Аничков мост — история

Почему Аничков мост так называется

Свое название «Аничков» мост получил благодаря расквартированному за рекой кварталу. Батальон «Фонтанка» под командованием подполковника М. Аничкова в том же поселке, что и Аничковая. Тогда были самые «петровские» времена — царствование Петра I. С тех пор переправу через реку, как продолжение Невского проспекта, называют Аничковым мостом. А теперь вернемся к теме статьи.

История и описание Аничкова моста в Санкт-Петербурге

Первый деревянный мост через Фонтанку появился в 1716 году. Строительством занимался батальон инженера-подполковника М.О. Аничкова, и его именем в народе прозвали Аничков мост. Позже Петр I издал указ о переименовании моста в Невский, но новое название не прижилось.

До середины 18 века Аничков мост несколько раз перестраивался. Изначально это был подъемный мост — Фонтанка когда-то была судоходной, пока не обмелела, — затем мост расширили за счет снятия подъемного моста.

С 1783 по 1785 год Аничков мост был полностью перестроен, превратив его в камень. К тому времени границы Петербурга значительно расширились, и мост вошел в черту города. Однако проезжая часть его была слишком узкой и затрудняла движение транспорта — в связи с этим в начале 1840-х годов начались ремонтные работы.Авторами нового Аничкова моста были инженеры И.Ф. Буттац и А.Х. Редер. Архитекторы завершили проект невероятно быстро, за 4,5 месяца. А 20 ноября 1841 года появился трехпролетный каменный мост, облицованный розовым гранитом. Здание украсила чугунная ограда с барельефами в виде русалок и морских коньков работы А.П. Брюллова.

К сожалению, неблагоприятные погодные условия в северной столице и другие факторы привели к быстрому обрушению моста. Еще в 1843 году были обнаружены конструктивные недостатки. Это повлекло за собой новые строительные работы, которые велись в начале 1900-х гг. В 1938 г проезжая часть Аничкова моста была заасфальтирована, а в 1951 г движение трамвая было закрыто. Последняя реставрация проводилась в 2007-2008 годах. Сегодня ширина Аничкова моста составляет 37,9 метра, а длина — 54,6 метра.

Мифы и легенды

Аничков мост имеет богатую историю и окружен множеством легенд и мифов. Некоторые из них:

  • Гениталии одной из лошадей напоминают человеческое лицо любовника жены Клодта или Наполеона.
  • Отец Клодт однажды прошел мимо царского шествия, что считалось недопустимым. Однако государь простил его, дав понять, что сделал это только из-за отлитых скульптур.
  • Клодту однажды укоризненно сказали, что у двух его лошадей нет языков. Скульптор так расстроился, что заболел и вскоре умер.
  • Во время неудачной попытки Клодта оседлать лошадь, Николай I сказал скульптору, что он лучше резит лошадей, чем ездит на них верхом.

Кони Аничкова моста

Вы не поверите, но эти городские легенды — дело каждого. Но мало кто может оспаривать красоту лошадей, украшающих Аничков мост в Санкт-Петербурге.

На мосту всегда много пешеходов, которые фотографируются на фоне Фонтанки, городских пейзажей и знаменитых скульптур. Сюда часто ходят небольшие походные группы. Проход судов под мостом в настоящее время запрещен.

Где находится и как дойти

Аничков мост находится в центре Санкт-Петербурга, добраться до него можно по Невскому проспекту. Ближайшая станция метро — Гостиный двор. Это переход реки Фонтанки, соединяющий Безымянный и Спасский острова. По нему проходит Невский проспект.

Современный Аничков мост имеет три пролета на каменных опорах. Облицовка розовым гранитом. Его длина составляет 50 м, ширина — 38 м, трехполосная проезжая часть занимает 31 м. Рядом с мостом расположены следующие достопримечательности города:

  • Аничков Дворец
  • Фонтанный дом
  • Набережная Фонтанки
  • Дворец Белосельских-Белозерских

Характеристики моста

Аничков мост, переброшенный через реку Фонтанку в створе Невского проспекта, соединяет Спасский и Безымянный острова. Это трехпролетное сооружение на каменных столбах, покрытых гранитом. Надстройка выполнена в виде трех пологих сводов, облицованных кирпичом и облицованных гранитом.

Длина моста по задним краям плеч — 50 метров, ширина между досками перил — 38,2 метра.

Мост зарегистрирован Комитетом государственного контроля, использования и охраны памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.

Фрагмент перил моста

Скульптурные группы с лошадьми

Петр Клодт был очень талантливым и творческим человеком. Его всегда интересовали лошади, красота их движений. Наблюдая за этими животными часами, он попытался передать их изящество в скульптурах на Аничковом мосту.

Водничи разбиты

Их четыре, и они олицетворяют этапы приручения человека лошади:

  1. Побежденные водничи, с трудом сдерживая гнев коня и вставая на дыбы. Его одеяло почти выброшено, а копыта готовы в любой момент ударить юношу.
  2. Водничий, стоя на коленях, чуть не накинул попону на лошадь. Он уже немного притормозил зверька и кажется более уверенным.
  3. Водничий поднялся с колен. Ему больше не нужно прилагать много усилий, чтобы удержать лошадь.
  4. Водничи уверенно держат ручную лошадь. Он послушался молодого человека и позволил укрыться одеялом.

Водничий держит на руках ручную лошадь

История появления скульптур на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге довольно сложна. Изначально его должны были украшать статуями не только лошадей, но и быков. Впоследствии от идеи отказались, так как отказались от установки скульптурных групп на набережной Адмиралтейства.

интересно, что фигурки лошадей бросали несколько раз, поскольку скульптуры были подарены — в Берлине на Сицилии. Впоследствии их копии отправили в Петергоф, Стрельну, усадьбу Голицыных.

Примечание! Две лошади, движение которых направлено в сторону Адмиралтейства, подкованы, а две другие — нет. Это связано с тем, что на территории нынешней площади Восстания действительно можно было подковать лошадей. Такова ненавязчивая реклама указателя.

Сколько раз перестраивали

Начиная с 1716 года Аничков мост несколько раз перестраивался:

  • в 1719 г его пришлось укрепить;
  • в 1726 г стал подъемным, центральный пролет снят вручную;
  • в 1741 году его снова перестроили: укрепили и удлинили до 200 м, это было сделано для того, чтобы слоны, представившиеся императрице, могли пройти через него;
  • в 1747 году средний пролет сделали регулируемым, для чего были изготовлены специальные железные механизмы;
  • в 1880-х годах мост снова перестроили, сделав его каменным, но старый подъемный мост оставили;
  • в начале XIX века мостовую вымостили булыжником, у входа поставили фонари;
  • ближе к середине 19 века обнаружилось, что мост очень сузился для Невского проспекта и расширился;
  • в 1840-е их украшали чугунные решетки и скульптуры;
  • в начале ХХ века своды начали деформироваться, мост снова укрепили, к тому же по нему прошла трамвайная линия;
  • после войны восстановили заборы, поврежденные бомбардировками;
  • в 2000 г скульптуры были отреставрированы;
  • в 2007 году реконструирован сам мост: отремонтированы стены сводов, тротуарная плитка и решетки, заменена гидроизоляция и асфальтовое покрытие.

Информация для туристов

интересно отметить, что у конных скульптур на правом берегу Фонтанки подковы на копытах, а на левом они не обуты. По легенде, это связано с тем, что в 18 веке в Литейном отделении находились литейные и кузнечные. Поэтому кованые кони «скачут» от кузниц в сторону Адмиралтейства, а голые, наоборот, «едут» в кузницы, в сторону Литейного проспекта.

Аничков мост в проекте «Петербургские мосты»

Скульптуры

Аничков мост знаменит расположенными с двух сторон конными скульптурами. Это знаменитые «Укротители лошадей», созданные скульптором П. Клодтом. Первоначально скульптуры «Конь с идущим юношей» и «Юноша, держащий лошадь под уздцы» планировалось установить возле Академии художеств, но на набережной поставили сфинксов. Поэтому конные скульптуры разместили на Аничковом мосту со стороны Адмиралтейства.

С другой стороны, сделали гипсовые копии. Затем их несколько раз отливали из бронзы и дарили иностранным дворцам. Спустя несколько лет П. Клодт решил написать другие произведения на эту же тему. Были изготовлены две скульптуры «Покорение лошади человеком».

Виды с Аничкова моста

С Аничкова моста открывается прекрасный вид на реку Фонтанку, набережные реки и исторические здания, выстроенные плотными рядами вдоль набережных, в том числе:

— вверх по течению: памятный знак «Ледяной блок»; Причал; Музей Фаберже, расположенный в Шуваловском дворце; здание Российской национальной библиотеки; Шереметевский дворец (Фонтанный дом) и Белинский мост;

— вниз по течению: библиотека и трактиры Маяковского.

История коней на Аничковом мосту в СПб

Аничков мост в петербурге: история, достопримечательности, курьезы # отдых # отдых # петербург # петербург
Сохраните, чтобы не проиграть!

Четыре скульптурные композиции «Укрощение лошадей человеком» петербургского скульптора-анималиста Петра Карловича Клодта — главное украшение переправы через Фонтанку на Невском проспекте. И в то же время один из самых узнаваемых образов Петербурга.

Вокруг создания П.К. Клодта есть много интересных фактов и историй. Чтобы не погружать читателя в глубины рассказа, кратко перечислим основные:

Окончательно мост украсили бронзовыми скульптурами только в 1851 году. Раньше постоянно снимались две металлические композиции для подарков иностранным монархам императором Николаем I. При изготовлении новых скульптур на постаменте были расписные гипсовые копии. «Под бронзой». «. Они были повторением первой группы.

Окончательный вид скульптура приобрела именно в 1851 году — четыре этапа приручения лошади. Но табличка «Вылеплена и отлита бароном Петром Клодтом в 1841 году» на одном из постаментов может ввести в заблуждение.

Бронзовые кони с разворотом в сторону Адмиралтейства с подковами на копытах и ​​их «соседи» на противоположном берегу Фонтанки — без подков. Говорят, что босоногие лошади заглядывают в бывшие мастерские (18 век, Литейный проспект), где подковывали лошадей. А уже «обутые» уже вышли из крепких рук кузнеца.

При отливке своих скульптур ПК Клод использовал темное пиво. Это подтверждают химические / металлические анализы, проведенные при реставрации лошадей в 2000 г. Историки знали об этом факте, но не могли его подтвердить. Кстати, скульптор всегда отливал свои работы своими руками.

А теперь немного повеселимся. Чаще всего туристы в Санкт-Петербурге спрашивают, как они связаны

Народные предания о скульптурах Клодта

На одной из скульптур, изображающих лошадь, скульптор отклонился от законов природы и позволил себе зоологическую свободу. Он лишил эту лошадь природных характеристик самца, что, собственно, и послужило основой для определения общего названия «жеребец».

Итак, эта лошадь вместо «это» вовсе не «это», а нечто похожее на человеческое лицо. Что имел в виду скульптор в этом смелом зоологическом эксперименте, доподлинно неизвестно, но есть легенда…

Мнение экспертаЕкатерина СмирноваНаш любимый историкСпросите экспертаЛегенда! Говорят, что из хорошего характера Клодт не любил только двух человек: Наполеона и любовницу его жены. И, желая дать выход этому своему настроению, он нарисовал лицо одной из них вместо обычного конского атрибута.

История умалчивает о лице возлюбленного жены Клодта, но знатоки смогли различить контуры лица Наполеона, часами заглядывая под хвост смущенной лошади.

Все рассказы и анекдоты о скульптурах, безусловно, говорят о большой любви народа к этим произведениям искусства. Ну чем еще можно объяснить искреннее прозвище, данное мосту горожанами, сразу после установки всех скульптурных композиций. Он получил поэтическое прозвище: «мост восемнадцати яиц».

Рассматривая лошадей и людей на скульптурах, можно усомниться в математических способностях людей, а вот с арифметикой у петербуржцев все было хорошо. Потому что мэр, который тогда весь день был на мосту, тоже был включен в расчет.

Поэтому в популярном нике все учтено и математически обосновано. Пост мэра на мосту сохранялся до 1917 года, а после его упразднения количественная составляющая прозвища, вероятно, была пересмотрена жителями северной столицы.

Интересные факты

  • Ближайшие к дворцовой площади лошади подкованы, а вторая пара без подков. Говорят, на Литейном были кузницы, поэтому у лошадей, идущих на Литейный, пока нет подков.
  • Спасая лошадей Клодта от гибели во время войны, ленинградцы сняли их с постаментов и решили закопать в землю. Но вырытые ямы были недостаточно глубокими. С приходом холода молотить землю становилось все труднее. Затем головы лошадей, торчащие из ям, засыпали землей и создавали вид клумб.
  • Во время бомбежек 1942 года рядом взорвалась бомба. Мост получил значительные повреждения. Ажурная решетка сорвалась и упала в Фонтанку. Постаменты также были повреждены. Они не удалили следов от осколков, а оставили их как напоминание о страшной войне.
  • Во время блокады Ленинграда нацисты сфотографировались рядом со скульптурами Клодта в Германии, а затем раздавали листовки о падении города.

Аничков мост считается самым узнаваемым мостом Санкт-Петербурга, привлекающим внимание миллионов туристов. Всем гостям, которые приезжают в город на Неве, обязательно стоит взглянуть на этот архитектурный шедевр.

Каменный мост

В 13 веке город стал стремительно расти, изменились границы и начали возводиться дачные участки. Была создана специальная комиссия по каменным постройкам, которая разработала план отделки берегов реки, обращенных к берегам, камнем. Работы по благоустройству были поручены генералу Ф. В. Бауэру.

Аничков мост в Санкт-Петербурге. Фото, где на карте

В 1880-х годах он разработал проект, по которому было возведено 7 однотипных мостов, среди которых был и Аничков. Он был обращен к граниту. Деревянный пролет в центре моста сооружен в рубке. Подъемные механизмы размещались в гранитных башнях. Мост был огражден каменным парапетом, а подъемный мост украшала ажурная решетка. Понять, что такое Аничков мост, можно, взглянув на Ломоносовский мост, который сохранился с тех пор.

Современный мост

Переделать Аничков мост в Петербурге было решено в 1839 году. Со временем Невский превратился в оживленную магистраль. В 1930-е гг. В 19 веке деревянная часть начала разрушаться. Движение на узком мосту было затруднено. Новый возводили очень быстро, семь месяцев строили. Долгожданное открытие состоялось в 1842 году. Мост стал такой же ширины, как и главная улица города — Невский проспект. 3 кирпичных пролета облицованы розовым гранитом, башни сняты.

Жители города массово собрались полюбоваться гранитным сооружением. Горожан впечатлила великолепная чугунная ограда с барельефами русалок и гиппокампа (мифологические морские коньки с рыбьими хвостами). Копия выполнена по образцу решетки Дворцового моста через реку. Безумие в Берлине. Ограда построена по чертежам архитектора Шенкеля.

Аничков мост в Санкт-Петербурге. Фото, где на карте

Было решено разместить на палубе несколько скульптурных композиций на тему приручения лошади, отлитых из бронзы. Эти работы были начаты, но в 1838 году внезапно скончался Василий Екимов, заведующий петербургским литейным заводом. И тогда Клодт решил лично руководить литейными работами, применяя новые по тем временам технологии. Кидал фигурки целиком, а не по частям. Скульптуры не нуждались в дальнейшей обработке, рельефах и различных исправлениях.

А кропотливая работа над восковыми формами позволила точно воспроизвести мельчайшие детали и штрихи на литых бронзовых фигурах. Композиции «Лошадь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня за узду» были установлены на западном берегу в 1841 году. Через проспект они водрузили алебастровые копии, покрытые бронзовой краской. Фигуры отлиты в литейных цехах на Васильевском острове.

К месту установки их доставил целый взвод инженеров. Следующую бронзовую пару нужно было составить. Клодт вернулся к работе, чтобы заменить копии. Прошло 1 год. Эти конные группы не украшали Аничков мост в Санкт-Петербурге, так как император хотел сделать подарок королю Пруссии. В результате скульптурная композиция была отправлена ​​в столицу Пруссии. Сам Клодт сопровождал скульптуры в Европу и руководил их установкой.

Статуи все еще стоят в берлинском парке Кляйст. Гипсовые копии в дождливую петербургскую погоду стали стремительно портиться. По словам начальника полиции, алебастр стал местами падать и фигура выглядит некрасиво. Скульптор потратил еще год на отливку следующей пары лошадей, и они заняли свои места на перилах моста. В Санкт-Петербурге этим статуям было всего 3 года.

Аничков мост в Санкт-Петербурге. Фото, где на карте

Император решил послать сицилийскому королю бронзовых коней. Их демонтировали с Аничкова моста и отправили на Сицилию. Это был знак благодарности императрице за роскошный прием. В Европе лошади Клодта вызывали неудержимое удовольствие, и в связи с этим их копии разошлись по всему миру.

Их устанавливают:

  • в московском имении Голицыных;
  • Стрельна;
  • Петергоф.

Работая над многочисленными копиями, Клодту пришла в голову идея создать конные статуи, совершенно отличные от предыдущих. Автор хотел усилить динамику и драматизм развития сюжета. В 1850 году скульптуры были окончательно установлены, и до сих пор мост не модернизировался.

Мы допустили ошибки при проектировании парома. В начале ХХ века объявлено чрезвычайное положение. Просачивание воды между кирпичным основанием моста и облицовкой постепенно разрушило своды. Было решено демонтировать конструкцию и заменить 3-х пролетные арки на однопролетную металлоконструкцию. Горожане просили сохранить первозданный вид. Их просьбы были поддержаны Академией художеств.

Последний ремонт проводился в начале этого века с использованием современных технологий. В ходе работ заменены опасные участки в кладке, проведена дренажная система, установлена ​​гидроизоляция, восстановлена ​​тротуарная плитка и решетки мостов.

Немного о названии

Название моста не имеет ничего общего с именем Анна, Анечка. Скорее наоборот, он был назван в честь человека — подполковника Аничкова М.О., построившего переправу. Его батальон располагался за Фонтанкой в ​​небольшом финском поселке, который впоследствии был назван Аничковой слободой.
В 1739 году по царскому указу мост получил название Невский, но через 8 лет получил современное название.

Интересный факт! Аничкин мост неправильно называть, хотя в 19 — начале 20 вв. Встречался такой вариант. Однако один из осторожных потомков подполковника оспорил этот вариант в городском совете. С тех пор мост безоговорочно стал Аничковым.

Скульптор

Петр Клод родился 5 июня 1805 года в Санкт-Петербурге. Предки Клодта сделали блестящую военную карьеру, а его прадед участвовал в Северной войне. Его отец был заслуженным генералом и сражался с войсками Наполеона. Его портрет можно увидеть в Галерее героев 1812 года в Эрмитаже.

Аничков мост в Санкт-Петербурге. Фото, где на карте

Детство и юность Петра прошли в Омске, где его отца перевели в командование штаба Сибирского округа. Творческие задатки Петра проявились еще в раннем детстве. Рисовал, вырезал фигурки лошадей из дерева, занимался их лепкой. Эти благородные животные привлекли мальчика своей мощью и грацией. Отец всячески поддерживал увлечение сына. Он послал ему лошадей, вырезанных из игральных карт армией. Все свободное время будущий скульптор проводил за рисованием.

Мальчик по настоянию отца поступил в кадетский корпус. Однажды его не видели 4 дня и нашли в казахском селе, где он наблюдал за лошадьми, изучал их поведение и повадки.

После смерти отца в 1822 году семья переехала в Петербург. Петр поступил в училище полевой артиллерии и продолжал по возможности рисовать лошадей или вырезать их фигурки из дерева. В чине лейтенанта его отправили в артиллерийскую бригаду, но его творческая натура взяла верх. Он ушел в отставку и решил заняться любимым делом.

Двоюродный брат Клодта вспоминал, что будущий скульптор, подгоняемый деньгами, занимал комнату в подвале, привозил туда лошадей, учился рисовать и лепить с натуры. Однажды он сделал фигурку офицера на коне и подарил ее императору. Николай I был поражен творчеством Клодта, приказал найти мастера и назвал аудиторию. По рекомендации царя Петр был принят в Академию художеств.

Клодт имел возможность копировать скульптуры во дворцах и музеях, налаживая полезные контакты между художниками, скульпторами, архитекторами столицы. Вылепленные им фигурки лошадей со всадниками пользовались большой популярностью. Одна из этих работ находилась в собрании императрицы. В 1830 году он получил первый серьезный заказ. Клодту было поручено изваять запряженную шестью лошадьми колесницу Богини Славы, которая должна была украсить Нарвские ворота.

Аничков мост в Санкт-Петербурге. Фото, где на карте

Работа скульптора имела успех. Император был в восторге от работы и по этому поводу заявил, что хозяин делает лошадей лучше жеребцов. Сам скульптор получил высочайшее покровительство и мировую известность. В 28 лет он становится академиком Академии художеств, получает звание профессора скульптуры. Не успев закончить работу над Нарвскими воротами, скульптор получил очередной заказ.

Для украшения набережной между зимой и Адмиралтейством ему было поручено создать 2 скульптуры на тему «Покорение человеком коня». Прогуливаясь по Невскому, Клодту пришло в голову, что на Аничковом мосту будут красивы конные статуи. Император оценил эту идею, — утверждал скульптор. Мост нужно было восстанавливать. От природы Николай подарил скульптору 2 арабских жеребца.

Годы блокады

Во время героической обороны города мост неоднократно подвергался налетам вражеской авиации и артиллерийскому огню.

Конные скульптуры с Аничкова моста захоронены во время блокады

Перила и постаменты моста были сильно повреждены, но жителям удалось спрятать драгоценные статуи и защитить их от вражеских вторжений.

Их сняли с постаментов и похоронили в саду Палаццо деи Пионьери. После окончания блокады были проведены реставрационные работы и устранены все повреждения моста.

Только на постаменте оставили след вражеского осколка, как печать тех военных лет. К 1 мая 1945 года конные статуи были возвращены на постаменты.

Скульптурные композиции Аничкова моста

После установки бронзовых статуй и их гипсовых копий Клодт начал отливать бронзовые статуи, чтобы заменить их «временными гипсовыми поделками». Вскоре на постаментах моста разместились две новые статуи, но эти места оказались «заколдованными». Как только жители города полюбовались полной серией бронзовых статуй, новые скульптуры уже были сняты с пьедесталов, которые еще не были «высечены». Император Николай I решил подарить их королю Пруссии.

Мнение экспертаЕкатерина Смирнова Наш любимый историк Спросите эксперта Интересный факт! Фридрих-Вильгельм IV, увидев скульптуры на мосту, вышел из-под контроля и попросил их у российского императора.

Поэтому прямо с постамента скульптуры он отправился в Берлин, где они находятся до сих пор. Но это было только начало «конской» эпопеи. Очень быстро Клодт бросил, в том смысле, что он сделал, еще две копии бронзовых оригиналов.

В 1844 году их снова установили на постаментах моста. И в очередной раз эти места оказались для них транзитными. Вскоре император подарил их королю всей Сицилии Фердинанду II, и они украсили его дворец в Неаполе. К тому же лошадей забрали …

Клодт не успел их сделать, так как оказалось, что они уже предназначены для другой важной должности. Их сняли с Аничкова моста и вывезли на новые объекты. Так появились бронзовые копии знаменитых скульптур в Петергофе, Стрельне и в усадьбе Голицыных.

В 1850 году скульптор решил прекратить распространение копий в природе и создал две новые скульптуры, развивающие тему сравнения человека и элементов. Так были истолкованы образы коня и матроса в скульптурных композициях.

Художественные образы скульптур барона Клодта

В 1851 году на пустых постаментах установили две новые скульптурные композиции, наполнив единым смыслом весь пластический архитектурный ансамбль.

Каждое скульптурное «единство» рассказывает об этапах борьбы человека с силами природы в виде дикой и непрерывной лошади. Это драматическая история, рассказанная через пластическую и скульптурную динамику форм.

4 скульптуры Аничкова моста

Первая скульптура наглядно показывает начало борьбы за господство в противостоянии персонажей человека и лошади. Это ясно показывает, насколько сильны элементы и водяной человек, который, лежа на земле, изо всех сил пытается удержать разъяренную лошадь левой рукой.

Вторая скульптура повествует о развитии этой борьбы и постепенном господстве над человеком. Водничий уже встал на одно колено и обеими руками крепко держит лошадь за уздечку.

Третья скульптура демонстрирует, что человек способен приручить даже самое дикое и непокорное животное. Он уже твердо стоит на ногах и одним мощным движением стягивает лошадь вниз и накидывает на нее одеяло.

Четвертая скульптура показывает конец истории. Водничий полностью покорил неукротимого жеребца и ходит рядом с ним, держа уздечку одной рукой, и всем своим видом олицетворяет образ хозяина положения. Эта композиция наглядно демонстрирует торжество разума в борьбе со стихией и уверенную победу человека на своенравном коне.

Мнение эксперта Екатерина Смирнова Наш любимый историк Спросите эксперта В версии Клодта всадника, укрощающего лошадь, называют водным всадником. Скульптор представил свои статуи с названием «Лошадь и Водничи».

Эволюцию сравнения также подчеркивают мелкие детали, невидимые на первый взгляд. Таким образом, лошади на первых двух скульптурах, олицетворяющих начало поединка, по-прежнему дикие, целые и без подков. А во вторых двух композициях лошади уже поддались укрощению, и скульптор подчеркнул это подковами на копытах. Но среди жителей города есть и другое мнение…

Легенда! Считается, что некоторые лошади с подковами, потому что они удаляются от Литейного проспекта, где находились кузницы и где были подкованы все лошади города. А две другие лошади уже едут на Литейный, и возможность купить у них подковы еще есть.

Скульптурные изображения на Аничковом мосту породили у жителей Петербурга множество сказок, анекдотов и забавных историй. И на то есть действительно веские причины…

Реконструкции и ремонты

Деревянный мост Аничкова быстро пришел в упадок, и 3 апреля 1719 г начальник полиции А.М. Девье в своем донесении на имя Главного комиссара Канцелярии по делам городов А.М. Черкасского сообщил, что из-за плохого состояния моста через Фонтанку переход по Невская проспект была сложной, и переход требовал срочного ремонта.

В 1721 году мост был перестроен по проекту голландского инженера Хармана ван Болеса при участии архитектора Доменико Трезини. Паром расширили, он стал 18-пролетным с подъемным пролетом. Мост поднимался вручную с помощью деревянного рычажного устройства.

В 1723 году деревянные перила Аничкова моста выкрасили в красный цвет.

В 1749 году архитектор Семен Волков построил на этом месте новый, более широкий деревянный мост по типичной для того времени конструкции. Пролеты моста были обшиты деревом и отделаны деревенским гранитом. Носители сложены стопкой. У входа на высоких деревянных столбах установили фонари.

Аничков мост в середине XVIII века на рисунке М.И. Махаевой «Вид Невского проспекта со стороны реки Фонтанки в середине XVIII века», 1753 г

Аничков мост второй половины XVIII века на картине неизвестного художника

В 1780 году началось строительство гранитной набережной реки Фонтанки. Руководил работами инженер полковник И.К. Герардо. С 1782 по 1788 год через Фонтанку построили семь мостов: Симеоновский, Аничков, Чернышев, Семеновский, Обуховский, Измайловский и Калинкин, а также гранитные набережные.

Мосты построены по типовой схеме, разработанной, по разным данным, инженерами И.К. Жераром, П.К. Сухтеленом, Ф. Бауэром или Дж. Р. Перроне (большинство историков склонно полагать, что автором модели моста был французский архитектор. Жан-Родольф Перроне).

Новый Аничков мост был построен в 1785 году. Как и его собратья, он представлял собой трехпролетное каменное сооружение с деревянным двухстворчатым подъемным мостом в центре и каменными арками по бокам. Столбы моста каменные и облицованы гранитом. На опорах внизу — треугольные гранитные ледорубы, а наверху — четыре гранитные башни, на которых располагались подъемные механизмы. Мост поднимался вручную с помощью цепей.

Чертеж Тауэрского моста 1782-1785 гг

Палуба ограждена каменным парапетом и решеткой из легкого металла на руле. В первой половине XIX века парапеты были заменены чугунными решетками с каменными постаментами. У входов на мост установлены каменные обелиски с овальными фонарями на полках.

Аничков мост 1830 года на картине В.С. Садовникова

В 1839 году узкая проезжая часть Аничкова моста перестала справляться с повышенным движением на Невском проспекте, и было принято решение о ее перестройке. Проект разработан инженерами И.Ф. Буттаца и А.Х. Редер. В декабре 1840 г царь Николай I утвердил проект, затем старый мост разобрали, а 22 мая 1841 г началось строительство новой переправы под руководством генерал-лейтенанта А. Д. Готмана.

Мост перестал быть разводным и стал трехпролетным, равным Невскому проспекту по ширине.

У входов с четырех сторон возведены гранитные постаменты, на которых установлены известные скульптурные группы «Укрощение коня» скульптора П.К. Клодта.

Для перил были отлиты чугунные решетки, дизайн которых перекликается с дизайном перил Дворцового моста в Берлине, выполненным в 1824 году немецким архитектором Карлом Шинкелем. Массивные связи чередуются с русалками, дельфинами и морскими коньками из гиппокампа. Над промежуточными опорами решетки разделены гранитными постаментами, на которых по первоначальному плану планировалась установка ваз, но позже строители отказались от этой идеи.

Аничков мост в 50-х годах XIX века.

Торжественное открытие Аничкова моста состоялось 20 ноября 1841 года.

Эксплуатация нового моста выявила серьезные конструктивные недостатки, которые уже в 1843 г привели к деформации сводов: жесткая гранитная облицовка не была достаточно прочно соединена с легкосжимаемой кладкой. При отсутствии качественной гидроизоляции вода попадала в трещины в местах соприкосновения разнородных материалов, разрушая своды.

Аничков мост 1896 года, видны рельсы конной железной дороги (конки)

В связи с прокладкой трамвайной линии по Невскому проспекту существовал риск, что своды моста не выдержат нагрузки. В 1907–1908 годах Аничков мост был перестроен по проекту С. П. Бобровского и Н. Г. Кривошеина под руководством архитектора П. В. Щусева. При замене сводов также потребовалась замена опор, поэтому мост был полностью разобран.

Ремонт велся по частям, при этом швы между ними оставались пустыми. После реконструкции быки и фундамент остались прежними, кирпичные своды выполнены из кирпича, выдержавшего 15 морозов и облицованного розовым гранитом. Все мостовые конструкции имеют свинцовую свинцовую изоляцию.

Реконструкция Аничкова моста 1907-1908 гг

Большое внимание в проекте реконструкции было уделено не только усилению конструкций, но и сохранению историко-архитектурного облика перекрестка.

Во время войны и блокады Ленинграда знаменитые скульптурные группы П. К. Клодта были сняты с постаментов и захоронены в саду Дворца пионеров (Аничков дворец). 9 июня 1945 года Укротители лошадей вернулись на свои посты.

Осенью 1941 года коней снимают с постаментов

Осенью 1941 года коней снимают с постаментов

1 июня 1945 года скульптуру вывозят из укрытия

В ночь на 6 ноября 1942 года фугасная бомба массой 250 кг поразила Аничков мост. В результате взрыва на Фонтанке были брошены чугунные бордюры и более 30 метров перил, были повреждены гранитные парапеты. Решетку отреставрировали во время войны, и в память об обороне Ленинграда было решено сохранить на граните постамента след осколков немецкого артиллерийского снаряда.

Бронзовая доска с надписью, установленная на одном из постаментов в декабре 1972 года, напоминает о выстреле из гранаты на Аничковом мосту

При этом сама конструкция Аничкова моста не пострадала и эксплуатировалась длительное время и без перебоев без капитального ремонта.

В середине 1990-х гг. Были заменены чугунные перила: их сняли с моста и переделали.

Ремонт перил Аничкова моста

Ремонт перил Аничкова моста

Ремонт перил Аничкова моста

В 2000 году скульптурные группы П.К. Клодта.

Лошади взяты на реставрацию

В 2007-2008 годах был произведен капитальный ремонт надстройки моста. Генеральным проектировщиком выступило НПО «Рэнд», строительные работы — ЗАО «Пилон».

В рамках реконструкционных работ были сняты стены сводов в местах локальных обрушений и сильно разрушенных участков стен, стены сводов залиты цементным раствором под давлением, гидроизоляция надстройки и мощение в битумном конгломерате. Заменена проезжая часть, восстановлены гранитные плиты тротуара и чугунные перила.

Во время ремонта движение по Невскому проспекту не перекрывали.

Аничков мост в ремонте

Аничков мост в ремонте

Конструктивные особенности

Аничков мост в Санкт-Петербурге представляет собой трехпролетное сооружение из кирпича и щебня, облицованное гранитными плитами. Длина центрального пролета 12,5 м, бокового 12,6 м. Ширина восьмиполосной проезжей части — 31,9 м, но мост предназначен для движения не только транспортных средств, но и пешеходов. По этой причине конструкция сооружения предусматривает наличие тротуаров, вымощенных красными гранитными плитами.

Резные ограды изготовлены из чугуна. В одних разделах представлены композиции с русалками, в других — с дельфинами и морскими коньками. В нескольких местах чугунные перила разделены мощными гранитными пьедесталами.

Резные чугунные заборы

В целом Аничков мост можно было бы считать обыденным элементом городского пейзажа, если бы не украшающие его скульптурные группы «Укрощение лошади человеком». Их автором стал скульптор П.К. Клодт.

Как добраться

Аничков мост расположен в центральном районе Санкт-Петербурга. С западной стороны — Аничков дворец с садом, с востока — дворец Белосельских-Белозерских.

Ближайшая станция метро — Гостиный двор (560 метров), также можно дойти пешком от станции Маяковская (700 метров), от Достоевской или Владимирской (840 метров).

Схема метро Санкт-Петербурга

Остановки общественного транспорта на Невском проспекте: возле Аничкова дворца (остановка «Дворец творчества молодежи») и на пересечении Литейного и Владимирского проспектов (остановка «Литейный проспект»).

Автобусов нет. 3, 7, 22, 24, 27, 181, 191 и троллейбусы № 1, 5, 7, 10, 11, 22 довезут вас до остановки «Дворец творчества молодежи», а автобусы n. 15, маршрутка на Литейный проспект No. К-177, К-258, К-90, троллейбус No. 3, 8, 15.

С началом летнего сезона и открытием периода плавания на Фонтанке начинают курсировать лодки и катера. Опоры расположены по обе стороны от Аничкова моста.

 

Оцените статью
Блог про архитектурные сооружения