История
Явление Богородицы на Почаевской горе
Монастырь был основан на горе недалеко от города Новый Почаев около 1240-1241 годов. Первыми основателями монастыря были отшельники Киево-Печерской Лавры, бежавшие на Волынь от разорения Орды. История не сохранила их имен. Из древнейших летописей Почаевского монастыря сохранился только один факт, свидетельствующий о том, что монахи находились на горе еще в 1240 году, потому что двое из них с жителем села Почаев пастухом Иваном Босымом, по легенде, увидел явление Богородицы, стоящей на Почаевской скале в огненном виде. На том месте, где была Пресвятая Богородица, был след Его стопы, наполненный чистой целебной водой. Тогда, вероятно, у подножия горы, монахи построили каменный храм в честь Успения Богородицы.
Со временем монастырь начал приходить в запустение. Монастырь был заново отстроен стараниями помещицы Анны Гойской, которая в 1597 году привезла сюда чудотворную икону Богородицы из своего Орлинского монастыря после того, как слепой брат Гойского Филипп Козинский получил зрение впереди иконы. До ее переселения икона около 30 лет хранилась в помещичьем доме и была принята ею греческим митрополитом Неофитом в подарок за оказанное ему гостеприимство.
Когда польское правительство провозгласило унию в 1596 году, Почаевская лавра решительно выступила против распространения иезуитской системы и католицизации православных, стойко противостояла натиску иностранных верований и стала мощным духовным центром православия. Во время литовского владычества на Волыни главными духовными лидерами Лавры и самыми непримиримыми противниками засилья и латинско-польского союза были монах Феодор, князь Острожский, святой митрополит Фотий, инок Иов, игумен монастыря. Почаева († 1651) и священномученика Макария, † 1678). Деятельность преподобного Иова Почаевского преобразила обитель: он ввел здесь общежитие, обнес монастырь оградой, построил семь церквей и создал типографию для защиты православия.
В 1675 г. Почаевский монастырь был осажден татарами. На третий день осады, читая Акатисту, над монастырем появилась сама Царица Небесная. Татары пытались пустить стрелы в небесное явление, но стрелы вернулись и попали в них. Затем татары бежали.
С 1713 по 1831 год монастырь находился под властью униатов, в руках василианских монахов. Почитали Почаевскую икону Божией Матери, но сначала закрыли доступ к мощам преподобного Иова для православных, хотя долго не могли удерживать верующих.
25 октября 1831 года монастырь был возвращен в ведение православного духовенства и здесь находилась кафедра Волынской епархии. В 1833 году монастырь получил статус лаврового с присвоением четвертого места среди существующих в России. При этом священные архимандриты Почаевской лавры были епископами Волыни, а в 1840-1860 годах — епископами Варшавы. В начале 1840-х годов Лавра была также резиденцией Острожского наместника.
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы был построен известным благодетелем монастыря графом Николаем Потоцким в 1780 году. Позже были возведены две приделы: в 1842 году во имя святителя Николая Чудотворца и во имя святителя Николая Чудотворца другой в 1859 г в честь св. Александра Невского. Знаменитая Чудотворная икона Божией Матери Почаевская стояла в звездном мощевике соборного храма над царскими вратами. В скальном храме Святой Троицы в серебряном алтаре, возведенном в 1842 году графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, покоились мощи преподобного Иова Почаевского.
Под Лаврой находились иконописная мастерская, школа с обучением различным ремеслам для 25 постояльцев, три гостиницы и больница для приезжих паломников.
В 1914 году, во время Первой мировой войны, из Лавры было вывезено все ценное: от колоколов до архива, библиотеки и свечной фабрики. Чудотворная Почаевская икона Божией Матери и мощи преподобного Иова в серебряной святыне были доставлены в Житомир, где находились до 1918 года. Большинство братьев были эвакуированы в Святогорскую пустыню Харьковской епархии. 18 человек пожелали остаться в Почаевском монастыре. Однако австрийцы, оккупировавшие монастырь в августе 1915 года, отправили их в Венгрию в лагерь для военнопленных, а сам монастырь был максимально ограблен. В мае 1916 года после Брусиловского наступления на Галичину русские войска прибыли в Почаев. В Лавре возобновляются богослужения, монахи возвращаются, и хозяйственная жизнь монастыря начинает налаживаться.
В тяжелые времена революции бои вокруг Лавры не утихали. Жители скрывали большую часть святынь Лавры, пока работали сами, имея лишь скудные припасы. В начале 1919 года Лавра снова была захвачена большевиками, которые разграбили там последнее оставшееся имущество, но кровопролития не было. 8 сентября того же года эти земли были оккупированы поляками, а в 1920 году запад Волыни официально стал частью новой независимой Польши.
До 1939 года монастырь принадлежит Польше, является частью Польской православной церкви. Таким образом, существованию Лавры как православного монастыря угрожала «реабилитация» — передача церквей Римско-католической церкви. Весь православный мир выступал против и защищал его святыни. С 1925 г в монастыре действовала монастырская школа и некоторые хозяйственные учреждения. В то же время традиции Почаевской лавры и ее типографика получают новое продолжение в эмиграции — в Ладомировском монастыре преподобного Иова, который с 1946 года переехал в США, став частью Джорданвильского Троицкого монастыря (РПЦЗ).
В 1939 году, после присоединения западных областей к восточной части Украины, Лавра вступила в молитвенное общение с Русской Церковью. В Лавре совершались епископальные хиротонии, в том числе хиротонии монахов Лавры, таких как Вениамин (Новицкий) и Димитрий (Маган), для разных городов Украины. Так называемое «новое здание», в котором размещались типография, иконотека, монастырский госпиталь, а также монастырская мельница, дом епископа, свечной завод, были вывезены из монастыря вместе с полями, лесами, садами и Техника. Но монастырь продолжал жить.
Почаевское братство пишет письмо в ООН в защиту Лавры, 1963 год.
Во время немецкой оккупации во время Второй мировой войны Лавра принадлежала Украинской Автономной Канонической Церкви, поддерживая общение с Московским Патриархатом. Здесь была резиденция владыки Вениамина (Новицкого), монаха Лавры, и проводились пастырские курсы.
В советское время, лишенная многих земель и возможностей, Лавра продолжала оставаться оплотом Православия, святые, как здесь подвизались монахи Кукша Одесский и Афилохий Почаевский. В 60-е годы Лавра противостояла новой волне антирелигиозных преследований, но не была закрыта.
В отличие от притеснения монахов, было написано много обращений к вышестоящим властям. Они написали Святейшему Патриарху Алексию I, в Совет по делам религий, в частности властям, как местным, так и всеукраинским и всей унии. Но все эти обращения по большей части были безуспешными. Епископ Василий (Родзянко), автор религиозных и образовательных программ Русской службы Би-би-си, считал, что на судьбу монастыря положительно повлияло участие митрополита Сурожского Антония, что привело к составлению восьмидесяти писем из СССР на основе которой была сделана специальная радиопрограмма о притеснении монахов и намерении закрыть лавр. В последующие десятилетия советской власти власти снова попытались напасть на Лавру, но безуспешно. В этот период львовские епископы были священными архимандритами Лавры.
С распадом СССР давление атеистической власти ослабло, Лавра смогла расширить свою деятельность: открылся Свято-Духовский скит Лавры, здание музея было возвращено Лавре в г. Кременец, Лаврское учебное заведение был отремонтирован в 1991 году — как пастырские курсы, как духовное училище, а с 1994 года уже как духовная семинария. Но новые светские власти Украины часто враждебно относились к Лавре за ее верность канонической структуре Церкви и отказ уклоняться от недавно навязанного союза и раскола.
С 1990 года наместники Лавры обычно в епископском сане с титулом Почаевские викарии Тернопольские, а с 2000 года — Киевской епархии. С 1996 года Лавра — ставропигиальный монастырь Украинской Православной Церкви. В 2013 году это был самый большой монастырь в Украине.
Интересные факты
1. Тарас Шевченко, пораженный величием и красотой Лавры, создал серию прекрасных акварельных пейзажей Почаева;
2. Николай II назвал живописные пейзажи Почаева «Украинской Швейцарией;
3. В типографии монастыря работали известные украинские граверы А и И. Гочемские;
4. Почаевский монастырь когда-то посещали Г. Сковорода и Ф. Прокопович;
5. Лавра гордится третьей по высоте колокольней (65 м) в Украине;
6. В монастыре 13 колоколов, из них 2 сторожевые;
7. Недалеко от Почаева находится чудесный источник Святой Анны, целебные воды которой помогают стать родителями.
Почаевская Лавра в наши дни
В начале 21 века облик Почаевской лавры полностью преобразился. Успенский собор и колокольня полностью отреставрированы, территория монастыря благоустроена, возведены 2 мельницы. Лавра имеет свой сад, пасеку, различные мастерские.
Сейчас Почаевский монастырь имеет статус ставропигиального монастыря и находится в непосредственном ведении Киевского митрополита. В 2021 году в Лавре работало 200 монахов и 50 послушников. 23 ноября 2021 года Министерством юстиции Украины принято решение о возвращении Почаевского комплекса в состав Кременецко-Почаевского государственного историко-архитектурного заповедника.
«Прежде всего, надо понимать, что место для создания монастыря здесь указала сама Богородица, явившись в огненном столпе в 1240 году на Почаевской горе, оставив на камне, как в воске, след Ее стопы, откуда исток исток до наших дней… И управляет Лаврой не Минкульт и не краеведческий заповедник, а Богородица »(митрополит Почаевский Владимир Мороз).
Расписание богослужений
Богослужения в Успенско-Почаевской лавре начинаются каждый день в 5:00 утра и заканчиваются в 17:00. Во вторник по окончании вечернего богослужения преподобному Иову читается акатист, а в субботу — соборный акатист Богородице.
По воскресеньям и в праздничные дни с 17.00 проходят ночные мероприятия и праздничные литургии.
Помазание проводится по понедельникам и четвергам.
Богослужение в Почаевской Лавре
За все время существования монастыря сменилось много настоятелей. Одним из самых известных настоятелей Лавры нашего времени является Патриарх Алексий II, руководящий монастырем с 1990 года.
Новая страница в истории
Считается, что до 15 века Почаевская лавра была заброшенной, поэтому о ней практически ничего не известно. Новый цикл в развитии и прославлении обители произошел в 1597 году, когда на эти земли переехала богатая помещица Анна Гойская. Очевидно, она была набожна, так как пожертвовала значительную сумму денег на развитие лавра. На них достроили Почаевскую церковь и кельи для монахов.
Помимо денег, Анна Гойская пожертвовала землю и имущество. Все это официально подтвердило статус монастыря. Значительным подарком Почаевской лавре стала икона Божией Матери, хранившаяся у помещика около тридцати лет и являвшаяся чудотворной. Рядом с ней произошло исцеление брата Анны Филиппа Козинского. Он был слеп от рождения и после горячей молитвы у изображения чудесным образом прозрел. Это было началом того, что Святая Почаевская Лавра стала одним из крупнейших православных центров Западной Украины. Это было особенно очевидно, когда после учреждения унии в 1596 году начались преследования и навязывание другой религии. Все это способствовало укреплению православного духа и веры. В это время многие нашли здесь убежище, спасаясь от гонений со стороны униатов и католиков.
В конце 17 века монастырь стал очень известным. В то время ее настоятелем был Иов Почаевский. Под его мудрым руководством Почаевская лавра пережила период расцвета. Возникла школа, большая типография, церковь Святой Троицы, ставшая усыпальницей для ног Богородицы.Обращали внимание и на другие постройки, например, оборонительную стену, различные храмы, хозяйственные постройки возведен.
Иов Почаевского прожил до 1651 года, а в 1659 году были обнаружены его нетленные мощи. Игумен был возведен в сонм святых. В 1721 году монастырь стал резиденцией греко-католиков и почти на столетие стал их домом. И только в 1831 году храмовый комплекс вернулся в православие. А в 1883 году Священный Синод присвоил ему статус лавры. С этого момента начался новый раунд. Было изготовлено множество предметов интерьера, благодаря которым лавр приобрел известную нам форму.
Позже он пережил атеизм Советского Союза. Монахи Почаевской Лавры совершили настоящий подвиг, сохранив свою бесконечную веру. Это было время гонений, казней, тюрем. Члены религиозной общины были отправлены в психиатрические больницы. В результате количество проживающих здесь монахов значительно уменьшилось. Распад Советского Союза привел к появлению новых держав, нового государства, которое стало по-другому относиться к церкви. Так открылась еще одна страница истории монастыря. В 1997 году монастырь получил статус ставропигию, что означает прямое подчинение митрополиту.
Внутреннее убранство
Почаевская Свято-Успенская Лавра поражает великолепием внутреннего убранства. Помимо эстетической составляющей, дизайн храма имеет определенное символическое значение. В центре каждого — восьмиконечный крест, похожий на тот, на котором был распят Спаситель.
Иконостас поражает силой и духовным содержанием, укрепляя верующих, что мы не одни на пути к спасению, поскольку святые подвижники молятся вместе с нами за все человечество. Богато украшенные царские двери создают ощущение присутствия Христа за их дверями.
Помимо общих деталей внутреннего убранства, у каждой церкви есть свои особенности, присущие только ему, свой «колорит»:
- Фрески и иконы Успенской церкви представляют исторические моменты жизни монастыря. Иконостас получил название «Царский», так как был подарен императором Александром II в память о времени, проведенном в Лавре. Над царскими вратами храма закреплена на ленточках Почаевская икона Божией Матери, облаченная в киот в форме звезды. Ежедневно на утренней литургии икона опускается до уровня человеческого роста, позволяя молящимся поклониться святыне.
- Отличительной чертой Троицкого собора является множество необычно ярких крестов на его стенах. Красота фресок притягивает взгляды посетителей. На задней стене храма изображен Страшный суд и заставляет паломников задуматься о правильности жизни, ведь когда они уходят, их взгляд невольно устремляется на образы адских мучений и райского блаженства. Люстра сохранилась со времен Николая II. Император познакомил его с этим храмом.
Свято-Успенская Лавра Почаева внутри поражает своей красотой. - Коридор галереи пещерного храма святого Иова расписан ликами русских святых. В фресках можно проследить все события Страстной недели в жизни Христа, описанные в Евангелии. А фреска с изображением распятого Спасителя — настоящее чудо. Когда, пытаясь визуально запечатлеть весь образ, вы переходите от одной стороны храма к другой, кажется, что Христос следует за вами взглядом, полным страданий и любви. И тот, кто идет по коридору, испытывает трепет раскаяния.
Источник святой Анны возле Почаевской Лавры
Особое место занимает источник Святой Анны, известный своей святостью и огромной целительной силой во всем мире.
Это самый известный источник возле Почаевской лавры. После появления в этих местах Святой Анны в память о ее подвигах была построена часовня, а позже возле нее был забит Священный фонтан. Он поистине исполнен Божьей благодати, потому что и сегодня огромное количество православных приходит к нему, чтобы получить долгожданное исцеление и узнать о духовной жизни.
Архитектурные памятники и храмы
На территории Успенско-Почаевской лавры находятся храмы, находящиеся в собственности и с архитектурной точки зрения, в том числе:
- Собор Успения Пресвятой Богородицы (построен в двух боковых приделах, один из которых посвящен Николаю Чудотворцу, второй — Александру Невскому).
- Пещерный храм преподобного Иова Почаевского.
- Свято-Троицкий собор.
- Достойная церковь.
- Собор Преображения Господня.
- Часовни Почаевской чудотворной иконы Божией Матери и Рождества Христова.
Интерьер собора в честь Успения Пресвятой Богородицы
Целебное озеро Святой Анны
Этот водоем является постоянным местом паломничества, как и Почаевская лавра. Озеро Святой Анны находится в деревне Онишковцы, недалеко от монастыря. Температура воды здесь всегда одинаковая — 5-8 градусов. Однако многие паломники спешат нырнуть в святые и целебные воды в надежде поправить здоровье. Многие люди утверждают, что заживление происходит из-за высокого содержания в воде кремния и большого количества ионов серебра.
Однако ходят легенды, что на месте источника существовал православный храм. Когда произошло нашествие татар, оно чудесным образом ушло под землю и, таким образом, избежало разорения. Через некоторое время появилась еще одна примета — появление иконы Святой Анны. Его много раз пытались сдвинуть, но он возвращался. Следовательно, они решили построить здесь часовню. Спустя время на этом месте появился целебный источник. В советское время его много раз пытались разрушить, но ничего не получалось.
Итак, в этой местности известна не только Почаевская Лавра, где находится подножие Богородицы с целебной водой, но и вода озера Святой Анны. Сюда очень часто ходят женщины, так как вода особенно полезна тем, кто пытается забеременеть. Несмотря на замерзающую воду, после выхода из бассейна люди замечают жар и жар в теле, случаев купальных простуд в озере еще не было. Считается, что такое погружение помогает укрепить тело и повысить жизненный тонус. Некоторые даже уверены в омолаживающем эффекте.
Для тех, кто пришел ощутить целительную силу источника, есть несколько правил:
- женщинам желательно носить длинные рубашки, закрывающие голову;
- для всех — нижнее белье должно быть новым;
- перед погружением следует прочитать молитву «Отче наш», креститься, затем обратиться к Святой Анне;
- после того, как вы сможете нырнуть, это нужно проделать трижды с головой.
Многие знают, что искренняя молитва творит чудеса.
Архитектура Успенского собора лавры
В 1771 году по проекту архитектора Готфрида Гофмана началось строительство великолепного собора в честь Успения Пресвятой Богородицы в стиле позднего барокко с католическими элементами. Две башни, расположенные под углом к главной оси, украшают фасад здания. Собор находится в центре монастырского комплекса, его золотые купола парят на солнце над соседними белоснежными зданиями. Над центральным входом находится икона Успения Богородицы.
Собор возвышается на 56 метров над землей и стоит на горе, возвышающейся над окружающей территорией на 65 метров, его длина составляет 54 метра, а ширина — 40. Внутри архитекторы придали храму крестообразную форму. Он расписан и украшен иконами и изображениями, относящимися к истории монастыря и событиям жизни Спасителя.
Храм был расписан в начале 19 века львовским художником Лукой Долинским, а чуть позже, в 1874 году (после пожара) роспись была отреставрирована мастерами Лавры вместе с академиком Васильевым. Отделочные работы выполнял скульптор Полиевский. Иконостас был разработан академиком Нестеровым. Его украшают тридцать три иконы.
Успенский собор поражает воображение своей мощью, гармонией и изяществом, величием и неповторимой красотой.
Отзывы
05.10.2021 Владислав Хорошее место. Здесь хорошо. В нижнем храме находится пещера Иова и его мощей. Можно остановиться в отеле Аль Лавра. Также можно съездить на весну Святой Анны 05.10.2021 SvetlanaRAY на Земле! Я сюда часто бываю и всем рекомендую! Мир, святость, чистота во всем 07/11/2018 Оля Пи Улов — не жертва ничего. Вира превратилась в бизнес. Святые отцы путешествуют по территории Лаври на джипах; Все настолько помпезно, в большом масштабе, с новой обстановкой, мебелью, постоянной бригадой ремонтников и друзей, и проинструктировано обходить швы с битыми насекомыми. Мис-де не немного украинский язык, а только Московский Патриархат 07.03.2018 Анна Как хорошо здесь. Спокойный и умиротворенный. Кажется, что время остановилось. Я отправился сюда со своей сестрой в паломническую поездку. Здесь много святынь. Красивые церкви. Красивое пение. Нам провели очень интересные экскурсии и многому научились. Место очень хорошее 20.05.2018 Alina Очень-очень красивое место. Огромный комплекс построек. Здесь много старых построек XII века и много современных построек. Особенно эффектно выглядит строящаяся церковь, внутреннее убранство полностью украшено мозаикой. Есть экскурсии. Арендовать шарфы и юбки модно. Но, как и в большинстве этих мест, много бомжей и попрошаек: они не позволяют вам войти. Здесь есть сувенирный магазин, в котором можно купить свечи, иконы и книги. 02.05.2018 Ирина На территории монастыря находится (гостеприимная) гостиница Свято-Успенской Почаевской Лавры.
Удобное расположение отеля дает возможность постоянно находиться на Святой Горе.
В отеле есть:
— 10-местные общие комнаты
— отдельные комнаты с удобствами на этаже;
— улучшенные номера с удобствами.
Это очень красивое место! Другая атмосфера — это спокойная и умиротворенная атмосфера! Всем тем туристам, которые хотят путешествовать по Украине, очень рекомендую посетить это место и насладиться красотой местной природы и архитектуры. Проблема только в дороге, я лично приехал сюда на машине, но уверен, что автобусы и поезда ходят довольно часто. Забронируйте поездку и проживание в Почаеве заранее. Лучше всего посещать Лавру весной или во время больших православных праздников! Здесь много красивых церквей с великолепными росписями и иконостасами. Есть старые церкви, а некоторые были отремонтированы. В любом случае очень красиво. Тем, кто побывал в Киево-Печерской Лавре, территория покажется меньше и святых в пещерах не так много, но все же эту Лавру стоит посетить.
это интересное и очень почитаемое место для посещения. Лавра — это комплекс церквей, некоторые старые, некоторые отреставрированные. Картины во всех очень красивые. Дамы могут взять напрокат шарф и юбку, чтобы войти прямо перед входом с правой стороны. Сюда должны приходить все! И не забывайте, что это Московский Патриархат, а значит, будет антиукраинская пропаганда. Иначе, увы, никак. Но если вы это поймете и отнесетесь к этому с улыбкой, не говорите им то, что они не обязаны знать (посетите духовные места Киевского Патриархата, католические церкви, греко-католические церкви), то они покажутся очень приятными людьми для вы, и вы наверняка захотите еще и приедете сюда снова. По Святогорску я не согласен — раздают и фату, и юбки. Но нет платы за проживание в гостиницах Святогорской Лавры, как и в Банченах. Но в Почаеве жилье платное. Кстати, в Почаевской Лавре есть трапезная для паломников, абсолютно бесплатная. Сольветиу тоже приходит на работу минимум на пару дней. Непередаваемые ощущения 19.02.2018 Наталья святыня. Долго и часто всей семьей ходим в этот монастырь. Нам это очень нравится. Всем рекомендую. Также есть озеро Сант-Анна. Прочитайте больше отзывов Поделитесь своими впечатлениями, помогите другим сделать правильный выбор Подумайте, что бы вы хотели знать, если бы искали отзыв о месте для проживания. Опишите как можно подробнее, что вам понравилось, а что нет; какой совет вы дали бы другим гостям и что владельцам отеля. Чем подробнее вы расскажете об отеле, тем проще будет другим людям сделать выбор и они будут вам очень благодарны! Правила размещения отзывов Ваша оценкаVoglio essere informato di nuovi commenti su questo hotelAcconsento al trattamento dei dati personaliIscriviti per nuove recensioni su questa struttura
Фото (40)