими материалами — туфом и пемзой, и постепенно уменьшали вес и толщину конструкции ближе к центру. Кроме того, эти материалы предотвращают образование микротрещин.

Уже второй век. АННО ДОМИНИ Строительство гигантского купола Пантеона было настоящим чудом! По легенде, император приказал засыпать изнутри все пространство храма землей, смешанной с золотыми монетами. Когда строительство было завершено, горожане в поисках золотых монет за несколько часов очистили Пантеон от земли. Похожая легенда рассказана о куполе Флорентийского собора, при строительстве которого, как полагают, Брунеллески был вдохновлен куполом древнеримского Пантеона.

купол собора во флоренции

Интерьер

С 15 века стены храма стали украшать фрески итальянских художников.

Глубокие ниши, симметричные колонны, панно и пилястры украшают идеальное сферическое пространство.

Внутренние стены разделены на два уровня, нижний из которых разделен на 7 равных ниш.

Старинный пол здания выложен оригинальным мрамором с геометрическим орнаментом. Он содержится в хорошем состоянии и без потертостей, что очень удивительно.

Папы и короли преклоняли колени на круглых порфировых вставках.

Интерьер древнего храма - фото
Интерьер древнего храма.

Захоронения в Пантеоне

Кого похоронили в Пантеоне в Риме известные люди Италии:

  • художник и архитектор Рафаэль Санти (1883-1520 гг.);
  • живописец и гравер болонской школы живописи Аннибале Карраччи (1560–1609 гг.);
  • итальянский композитор и музыкант Арканджело Корелли (1653-1713 гг.);
  • архитектор и художник Бальдассаре Перуцци (1481-1536 гг.).
  • два итальянских короля: Витторио Эмануэле II (1820-1861) и Умберто I (1844-1900) и королева Умберто (Савойя) Маргарита (1878-1900 гг.).

Могила короля Умберто I - фото
Могила короля Умберто I.

Рядом с Пантеоном

Площадь Пьяцца делла Ротонда, на которой расположен Пантеон, украшает невероятный мраморный фонтан, созданный итальянским архитектором Джакомо Дела Порта в 1675 году.

В центре фонтана находится египетский обелиск Рамзеса II, привезенный из Египта в древности.

В 1711 году по указанию Папы Климента XI фонтан был восстановлен, после чего в композицию были добавлены фигуры четырех дельфинов и герб Климента XI.

Даже восьмиконечная звезда на трех холмах по велению Папы стала венчать шестиметровый штык.

Среди роскошных домов улицы, на площади с удивительным фонтаном возле грандиозного храма часто играет уличная музыка, создавая особую волшебную атмосферу.

Изумительный мраморный фонтан - фото
Изумительный мраморный фонтан.

Внутреннее убранство

Вход в Пантеон защищен гигантским бронзовым порталом высотой 12,6 м и шириной 7,5 м: оказавшись внутри, посетитель попадает в неожиданную прохладу, как будто он входит в другое измерение и хочет задержать дыхание. Перед глазами — огромная карусель — круглое и в то же время сферическое пространство. Глаз не может сразу уловить изображение. Интерьер вызывает ощущение умиротворения и умиротворения.

Внутри храма

Отделка стен и пола проникнута гармонией. Яркий калейдоскоп разноцветных прямоугольников, квадратов и кругов, треугольных фронтонов и ложных окон: великолепие мрамора, сохраненное в первозданной подлинности.

Пространство Пантеона состоит из трех восходящих уровней. Вдоль стены первого «земного» ордена 28 колонн и 7 аркад, внутри которых находятся статуи божеств. На стенах есть ниши, расписанные фресками, в которых размещены скульптуры Марко Агриппы, Октавиана Августа, Юлия Цезаря.

По легенде, император Адриан часто сидел у входа, любил Пантеон и часто принимал здесь гостей. В христианские времена в нишах устанавливали алтари и гробницы известных людей.

Алтарь

Второй уровень храма представляет собой серию фальшивых окон. Слепые оконные проемы напоминают нам о том, что истинный свет и истинные знания недоступны обычным способом. Также есть старинная икона Богородицы, написанная евангелистом Лукой.

Ежегодно в день Святой Троицы мраморный пол покрывается ковром из лепестков красных роз. Они проливаются пожарными через Окулус и невесомо падают на прихожан и священников в красных одеждах. Красивый обряд символизирует сошествие Святого Духа на апостолов.

Сегодня в Пантеоне установлены статуи Сант-Анастасио, Сант-Аньезе, Сант-Эрасио, Сан-Никола, скульптура «Коронация Богородицы», скульптурная группа «Сант-Анна и Пресвятая Богородица». В храме возведен алтарь, принят орган и организован хор.

Здания, созданные вдохновителями Пантеона

Архитекторы мира до сих пор восхищаются уникальными постройками античного периода, удивляясь невероятно кропотливому труду инженеров и архитекторов того времени.

Воодушевленные последователи стремятся скопировать и воспроизвести аналогичную куполообразную структуру.

Знаменитый купол Пантеона был выдающимся образцом на протяжении многих поколений.

Достопримечательности мира, созданные на примере Храма всех богов в Риме:

  1. Купол церкви Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, спроектированный итальянским архитектором Филиппо Брунеллески.
  2. Купол собора Святого Петра в Ватикане — Микеланджело Буонарроти.
  3. Парижский Пантеон французского архитектора Жака-Жермена Суффло. Место сегодня служит погребальной гробницей известных людей Франции.
  4. Церковь Сан-Карло-аль-Корсо в Милане.
  5. Базилика Сан-Франческо ди Паола в Неаполе.
  6. Церковь Пресвятой Богородицы в Турине.
  7. Университет Томаса Джефферсона в Филадельфии.
  8. Государственная библиотека Виктории в Мельбурне и другие.

Парижский Пантеон - фото
Парижский Пантеон.

Дресс-код

Как и в любой церкви мира, для входа в Пантеон рекомендуется соблюдать надлежащий внешний вид и правила:

  • одежда, закрывающая плечи и колени;
  • для женщин: юбки и шарфы (можно купить в храме);
  • необходимо соблюдать тишину и уважение к другим посетителям.

Интересные факты

Пантеон в Риме

С Пантеоном и его постройкой связано множество легенд и историй. С тех времен и по сей день от римлян часто можно услышать, что купол храма был построен на огромной куче мусора, насыпанной внутри строящегося здания. Чтобы поскорее избавиться от завалов после завершения строительства, по приказу императора здесь было спрятано золото. Что касается «глаза Пантеона», ученые выдвинули гипотезу, что храм служил солнечными часами. На самом деле, в течение года солнце по-разному освещает отдельные части храма и в день основания Рима — 21 апреля небесное тело ярко освещает вход.

В те времена это явление было довольно символичным, поскольку император первым вошел в храм, освещенный ослепительным солнечным светом. Бытует мнение, что идеальная форма купола натолкнула Николая Коперника на идею гелиоцентрического строения Вселенной, благодаря которой ученому даже удалось точно рассчитать и доказать, что центром Вселенной является не Земля но Солнце. Пантеон стал первым римским храмом, внутрь которого могли войти не только священники, но и все те, кто хотел обратиться к богам с молитвой.

Культурная революция Пантеона

Своеобразие Пантеона в Риме не только в его архитектуре или внешней красоте. Римский Пантеон Богов когда-то стал настоящей культурной революцией, поскольку был первым храмом, созданным для простых людей. Сегодня это может показаться очевидным, но в древние времена никому не разрешалось посещать храмы, кроме священников или жриц.

Термин «храм» происходит от латинского templum, что означает «ограниченное пространство». Интерьер храма был священным, и в нем было так мало места, что едва хватало места для жертвенного алтаря или божественного огня. Поэтому храмы создавались красивыми и впечатляющими снаружи, но вход в них был запрещен для всех под страхом смерти.

Пантеон перевернул это отношение к храмам и стал первым открытым для всех местом поклонения, где каждый верующий мог прикоснуться к Божеству духовно. Он практически стал предшественником всех религиозных построек в мире, которые позже, в зависимости от религии, будут построены в виде церквей, синагог или мечетей.

6. Римский Пантеон – христианская церковь

интерьер пантеона
пантеон значок

Византийский император Фока передал Пантеон Папе Бонифацию IV, и 13 мая 609 года храм всех богов перестал быть языческим. Он был освящен как христианская церковь Санта-Мария-э-дей-Мартири (базилика Санта-Мария-ад-Мартирес).

Некоторое время день освящения Пантеона, 13 мая, даже отмечался как День Всех Святых, пока в середине восьмого века праздник не был перенесен на 1 ноября, день, когда одна из приделов св. Питер.

Сегодня Пантеон — это действующий христианский храм с алтарем, крестами, фресками и иконами, фигурами ангелов и святых. Здесь, как и в любом другом священном месте, совершаются богослужения и просят тишины. Однако большинству людей церковь Санта-Мария-э-дей-Мартири известна под старинным названием «Пантеон», и христианские атрибуты не заслоняют древнюю сущность этого грандиозного сооружения.

Время работы храма

Всем желающим осмотреть Пантеон изнутри стоит изучить часы работы сооружения:

  • в будние дни: с 9.00 до 19.30;
  • воскресенье: с 9.00 до 18.00;
  • в праздничные дни: с 9.00 до 13.00;
  • храм закрыт 25 декабря, 1 января и 1 мая.

Вход в Пантеон в Риме бесплатный

Воспользуйтесь аудиогидом, чтобы узнать все о Пантеоне и его истории. Туристам выдаются наушники и планшеты. История синхронизируется с видео, что позволяет вам просмотреть информацию и получить общее представление о том, что представляет собой интерес.

Архитектурный шедевр Рима

Снаружи здание выглядит как огромный цилиндр (ротонда), к которому пристроен величественный портик. Портик представляет собой прямоугольную крытую галерею с 16 колоннами: 8 спереди и два ряда по 4 колонны по бокам. Колоннада стоит без опор и несет треугольный фронтон, который в древности украшала скульптура имперского орла из золоченой бронзы с лентами, доходящими до углов фронтона. Здание облицовано мрамором.

Пантеон на площади Пьяцца делла Ротонда

В портике посетители поднимаются по ступенькам к главному входу. Здесь внезапно гаснет дневной свет и посетитель невольно погружается в атмосферу умиротворения и умиротворения.

Колонны Пантеона

Каждая колонна, вырезанная из красного и серого гранита, весит 60 тонн и увенчана мраморными капителями. Колонна имеет высоту 11,9 м и диаметр 1,5 м. Они были вывезены из Египта 2000 лет назад. Из карьера, где они были сбиты, их на деревянных санях тащили за 100 км до Нила. Когда вода в Ниле поднялась, груз поместили на баржи и отправили вниз по течению.

Колонна весит 60 тонн

Через Средиземное море колонны прибыли в римский порт Остия, откуда их переправили на баржах по Тебре в Рим. Изначально храм был окружен протянутой во все стороны колоннадой, и люди, глядя на внушительные размеры здания, дрожали.

Ротонда и купол

Кирпичная ротонда святилища перекрыта полусферическим куполом. Стены толщиной 6 метров опираются на прочный фундамент. «Плавающий» купол равномерно распределяет на могучих стенах массу в 5 тысяч тонн. Высота здания и диаметр купола одинаковые — 43,5.

При строительстве сферического купола древнеримские архитекторы использовали бетон в сочетании с легкими и прочными материалами. Закругленные двойные стены святилища были сделаны из кирпича, а пирс был залит бетоном, что сделало сооружение жестким и служило залогом долговечности.

Сферический купол

Нижние этажи купола, построенного без армирования, тяжелее верхних. Внутри 140 ниш для ящиков для уменьшения веса крыши. С увеличением высоты свода толщина стен уменьшается, и в центре купола она составляет 1,5 метра.

Неизвестно, как был построен такой купол. Легенда гласит, что во время строительства внутренняя часть храма была засыпана землей, смешанной с золотыми монетами. После завершения строительства правитель объявил, что человек, нашедший в земле золотые монеты, заберет их себе. Через несколько часов у Пантеона не было земли.

Око Пантеона

Здание Пантеона было построено без окон. Единственный выход наружу — круглое окно диаметром 9 метров (Oculus) в центре крыши, похожее на всевидящее небесное око. Только через это отверстие в храм проникает воздух и свет. Когда идет дождь, в окулус попадает вода, которая собирается и сливается через стоки в полу.

Глаз

Под окулусом находится алтарь; в языческие времена место у стен занимали статуи божеств. Земля изменила свое положение на орбите, и свет попеременно освещал каждую статую в честь богов. Солнечный свет, проникающий сверху, создает дымный столб, под которым человек ощущает творение Бога, готовый с радостью взойти на небеса.

Изменяющийся свет, проходящий через Oculus, падает на стены и пол ротонды. Солнечные лучи «циркулируют» по стенам и полу и действуют как естественные часы. Древние римляне считали, что в Пантеоне встречаются два мира: земной и небесный.

Поток света сквозь глаза

Всеми существами на Земле правят божественные императоры, обеспечивающие неизменный порядок. Всевидящее и всемогущее начало возвышается над правителями, которое проникает в жизнь, как свет внутри храма через око Пантеона.

Где находится

Пантеон расположен на площади Пьяцца делла Ротонда).

Адрес: Piazza della Rotonda, 00186 Rome RM, Италия.

Пьяцца делла Ротонда - фото
Пьяцца делла Ротонда.

Пантеон на карте Рима

Как добраться

Как добраться до уникальной церкви на площади Пьяцца делла Ротонда):

  1. Сядьте на метро по линии А до станции Barberini (700 метров от храма).
  2. С автобусами п. 30, 40, 62, 64, 81, 87 и 492 — остановка Largo di Torre Argentina (400 метров от аттракциона).

Время работы

Время посещения храма:

  • с понедельника по субботу — с 8.30 до 19.30;
  • воскресенье — с 9.00 до 18.00;
  • в праздничные дни — с 9.00 до 13.00;
  • 1 января, 1 мая и 25 декабря — выходной.

Лучшее время для посещения — первые два часа после открытия. Сейчас здесь меньше туристов.

Стоимость билетов — вход в Пантеон бесплатный.

Бесплатный вход на аттракцион позволяет любому туристу без проблем насладиться всей красотой и величием монументального сооружения. Фотография здесь тоже разрешена.

Чтобы больше узнать о двухтысячелетней истории Пантеона, рекомендуем взять аудиогид на русском языке, продолжительность — 35 минут, стоимость — 6 евро.

Базилика Санта-Мария-ад-Мартирес - Пантеон (Часы работы) - фото
Базилика Санта-Мария-ад-Мартирес — Пантеон. (Рабочий режим).

 

Оцените статью
Блог про архитектурные сооружения